Вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Викторовна Давыдова

Аннотация. В данной статье рассмотрены различные методы, формы и условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Особое внимание уделено взаимодействию с родителями с целью достижения оптимального результата по ознакомлению детей с современными профессиями.

Ключевые слова: познавательное развитие, формирование представлений о труде, взаимодействие с родителями, знакомство с профессиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_davydova_e.v.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

 Давыдова Екатерина Викторовна, учитель-логопед

Ириткова Татьяна Петровна, учитель-логопед

Павлова Надежда Аркадьевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 184» г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье рассмотрены различные методы, формы и условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Особое внимание уделено взаимодействию с родителями с целью достижения оптимального результата по ознакомлению детей с современными профессиями.

Ключевые слова: познавательное развитие, формирование представлений о труде, взаимодействие с родителями, знакомство с профессиями.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Основными, кто передает ребенку опыт в непосредственном нравственном, эмоциональном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, главным образом его семья.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Верным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.  Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне нескольких задач, а как целостный органический процесс [1].

В образовательной программе дошкольного образования ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда [2].

Надо отметить, что мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Сегодня в информационную начальную компетенцию дошкольника органично вливаются знания о современных профессиях: эколог, менеджер, фотограф, флорист, диджей, блогер, программист, имиджмейкер, логистик, визажист, дизайнер, и др.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Очень часто дошкольники имеют весьма смутные, неполные  представления о мире профессий взрослых. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. При построении нашей работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых, мы опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей. В процессе ознакомления детей с профессиями, совместно с родителями были разработаны различные формы работы: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий, самостоятельная деятельность ребенка, познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка, наблюдения за трудом взрослых, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, моделирование, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, живой пример окружающих взрослых. Детские интересы направляем в соответствии с задачами воспитания, расширяем и углубляем их, стараемся придать им устойчивость, нравственную направленность:  внимательно выслушиваем и отвечаем на детские вопросы; развиваем интерес к окружающей действительности;  осуществляем индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых[2].

        Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, мастер-классы, викторины, интерактивные игры, квесты, беседы и встречи с представителями профессий, организованные совместно с родителями, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий.

Родители с энтузиазмом придумывают различные задания с учетом специфики своей профессии. Мы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое мнение и отношение к профессии.

Центральное место в работе отводится игре. В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция.  Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность, однако в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально-положительного отношения к труду. Темы для игр берутся исходя из изъявленных предпочтений и интересов детей.

Необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Наиболее целесообразным и в то же время эффективным, на наш взгляд, является форма не простого наблюдения за трудом взрослого, а активного взаимодействия с профессионалом своего дела. Дети увлеченно наблюдают за «магией владения компьютерной мышью и клавиатурой» web-дизайнера, скоростью опытных рук парикмахера, гончара, швеи, повара-кондитера, получают эстетическое удовольствие наблюдая за кистью художника, подбору цветов флориста, ювелирной точностью резчика по дереву, удивляются «ожившим» пейзажам фотографа и увлекательным сюжетам видеографа, раскрывают секреты радиоведущих, актеров, фокусников. Конечно, не всем приемам работы можно научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Часто встречаются непонятные детям профессии. Проделанная нами совместно с родителями работа позволила детям преобразовать мозаичные знания детей в более целостное представление о профессии, получив достоверную информацию от специалистов обо всех положительных моментах и сложностях интересующей сферы деятельности. Важно, чтобы дети полюбили профессию, научились наблюдать, умели использовать элементы и навыки в самостоятельной деятельности, не боялись трудностей в освоении нового.

По итогам нашей работы, мы пришли к выводу, что взаимодействие с родителям и привлечение их в образовательную деятельность ДОУ способствует наиболее эффективному формированию у детей дошкольного возраста актуальных представлений и профессиях взрослого, а так же выработки у детей необходимых трудовых умений.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155  «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

2. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 306с.

3. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 74-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности

Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

В данной работе представлены методы, приёмы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников....

Игра – средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий

В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской ...

«Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых»

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Бо...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»

Целью моей работы является формирование представлений  детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками....