Консультация для воспитателей. Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.
консультация по музыке

Масальская Татьяна Васильевна

Консультация для воспитателей.

Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.

Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.                 

Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.

Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.

В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
  • учить определять простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);
  • формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.

Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

  • основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
  • гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
  • танцевальные движения;
  • имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий

  • Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)
  • Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
  • Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
  • Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
  • Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
  • Наглядность (показ и объяснение педагога)

Этапы обучения:

  • Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
  • Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
  • Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,

метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,

динамика - сила (громкость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.

Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения.

Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.

Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.

Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.

Музыкально – ритмические движения в детском саду усложняются в каждой последующей возрастной группе.

Ранняя группа

1. Ребёнок выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого - ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»

2. Учится передавать художественный образ через движение.

3. Начинает и заканчивает выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой.

Младшаягруппа

1. Ребёнок знакомится с новыми танцевальными движениями по показу взрослого - выставление ноги на пятку или носок, прямая «пружинка», легкий бег на носочках) и совершенствует знакомые движения (ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»

2. Учится эмоционально передавать художественный образ через движение.

3.Развивает пространственное ориентирование - формирование круга, держась за руки, выполнение танцевальных элементов в паре.

Средняя группа

1. Ребёнок совершенствует выполнение танцевальных движений с частичным показом взрослого – хороводный шаг, движение парами, кружение на носочках, шаг друг за другом («паровозик», «саночки»), «пружинка с поворотом».

2. Совершенствует умение передавать художественный образ в танце в соответствии с характером музыки, согласовывает свои танцевальными движения с другими детьми.

3. Выполняет простейшие перестроения –пары по кругу, врассыпную, колонна.

Старшая группа

1. Ребёнок самостоятельно выполняет танцевальные движения - «пружинка» с выставлением ноги на носок, приставной шаг, прямой и боковой галоп, «тарелочки», «ковырялочка», и другие танцевальные элементы, разученные в предыдущих возрастных группах.

2. Проявляет интерес к образным танцам, самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей в движении.

3. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две.

4. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения волевым усилием.

Подготовительная группа

1. Ребёнок самостоятельно выполняет усложнённые танцевальные движения - поскок, хороводный шаг со сменой направления, танцы с переменой пар, «расчёска», расхождение колонны на две, движение в кругу противоходом.

2. Самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей, проявляя оригинальность.

3. Знает особенности народных и классических танцев.

4. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две, выполняет движения со сметой пар и направления.

5. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения.

Системное обучение музыкально – ритмическим движениям помогут ребёнку расти всесторонне развитым!

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.

Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.                 

Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.

Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.

В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
  • учить определять простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);
  • формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.

Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

  • основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
  • гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
  • танцевальные движения;
  • имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий

  • Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)
  • Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
  • Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
  • Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
  • Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
  • Наглядность (показ и объяснение педагога)

Этапы обучения:

  • Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
  • Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
  • Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,

метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,

динамика - сила (громкость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.

Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения.

Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.

Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.

Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.

Музыкально – ритмические движения в детском саду усложняются в каждой последующей возрастной группе.

Ранняя группа

1. Ребёнок выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого - ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»

2. Учится передавать художественный образ через движение.

3. Начинает и заканчивает выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой.

Младшаягруппа

1. Ребёнок знакомится с новыми танцевальными движениями по показу взрослого - выставление ноги на пятку или носок, прямая «пружинка», легкий бег на носочках) и совершенствует знакомые движения (ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»

2. Учится эмоционально передавать художественный образ через движение.

3.Развивает пространственное ориентирование - формирование круга, держась за руки, выполнение танцевальных элементов в паре.

Средняя группа

1. Ребёнок совершенствует выполнение танцевальных движений с частичным показом взрослого – хороводный шаг, движение парами, кружение на носочках, шаг друг за другом («паровозик», «саночки»), «пружинка с поворотом».

2. Совершенствует умение передавать художественный образ в танце в соответствии с характером музыки, согласовывает свои танцевальными движения с другими детьми.

3. Выполняет простейшие перестроения –пары по кругу, врассыпную, колонна.

Старшая группа

1. Ребёнок самостоятельно выполняет танцевальные движения - «пружинка» с выставлением ноги на носок, приставной шаг, прямой и боковой галоп, «тарелочки», «ковырялочка», и другие танцевальные элементы, разученные в предыдущих возрастных группах.

2. Проявляет интерес к образным танцам, самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей в движении.

3. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две.

4. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения волевым усилием.

Подготовительная группа

1. Ребёнок самостоятельно выполняет усложнённые танцевальные движения - поскок, хороводный шаг со сменой направления, танцы с переменой пар, «расчёска», расхождение колонны на две, движение в кругу противоходом.

2. Самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей, проявляя оригинальность.

3. Знает особенности народных и классических танцев.

4. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две, выполняет движения со сметой пар и направления.

5. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения.

Системное обучение музыкально – ритмическим движениям помогут ребёнку расти всесторонне развитым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. " Влияние музыкально- ритмических движений на развитие ребенка".

quot;Влияние музыкально-ритмических движений на эмоциональное и физическое развитие ребенка"...

Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".

Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...

Консультация для родителей "Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию консультацию по музыкально-ритмическому движению детей дошкольного возраста...