Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности
статья

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ И ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труд в природе имеет очень ценных преимуществ для всестороннего развития дошкольников:

  • в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
  • создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования); удовлетворяются  эстетические потребности детей;
  • формируется интерес к труду взрослых; усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды);
  • труд в природе помогает развить чувство коллективизма; помогает воспитать бережное отношение к природе.

Труд в природе будет иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать. Труд должен отвечать определённым гигиеническим и педагогическим требованиям: должен быть разнообразным по содержанию; регулярным; посильным; должен постепенно усложняться; в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями; безопасным. Труд никогда не должен применяться в виде наказания! Приведём пример для детей 6 лет в рамках познавательного развития: «Ребёнок и природа». Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определённую территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

  • развивать чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
  • умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
  • стремление и навыки активного участия в охране природы;
  • формирование представлений: об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, животных, растений; углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
  • воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
  • уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт;
  • внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  • бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
  • ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

«Неживая природа». Цель: формировать представления о: характеристиках каждого сезона: температуре воздуха, осадках, долготе дня, состоянии растений, животных, людей; свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва – песок, камни, глина); планетах Земле, Луне, Солнце, звёздном небе. Умения: замечать изменения погоды, природы и отмечать в календаре природы.

«Растения». Представление о: дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле; разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками; растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоёма); сезонных изменениях в состоянии растений; лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.); опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.); отличительных признаках конкретных растений: 5-6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6-8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3-4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3-4 растения луга (ромашка, василёк, смолка, колокольчик и др.), 4-5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3-4 растения водоёма (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6-7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.)

Формировать у дошкольников умения соотносить: типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы, овощи, фрукты); растения с природными сообществами (лес, луг, водоём); состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе; осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.

«Животные». Формировать представление о: видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов; приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной); животных леса, луга, водоёма; сезонных изменениях в жизни животных; отличительных признаках конкретных животных: 5-6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5-6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3-4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3-4 животных Красной книги (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).

Умения:

  • соотносить типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);

животных с природными сообществами (лес, луг, водоём);

сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;

  • осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытьё кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.

Организм человека

Представления о (об):

  • элементарном строении, функциях и защите органов чувств (язык, глаза, нос, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
  • внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
  • условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
  • росте и развитии человека;
  • возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец-дошкольник-школьник-взрослый-старый;
  • неповторимости каждого человека.

Умение соблюдать правила личной гигиены.

Взаимосвязи в природе

Представления о:

  • приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
  • климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето холодное, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2-3 животных и растения);
  • сезонных изменениях природных сообществ;
  • состоянии природы земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге (3-4 животных и растения);
  • правилах поведения человека в природных сообществах;
  • умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ

В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальн...

"Воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-...

Методические рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...