Проект "Одиссея Семицветика"
методическая разработка (старшая группа)
Квест-игра - как современная форма взаимодействия участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektodisseya_semitsvetika.docx | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Одиссея «Семицветика» »
Квест-игра - как современная форма взаимодействия участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Аннотация
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. ФГОС ДО также делает акцент на расширение взаимодействия с родителями и активное вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ. Учитывая предъявляемые требования ФГОС, было принято решение апробации игровой технологии «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Актуальность
Ребенок - дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают наличие образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. На наш взляд, это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
Квесты - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Образовательные квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квест-игр способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.
Преимущество квест-игр заключается в том, что их можно организовать в любой тематической направленности.
Но самое главное, это то, что квест-игры помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья, родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ.
Цели и задачи педагогического проекта
Идея создания проекта: внедрить игровую технологию «квест» к содержанию и формам организации детской и детско-взрослой деятельности.
Цель проекта: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
- Способствовать всестороннему развитию детей;
- Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;
- Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
- Создавать положительный эмоциональный настрой участников игры.
В соответствии с целью определились задачи проекта:
1) изучить педагогическую литературу по теме проекта;
2) изучить специфику формирования социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
3) апробировать на практике применение технологии «квест»;
4) выявить возможности систематического применения технологии «квест»;
5) разработать методическое обеспечение, а также универсальную модель образовательного события «квест».
6) разработать квест-игры по основным тематическим блокам в календарном планировании дошкольного учреждения.
Участниками проекта выступили: педагог-психолог, воспитатели, воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки исполнения проекта: один год.
Новизна проекта: разработка, апробирование и внедрение технологии «квест».
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
- повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
- использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- пополнение «методической копилки»;
- положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе и дошкольном учреждении.
Дети:
- развитие коммуникативных навыков у детей;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
- вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.
Родители:
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как активных участников;
- сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений;
- укрепление и формирование доверительных взаимоотношений детский сад-семья;
- совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель (законный представитель)).
Продукт проекта:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность;
- укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
- пополнение диагностического материала;
- конспекты совместных квест-игр с родителями (законными представителями).
Принципы реализации проекта
Работа над проектом, шла под руководством следующих принципов его реализации:
Принцип развивающего обучения: придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
Принцип воспитывающего обучения: в процессе образовательной деятельности дошкольники не только овладевают знаниями, но происходит воспитание многих качеств, таких как любознательность, дисциплинированность, настойчивость, воля и организованность.
Принцип активности: этот принцип предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип свободы выбора: ребенку предоставляется возможность, самому решить в какую игру он будет играть и ее режиссировать.
Принцип интеграции: игровая деятельность взаимосвязана с разными видами деятельности детей (познанием, физической деятельностью, развитием речи, социализацией).
Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне развития социально-коммуникативных способностей качеств детей:
- знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
- может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению;
- имеет предпочтения в игре, выборе труда и творчества;
- договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет;
- оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами.
В ходе разработки проекта мы предположили возможные негативные последствия:
- низкое познавательное развитие детей;
- низкая заинтересованность родителей;
- не высокая профессиональная компетентность отдельных педагогов.
И постарались предупредить негативные последствия:
Распределили педагогов, ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению;
Организовали методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов;
Провели цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности;
Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провели в группах родительские собрания, консультации по разъяснению запланированных задач по проекту, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап.
- Обдумывание идеи проекта, сбор информации и материала для его реализации.
Один из важных моментов подготовительного этапа – это организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды:
- подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей;
- разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.
- Методическая работа:
- изучить методическую литературу, ознакомится с трудами известного педагога В.П. Беспалько, положившего начало столь важной отрасли педагогики - проектированию, такими авторами, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Хуторской;
- определение темы, цели, задач, принципов проекта, условий деятельности, критериев результативности, сроков и плана реализации ответственных за отдельные этапы проекта;
- составление перспективного плана мероприятий;
- изучение опыта воспитателей по теме проекта;
- изучение заинтересованности родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства;
- диагностика детей методом, выявляющим объективную картину межличностных отношений воспитанников;
- предположение проблемы;
- родительское собрание по итогам диагностики детей;
- тестирование и анкетирование родителей (законных представителей);
- семинары и семинары практикумы для педагогов.
В ходе работы над проектом, выяснились следующие противоречия:
- между желанием родителей вырастить здорового, общительного ребенка и отсутствием времени для игровой деятельности детей в домашних условиях, по причине загруженности родителей, а так же недостаточными компетенциями родителей в области социально-коммуникативного развития дошкольников;
- между имеющимися в детском саду условиями для игровой деятельности и нежеланием педагогов использовать их в разнообразных формах организации игры.
2. Этап реализации проекта.
Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:
- Кадровые: педагог-психолог, воспитатель;
- Информационные: методическая литература, Интернет;
- Материально-технические: групповые помещения, кабинет педагога-психолога, музыкальный и спортивные залы, прогулочные участки, ноутбук, проектор, аудиоаппаратура.
Реализация проекта проходила через организацию разнообразных форм работы по социально – коммуникативному развитию: совместная образовательная деятельность, спортивные праздники, досуги и развлечения, прогулки детей.
При разработке и проведении квест-игр использовали следующие принципы:
1. Доступность заданий – задания не сложны для ребёнка.
2. Системность – задания логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами.
5. Разумность по времени. Время на выполнение заданий расчитано таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
6. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
7. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Условия:
1. Игры безопасные (недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).
2. Вопросы и задания соответствуют возрасту.
3. Недопустимо унижение достоинство ребенка (например, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен).
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Основное содержание:
Выбор сюжета квест-игры соотвтетствует календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты:
1. Разработка и разбор сценария.
2. Создание антуража для каждой зоны проведения действий.
3. Подготовка музыкального сопровождения.
4. Разработка презентации для вступительной части.
5.Оформление наглядного материала (карты, маршруты, эмблемы помещений).
6. Продумывание методики и организации проведения игровых заданий.
7. Подготовка необходимых реквизитов для прохождения каждого пункта.
Разработка маршрута передвижений:
- маршрут непривычен, но безопасен для детей;
-для повышения интереса детей, способы передвижений различные;
-достаточное количество передвижений с посещением малоизученных «уголков» ДОУ;
-при методической разработке заданий опор не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка;
-художественное оформление «остановок» по маршруту поиска соответствует тематике и содержит в себе подсказку-направление для продолжения пути.
- Заключительный этап.
В заключительном этапе проекта, мы провели сравнительный анализ в области социально - коммуникативного развития.
Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта
Целью в реализации проекта было применение возможностей квест-игр для вовлечения родителей в образовательную деятельность. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы выделить из родительской группы энергичных родителей, которые станут активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу старались опираться в подготовке различных мероприятий, как с детьми, так и с родителями.
Вместе работая над проектом, педагоги, родители и дети образовали детско-взрослое сообщество, которое предполагало партнерскую позицию взрослого.
Совместный проект помог сплотить коллектив родителей, дал возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод.
Данный проект, с одной стороны, направлен на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дал возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Проект расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помог выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К завершению проекта планируем следующие качественные изменения:
Результаты-эффекты:
- повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
- пополнение методической копилки;
- положительные психологические изменения во взаимоотношениях с родителями, повышение педагогической грамотности родителей;
- повышение культурного уровня всех участников проекта;
- положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.
Дети:
- развитие коммуникативных навыков у детей;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
- вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.
Родители:
- сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений;
- родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья;
- совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель).
Социальный эффект:
- расширение взаимодействия с родителями воспитанников;
- расширение сетевого взаимодействия с внешними партнерами;
- вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.
Результаты-продукты:
- видеофильмы;
- методические разработки;
- сценарии квест-игр;
- педагогический проект.
Перспективы развития проекта
Продолжение реализации проекта с расширением и развитием тематического содержания.
Усиление интерактивности в формах реализации проекта.
Расширение территории проведения квест игр.
Увеличение количества участников квест игр.
Ресурсы для продолжения проекта
Заинтересованность участников проекта в продолжении работы.
Наличие новых идей реализации проекта.
Методическая поддержка организаторов квест-игр со стороны администрации МБДОУ.
Управленческие решения администрации МБДОУ с целью совершенствования системы стимулирования педагогической деятельности, направленной на развитие профессиональной компетентности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Проект помог детям не только развить навыки совместной деятельности, но и способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.
Квест-игры помогли нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Укрепились доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Во время проведения квест-игр, получая большой эмоциональный заряд, дети стали более раскрепощенными в общении, повысилась познавательно-речевая активность, дети научились вместе решать задачи, находить выход из ситуации, что привело к сплочению детского коллектива. Повысился образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир квест-игр, совершенствовалась система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Огромным плюсом в проведении таких мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель и родитель).
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для дошкольников. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Используя технологию образовательный квест ребёнок:добывает знания, выстраивает работу по алгоритму; приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде; делает собственный выбор; пользуется разнообразными источниками информации.
Таким образом, квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Приложение 1
Квест-игры в соотвтетствии с календарной тематикой
дошкольного учреждения
Месяц | Тематика | Квест-игры | Автор | |
Старший, подготовительный возраст | ||||
Сентябрь | «Осенняя пора!» | Школа – «День знаний»/ «Нам нужен мир» | ||
«Фрукты, овощи» | ||||
«Хлеб-всему голова» | ||||
«Лес» | ||||
Октябрь | «Мир вокруг нас!» | «Животные» | ||
«Птицы» | ||||
«Животные жарких стран» | ||||
«Мебель», «Посуда» | ||||
Ноябрь | «Одежда» | |||
«Подводный мир» | ||||
«Дом, где я живу!» | «Моя страна Россия», «День народного единства» | |||
«Иркутская область»/ «Безопасность» | ||||
Декабрь Январь | «День города»/ «ПДД» | |||
Здравствуй, Зимушка-зима! | «Зимующие птицы» | |||
«Звери зимой» | ||||
«Новый год» | ||||
«Детские забавы» (спорт) | ||||
«Вежливость» | ||||
Февраль | «И вся Россия за спиной…» | «Древо семьи» | ||
«Богатыри» | ||||
«День защитника Отечества» | ||||
«Мужские профессии»/ «Осторожно спичка» | ||||
Март | «Весна шагает по планете!» | «Международный женский день» | ||
«Профессии» (женские) | ||||
«Мы сажаем огород», «Комнатные растения» | ||||
«Деревья, Цветы»(жарок, ландыш, подснежник, колокольчик) | ||||
Апрель | «Наша планета Земля» | «День смеха», «Цирк», «Театр» | ||
«Космос» | ||||
«День Земли» «Планета Земля» (народы) | ||||
Знакомство с народной культурой и традициями | ||||
Май | В гостях у сказки | |||
«День Победы» | ||||
«Азбука безопасности» | ||||
«Насекомые» |
Приложение 2
Планируемые результаты по развитию
социально-коммуникативных качеств дошкольников
Критерии | |
Умеет объединяться со сверстниками для совместной игры | |
Умеет договариваться | |
Помогает сверстникам | |
Умеет слушать собеседника | |
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности | |
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх | |
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других | |
Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты | |
Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам | |
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности | |
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается | |
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими | |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре | |
Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации | |
Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам | |
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать | |
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания | |
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности | |
Проявляет ответственность за начатое дело. | |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам | |
Интересуется причинно-следственными связями | |
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности |
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред., Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., испр., и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»
Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...
Конспект занятия "Цветик-семицветик"
Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....
Выпускной бал "Цветик - семицветик"
Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....
Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".
Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик» Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: "Здоровьесберегающие компоненты в математической сказке Цветик-семицветик"
Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации....
Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре
Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...
Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"
Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...