Дидактические игры и упражнения по правовому воспитанию старших дошкольников
картотека (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Кравцива

«Что такое права и обязанности?

 Право на жизнь» (Ст. 6)

 

«Я имею право...»

Цель: Дать дошкольникам  правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход:  Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право...». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

 

«Ладони»

- Правая рука не может работать, играть без левой. Сравнение прав (правая рука) и обязанностей (левая рука). Права и обязанности дружат между собой. Кладем на ладошки права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (левая ладошка).

 

«Волшебный сундучок»

Из сундучка достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить какое право означает каждый предмет: Свидетельство о рождении. Что это за документ и о каком праве он напоминает? (право на имя и фамилию). Игрушка солнышко – О каком праве напомнило вам солнышко?  (право на отдых и досуг). Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).  Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушечные зайчиха и зайчонок — О чѐм напоминают эти игрушки? (О праве ребѐнка быть вместе с мамой). Картинка семьи - Право ребѐнка на семейные связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_pravovomu_vospitaniyu.docx226.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические  игры и упражнения

по правовому воспитанию 

старших  дошкольников

https://ds131.centerstart.ru/sites/ds131.centerstart.ru/files/archive/img/1621904641_33-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-o-pravakh-rebenka-33.jpg

«Что такое права и обязанности?

 Право на жизнь» (Ст. 6)

«Я имею право...»

Цель: Дать дошкольникам  правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход:  Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право...». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Ладони»

- Правая рука не может работать, играть без левой. Сравнение прав (правая рука) и обязанностей (левая рука). Права и обязанности дружат между собой. Кладем на ладошки права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (левая ладошка).

«Волшебный сундучок» 

Из сундучка достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить какое право означает каждый предмет: Свидетельство о рождении. Что это за документ и о каком праве он напоминает? (право на имя и фамилию). Игрушка солнышко – О каком праве напомнило вам солнышко?  (право на отдых и досуг). Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).  Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушечные зайчиха и зайчонок — О чѐм напоминают эти игрушки? (О праве ребѐнка быть вместе с мамой). Картинка семьи - Право ребѐнка на семейные связи.

«Цветик – семицветик». 

Цель: определение уровня нравственного - правового развития ребенка.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, дети кружатся. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели… (В. Катаев.)

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

«Бюро добрых услуг»

Взрослый раздает детям карточки-рисунки, а дети с опорой на эти подсказки рассказывают о своих добрых поступках (бездомная собака, собака с кошкой дерется, волк подходит к домику, где живут козлята, лиса вот-вот съест колобка, никто не хочет играть с маленьким мальчиком и т. д.).

«Сказочные герои и их права»

Цель: улучшать знания детей о правах человека. Развивать умение анализировать поступки персонажей знакомых сказок, делать выводы. Уметь правильно определять настроение и эмоциональное состояние человека. Закрепить знания пиктограмм прав человека.

Материал: большие карточки с изображением персонажей сказок - добрых и злых; маленькие карточки с изображением людей в разных эмоциональных состояниях пиктограммы прав ребенка.

Ход:

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я разве виновата? Мой дом растаял когда вышло солнце. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой-нибудь, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Вызывает ребенка и просит выбрать значок пиктограммы, которым обозначается право ребенка на неприкосновенность жилища.

«Спасатели».

Цель: Закрепить  право на жизнь.

(Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине,  на острове, в горящем доме. На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения).

Ход: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

 2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

 4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

«Я умею».

Цель: Закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход: Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

«Добрые дела»

Педагог даёт детям бумажные сердечки и предлагает складывать их в «коробочку добрых дел, но при этом ребёнок должен сказать, что хорошее он сделает или уже сделал.

Педагог  кладёт сердечко в коробочку и говорит: «Я подклею книги»

Дети: «Я научу Вову рисовать машину», «Я помогу нянечке убрать посуду».

Когда сердечки окажутся в коробке, педагог говорит:

-Ребята только подумайте, сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишний день в детском саду. Мы можем сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить, и заботится о своих близких, заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать. Можно дарить рисунки своим друзьям. Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и сочинять песни, которые принесут радость многим людям.

«По-разному зовутся дети…»

Право ребёнка на имя и гражданство (ст.7, ст.8)

«Я с вами дружу»

Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:

- Привет, ребята, Я с вами дружу. Меня зовут _______. Смотрите, что я покажу.

И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:

Привет, _______ , Мы с тобой дружим тоже, И мы так сделать можем!

Вся группа копирует показанное ей движение.

«Назови ласково»

Цель: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать,  как его ласково называют дома. За  каждый вариант имени даётся фишка. В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

«Добрый волшебник»

Цель:  дать понятие детям о том, что имя человека необходимо произносить ласково,  по-доброму, никто не имеет права грубить человеку. Воспитывать  в детях доброжелательное отношение друг к другу.  

Материал:   волшебная палочка.

Ход игры:  Педагог предлагает детям представить, что их заколдовал злой волшебник –грубиян, он обзывал каждого из них грубыми словами. Все дети группы перестали говорить, смеяться, двигаться.  Дети располагаются по залу, в застывшей позе.  Педагог поясняет, что расколдовать детей может только добрый волшебник,  который прикоснется к каждому ребенку волшебной палочкой и назовет его  ласково по имени.            Дети  поочередно  исполняют  роль доброго волшебника.

«Найди себе пару».

Цель: Закрепить  знания имён, учить подбирать рифмующиеся имена.

Ход: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

«Я знаю…» (со скакалкой).

Цель: Закрепить знание имен девочек и мальчиков, развивать  память,  мышление.

Ход: Ребенок прыгает через скакалку и на каждый прыжок называет имена девочек или мальчиков. Игра может проводиться в виде соревнования.

«Назови полное имя».

Цель:  Закрепить знания «взрослых» имен людей; развивать речь.

Ход: 1 вариант. Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя.

Тема, Темочка – Артем.

Коля, Николенька, Колечка – Николай.

Настенька, Настюша – Анастасия.

Леша, Алешенька – Алексей.

2 вариант. Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную.

Людмила – Люда, Людочка, Мила.

Елена – Лена, Леночка

 «Подрастающие имена»

Цель: Активизировать в речи полные мужские и женские имена.

Ход:  

1 вариант: (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).Воспитатель демонстрирует свои  детские фотографии и рассказывает: «Имя сопровождает  человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно. Звали эту девочку ласково Светочка. Девочка подросла, пошла в школу и стали ее звать Света. Сейчас она взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно - же о себе. Моя мама зовет меня по – прежнему ласково – Светочка. Мой сын зовет меня  «мама». Мои друзья – «Светой». А в детском саду я для вас всех – «Светлана Владимировна». Вы растете, а имена растут вместе с вами. Далее Воспитатель называет имя, а дети его полное имя.

2 вариант: Мы подрастаем и вместе с нами становятся полными наши имена, н-р: Саша – Александр, Света – Светлана. Далее, воспитатель называет имя, а дети – его «взрослое» имя.

«Луг имен»

Воспитатель:

- В России, есть много имен, которые пришли к нам из других стран. Например, Екатерина – чистая, оно пришло к нам от древних греков. Вы дома уже беседовали с родителями, на тему - откуда пришло ваше имя.

Наши именам - они, словно цветы на лугу. А лугом станет карта мира. Предлагаю вам украсить наш «лужок» (магнитная доска) своими именами (имя написано на цветке, дети называют имя и выносят свой «цветок» - имя на лужок, «цветочки» подготовлены вместе с детьми в ходе предварительной работы, одновременно на карте показываем страну):

персидское имя – голубой цветок,

греческое – красный,

еврейское – зелёный,

латинское – жёлтый,

русское – оранжевый,

украинское – светло-зелёный,

славянское – оранжевый.

- Почему наши цветы такие разные?

«Волшебный клубок»

Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.

Игра с мячом «Дин - дон». 

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?..

«Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть ваше имя. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

«Объясни имя».

Цель. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание.
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:

  • Незнайка (он ничего не знает).
  • Корова Бурёнка (коричневая, бурая).
  • Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями).
  • Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле).
  • Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета).
  • Дюймовочка (девочка очень маленького роста).
  • Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать).
  • Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).

«Дети мира: все мы разные, но все мы равные»

Право на культурную и национальную самобытность, родной язык (ст.30)

«Угадай, кого мы загадали»

Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:

Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

«Поменяйтесь местами» (игра малой подвижности). 

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети становятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, педагог говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«Тихая вода, угадай меня»

Соберите в круг 5 – 9 детей. Объясните правила игры. Повяжите желающему на глаза повязку. Он должен стоять в центре круга. Остальные дети берутся за руки и начинают водить вокруг него хоровод, напевая:

«Вокруг Андрея мы шагаем, где мы остановимся,  Андрей не знает»

Через несколько секунд ребенок в центре говорит: «Тихая вода!», и дети останавливаются. Ребенок в повязке идет вперед, пока не дотронется до одного из детей в круге. Ощупав его лицо и одежду, он пытается угадать, кто перед ним и называет имя этого ребенка. Теперь названный ребенок может в свою очередь надеть повязку. Объясните детям, что когда у них завязаны глаза, они должны дотрагиваться до другого ребенка бережно и осторожно. Когда дело касается физических контактов, маленькие дети могут быть непреднамеренно грубы и неосторожны. Внимательно наблюдайте за детьми и, если необходимо, направляйте их.  Если ребенок в повязке не может определить, кто перед ним стоит, попросите стоящего перед ним ребенка сказать несколько слов.

«Кто, где живёт?»

Цель игры: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).

«Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, тюбетейка).

«Чей дом?»

Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек – с изображением жилищ (чум, хата, изба и т.д.) и людей в национальных одеждах.

«Найди по описанию»

Дидактическая задача: учить детей находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России.      

Игровые действия: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.

«Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Я хочу с тобой дружить».

Ведущий предлагает детям поиграть с клубочком. Он передает клубочек одному из детей, который должен намотать нитку на руку и передать другому ребенку, тому которому захочет. Предавая клубок, нужно сказать волшебные слова: «Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ведущий начинает игру:

«В руки я клубок возьму,

Ручку обмотаю.

А кому его отдам –

Мы сейчас узнаем…»

Передает клубок ребенку со словами:

«Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку.

Ведущий продолжает, называя имя ребенка:

«Леночка клубок возьмет и т.д.…»

Игра продолжается, пока клубочек не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:

«Буду так я говорить:

- С вами я хочу дружить!»

Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой».

«Вот тебе моя рука»

Ребёнок – инвалид имеет право

 на особую заботу и обучение (Ст. 23)

«Поводырь»

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролям.

Игра-тренинг «Цветик-семицветик».

В. Дети, помните сказку «Цветик-семицветик»? (Краткая беседа по сказке.) У меня тоже есть лепестки. Давайте сейчас вместе с вами составим из них цветок. Подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь детям-инвалидам:

1-й лепесток - читать и рассказывать им сказки, рассматривать картинки;

2-й лепесток - делиться игрушками;

3-й лепесток - относиться к ним с уважением, не смеяться, не дразнить их;

4-й лепесток - помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);

5-й лепесток - помогать одеваться;

6-й лепесток - рассказывать им смешные истории;

7-й лепесток - делать подарки.

Игра-тренинг «Пойми меня»

- Ребята, мы стоим в кругу, держимся за руки. Будем «понимать» друг друга руками. Я передаю определенный сигнал, стоящему рядом со мной человеку. Он должен передать такой же сигнал следующему и т.д. Пока ко мне не вернется мой сигнал. Вот тогда мы и узнаем, как же мы понимаем друг друга. Если я получу точно такой же сигнал, значит мы очень дружные и хорошо понимаем друг друга.

«Волшебники» 

Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетные картинки (дедушка ремонтирует стул, мальчик поранил палец, у девочки развязался шнурок, бабушка несет тяжелую сумку, бабушка поливает цветы, дедушка уронил очки);, показывает детям «волшебную палочку» и говорит о том, что сегодня каждый из них может стать волшебником. Воспитатель: Дети, сейчас каждый возьмет волшебную палочку, прикоснется к картинке и скажет, как он сможет помочь персонажу

«Моя семья»

Ребенок имеет право жить вместе с родителями.

Право ребёнка на заботу родителей (ст.9.)

«Пирамида «Моя семья»»

Попробуем представить род человеческий в виде пирамидки. Самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки. Следующее по размеру кольцо – дедушки и бабушки. Кольца выше - это ваши мамы и папы. Остались самые маленькие. Как вы думаете, кого они обозначают? (Детей)

Воспитатель по желанию предлагает детям сложить пирамидку, проговаривая при этом представителей рода.

«Семейный паровозик»

Цель: закрепить представления детей о семье; развивать представления о защите прав ребенка членами его семьи (все члены его семьи обязаны защищать своего ребенка).

Ход игры: воспитатель раскладывает по кругу рисунки детей с изображением семьи, дети становятся в круг, выбирается машинист.  Под музыку паровозик бежит по кругу. Когда музыка останавливается, воспитатель берет рисунок, возле которого остановился машинист и подходит к ребенку, чья семья изображена на рисунке. Ребенок рассказывает о своей семье с помощью наводящих вопросов:

  • Сколько человек в твоей семье? 
  • Кто самый старший? 
  • Кто самый веселый? 
  • А как тебя ласково называют родители? 
  • А кто тебе помогает, когда тебе трудно? 
  • А чем ты можешь помочь своей семье? 

Игра «Кто я в семье» 

Педагог: я буду передавать  мяч, а вы  отвечать  на мой вопрос.

  • для папы ты…. ? (сын, дочь)
  • для дедушки ты… ? (внук, внучка)
  • для сестры ты…? (брат, сестра)
  • кому ты дочь, сын? (папе, маме)
  • кому ты внук, внучка? (дедушке, бабушке)
  • кому ты сестра, брат? (сестре, брату).
  • кто тебе мамина МАМА? (бабушка)
  • кто тебе папин ПАПА? (дедушка)
  • кто тебе мамина СЕСТРА? (тетя)

«Обязанности в семье»

Цель: Способствовать развитию логического мышления детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять  обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)

«Образуй отчество» (с мячом).

Цель: Упражнять в  образовании  отчества от мужских имен; развивать речь.

 Ход: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич)

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепить  знания имени и отчества родителей.

Ход: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра  - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель: Закрепить с детьми понятие «обязанности».

Ход: Ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети  внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

«За свое постою, а чужое не возьму»

Право на жильё и его неприкосновенность. Право на личную тайную жизнь.  (Ст. 16)

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель: Закрепить названия жилищ зверей и насекомых и др. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход: Все становятся в круг. Воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога,  белке – дупло, волку – логово, птице – гнездо,  пчеле – улей,  человеку – дом  и т. д.

«Я живу на…».

Цель:  Закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход: Все встают в круг. Воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

Вариант: «Мой домашний адрес».

Игровое упражнение «Ключик».

Двое детей изображают ворота. Дети по одному подходят к воротам, говорят «Ключик, ключик золотой, дверь чудесную открой!», и называют свой домашний адрес. Те, которые правильно называют свой адрес, проходят через ворота.

Игровое упражнение «Стоп, ключик, остановись»

Дети начинают передавать ключик по кругу, у кого он остается при команде стоп, тот ребенок называет свой адрес, где он живет.

«Кто имеет право жить в этом доме?»

Дети получают карточки с изображением птиц, животных, человека.

Демонстрируя карточку с изображением жилища, воспитатель спрашивает у детей:

 - Кто имеет право жить в этом доме?

«Расти здоровым»

Право на охрану здоровья и

 медицинское обслуживание (Ст.21)

«Угадай вид спорта по показу»

Цель:  формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов  спорта, и узнавать их по показу.

Ход игры:   Воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.

 

«Я умею».

 Цель: Закрепить знание видов  спорта и спортсменов.

Ход игры: воспитатель говорит:

  - Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Однако есть люди, для которых спорт – профессия. И сейчас мы вспомним их.

  Воспитатель начинает игру, передавая микрофон по кругу.

Я – лыжник, я умею кататься на лыжах, но не умею кататься на коньках, а ты?

Я – фигурист, я умею кататься на коньках, но не умею плавать, а ты?

Я – пловец, я умею плавать, но не умею кататься на велосипеде, а ты?

Я – велосипедист, я умею кататься на велосипеде, но не умею забивать мяч, а ты?

Я – футболист, я умею забивать мяч, но не умею играть в хоккей, а ты?

«Подбери  спортивный инвентарь для каждого спортсмена».

Цель:  Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровые правила. Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Ход игры. Взрослый рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняя их знания. Раздав детям картинки, взрослый предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, воланчик, ракетку, лодочку, весла и др. Дети называют их.

- А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того, как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

«Как вырасти здоровым»

Цель: способствовать пониманию детьми, как важно укреплять и поддерживать свое здоровье. Воспитывать сообразительность, развивать быстроту реакции.

Оборудование: набор из  картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья и дети, не заботящиеся о своем здоровье.

Ход игры: выбрать те картинки, которые помогут вырасти здоровым.

«Дополни фразу»

Цель: развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

Ход игры:

Я буду здоров, если буду… каждый день делать гимнастику…

Я буду здоров, если буду… умываться и чистить зубы

Я буду здоров, если буду… заниматься физкультурой

«Хочу все знать. Как важно грамотным быть»

Право ребенка на получение информации, защите от вредной информации.  Право на образование (Ст. 17, ст. 28)

Игра « На одну букву».

Цель: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что  знают это потому, что есть у детей право на образование,  и они им пользуются.

Ход: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

«Ступеньки образования».

Цель игры:  Закрепить знания детей о том, чему учат на каждой ступени образования: в детском саду, в школе, в вузе и на предприятии.

Ход: Игра представляет собой  набор карточек   - кукол людей разных возрастов: ребенка, подростка, юноши и мужчины и  4 картинки ступеньки, на каждой из которой наклеено какое либо учреждение: детский сад, школа, вуз, предприятие. Детям предлагается каждой карточке – кукле найти нужную ступеньку.

«Не обижай меня. Когда нам хорошо  вместе»

Право ребёнка на защиту от всех форм физического

 или психического насилия (Ст. 19)

«Снежная королева»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты   характера. Учить доброжелательно относиться к окружающим.

Ход игры: Воспитатель просит детей  вспомнить сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». В этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель поясняет, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, одев  которые, человек видит  то хорошее, что есть в каждом. Он предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно на детей группы, постараться увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и поясняет, что он видит. После игры (по просьбе взрослого) дети  отмечают, какие трудности они испытывали в роли «рассматривающих», что чувствовали при этом. Игру можно проводить несколько раз, что бы  с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.                            

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом. Ход игры: каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.  

Воспитатель:

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Я не должен...»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — окружающий мир».

Ход:  Дети раскладывают около шаблона «Я не должен...» (знак «−») картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

«Разрешено — запрещено»

Цель: Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено — запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.

Ход:  Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.). Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.

«Покраска дома»

Цель: побуждать  детей к совместной деятельности, к  умению взаимодействовать друг с другом. Воспитывать способность к принятию компромиссного решения поставленной задачи. Материал: бумажный шаблон дома, набор красок- на каждую пару детей. Ход игры: Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные краски, бумажный шаблон дома (один на двоих)и просит детей, прежде, чем приступить к «покраске  дома», вначале продумать, какого цвета будет крыша, сам дом, двери, окна и пр.  Педагог уточняет, что  «красить дом»  нужно вместе, распределив обязанности. Важно, чтобы работа была выполнена аккуратно. Жильцы дома всегда следят за порядком, стараются дом сделать красивым, уютным, чтобы в нем было приятно жить.  Люди должны уметь договариваться, слышать и слушать друг друга, ссоры ни к чему хорошему не приведут. После игры проводится конкурс, в котором учитывается, как  процесс взаимодействия «жильцов дома»,  так и   результат выполненной работы.

«Разрешается - запрещается»

Цель: побуждать детей к  анализу жизненных ситуаций.      

Ход игры: Педагог зачитывает текст, а  дети должны, проанализировав ситуацию, выбрать  подходящее слово -  «разрешается»  или «запрещается». С мамой дети должны жить. Ей цветы всегда дарить (разрешается – запрещается)  

Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни, то и буду выбирать (разрешается – запрещается)  

Нести ответственность за жизнь ребенка

Маме с папой (разрешается – запрещается)  

Вот  в углу стоит мальчишка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (разрешается – запрещается).  

Петь, рисовать и танцевать.

Занятия в саду посещать,

Свои способности развивать,

Это…(разрешается – запрещается).  

«Придумай правовой конец сказки».

Цель: Способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.

Ход:  Воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например:

1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».

 2) К сказке «Заюшкина избушка». «В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т. п.

Право на свободное выражение собственного мнения.

«А я считаю»...

Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:

Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

-  Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.

-  Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

-  Весна лучше осени.

- Самый классный мультик — «Маша и медведь».

-  Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

Дидактическая игра «Кто из героев нарушает право?»

Дети рассматривают иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и объясняют, чьи права нарушаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых упражнений и игр для формирования у дошкольников понятия "Основы Права" может быть интересным и эффективным способом обучения....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...