Образовательный проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие»
проект (подготовительная группа)
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_alla.docx | 52.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики
Образовательный проект на тему:
«Народное искусство и культурное наследие»
Автор проекта:
Ларионова Алла Владимировна
воспитатель
Чебоксары, 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Народное искусство и культурное наследие»
Автор проекта: Ларионова Алла Владимировна
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики
Проблема на решение которой направлен проект: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.
Цель проекта: Приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники ДОУ
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год
Задачи проекта: 1. Воспитывать уважение к традициям чувашского народа, вызвать чувство восхищения культурой родной страны.
2.Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
3. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: печь, самовар, коромысло, прялка.
ВВЕДЕНИЕ
Каждая народность бережно относится к своему прошлому и передает социокультурный опыт подрастающему поколению. И чем младше ребёнок, тем успешнее идет усвоение народного богатства. Огромное значение и влияние имеет усвоение социального и культурного опыта своих предков, который благотворно влияет на преобразование внутреннего мира человека. Ценность народного искусства создается в процессе живого творчества. Результатом народного творчества становится художественные изделия , созданные « простыми» людьми. В детском саду знакомство народным искусством происходит посредством наблюдений, бесед, знакомство с декоративно – прикладным искусством, народными играми, бытом своего народа.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Наблюдая за детьми своей группы на занятиях, в повседневной жизни, я отметила, что знание о традициях чувашского народа у детей поверхностно. 45% детей не проявляют познавательный интерес к традициям; неточные знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ. Поиск средств привели меня к тому, что по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа может стать проект ««Народное искусство и культурное наследие».
Проблематика проекта
Передомной, как педагогом, встал вопрос, как приобщить детей к народной культуре?
Изучив интересы детей. Я перед собой поставила:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям.
ЗАДАЧИ: 1. Воспитывать уважение к традициям чувашского народа, вызвать чувство восхищения культурой родной страны.
2.Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
3. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: печь, самовар, коромысло, прялка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
С детьми | С родителями | С педагогами |
1. Получение знаний об истории чувашского жилища – избы, об ее быте. 2. Обогащение и расширение словарного запаса. | 1.Приняли активное участие в проекте «Народное искусство и культурное наследие». | Реализация на практике новых методик работы с детьми. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Подготовительный | Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта; Оформление чувашского уголка | сентябрь октябрь | Ларионова А.В. родители воспитанников |
Основной | Сбор информации «Что я знаю о родном крае». | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | |
Беседа «Чувашский народный костюм». | |||
Беседа «Игры наших предков». | |||
Рассказ о традициях, обычаях и обрядах чувашского народа | |||
Беседа на тему «Культура народов, проживающих в Чувашии». | |||
Изготовление с родителями тряпичной куклы | |||
Экскурсия в СОШ №60 | |||
«Ниме» обычай чувашского народа | |||
Заключительный | отчет муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» на педагогическом совете МБДОУ. | май |
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Согласно проекту с дошкольниками велась целенаправленная работа по приобщению детей к истокам культуры чувашского народа через различные виды деятельности. Чтобы максимально приблизить детей к чувашской культуре, в группе был оборудован уголок « Чувашской культуры». В проекте использовали разнообразные методы и приемы. Это образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, экскурсии, викторины, выставки.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В дальнейшем планируем организовать экскурсию совместно с родителями в музей чувашской вышивки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
2.Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...
Познавательно-творческий проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие"
Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в...
Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".
Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".
В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...
- Мне нравится (1)