Образовательный проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие»
проект (подготовительная группа)

Ларионова Алла Владимировна

 На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_alla.docx52.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

Образовательный проект на тему:

«Народное искусство и культурное наследие»

Чувашские узоры с двумя осями симметрии.

        Автор проекта:

Ларионова Алла Владимировна

воспитатель

                                                        Чебоксары, 2022

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Народное искусство и культурное наследие»

Автор проекта: Ларионова Алла Владимировна

Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема на решение которой направлен проект: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Цель проекта: Приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники ДОУ

Сроки реализации: 2021-2022 учебный год

Задачи проекта: 1. Воспитывать уважение к традициям чувашского народа, вызвать чувство восхищения культурой родной страны.

2.Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

3. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: печь, самовар, коромысло, прялка.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая народность бережно относится к своему прошлому и передает социокультурный опыт подрастающему поколению. И чем младше ребёнок, тем  успешнее идет усвоение народного богатства. Огромное значение и влияние имеет усвоение социального и культурного опыта своих предков, который благотворно влияет на преобразование  внутреннего мира человека. Ценность народного искусства создается в процессе живого творчества. Результатом народного творчества становится художественные изделия , созданные « простыми» людьми. В детском саду знакомство народным искусством происходит  посредством наблюдений, бесед, знакомство с декоративно – прикладным искусством, народными играми, бытом своего народа.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Наблюдая за детьми своей группы на занятиях, в повседневной жизни, я отметила, что знание о традициях чувашского народа у детей поверхностно. 45%  детей  не проявляют  познавательный интерес к традициям;  неточные знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ. Поиск средств привели меня к тому, что  по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа  может стать проект ««Народное искусство и культурное наследие».

Проблематика проекта

   Передомной, как педагогом, встал вопрос, как приобщить детей к народной культуре?

    Изучив интересы детей. Я перед собой поставила:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям.

ЗАДАЧИ: 1. Воспитывать уважение к традициям чувашского народа, вызвать чувство восхищения культурой родной страны.

2.Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

3. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: печь, самовар, коромысло, прялка.

                           ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

С детьми

С родителями

С педагогами

1. Получение знаний об истории чувашского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

1.Приняли активное участие в проекте «Народное искусство и культурное наследие».

Реализация на практике новых методик работы с детьми.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Мероприятия

Срок

Ответственные

Подготовительный

Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта;

Оформление  чувашского уголка

сентябрь

октябрь

Ларионова А.В.

родители воспитанников

Основной

Сбор информации

«Что я знаю о

родном крае».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Беседа «Чувашский

народный костюм».

Беседа «Игры наших предков».

Рассказ о

традициях, обычаях и обрядах чувашского народа

Беседа на тему

«Культура народов, проживающих в Чувашии».

Изготовление с родителями

тряпичной куклы

Экскурсия в СОШ №60

«Ниме» обычай чувашского народа

Заключительный

отчет муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» на педагогическом совете МБДОУ.

май

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

   Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Согласно проекту с дошкольниками велась целенаправленная работа по приобщению детей к истокам культуры чувашского народа через различные виды деятельности. Чтобы максимально приблизить детей к чувашской культуре, в группе был оборудован уголок     « Чувашской культуры». В проекте использовали разнообразные методы и приемы. Это образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, экскурсии, викторины, выставки.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В дальнейшем планируем организовать экскурсию совместно с родителями в музей чувашской вышивки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

2.Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Познавательно-творческий проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие"

Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в...

Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".

Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".

В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...

Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...