Проект "Поиграем, малыши"
методическая разработка (младшая группа)

Морозова Олеся Владимировна

Цель: развитие навыков режиссерской игры у детей раннего возраста посредством использования игровых полей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poigraem_mbdou_dskv_61.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Поиграем, малыши!»

Игровые поля как средство развития режиссерской игры детей раннего возраста

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

Проблема. В последние годы говорят о том, что сюжетно-ролевая игра уходит из жизни детей. Педагоги отмечают бедность игровых сюжетов, скудность и однообразие ролевых действий. Проблема зачастую связана с тем, что развитие игровых навыков воспитанников тормозится уже в раннем детстве, когда появляется первый вид игровой деятельности – режиссерская игра. Если условия, необходимые для развития этого вида игры в раннем возрасте не будут созданы или будут выстроены неадекватно, время для формирования игровых навыков, связанных с придумыванием сюжета игры, использованием предметов-заместителей, формированием ролевой речи будет упущено. К целевым ориентирам раннего возраста в игровой деятельности относятся следующие показатели:

- ребенок в короткой игре воспроизводит действия взрослых, впервые осуществляя игровое замещение;

- ребенок проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.

Таким образом,  действия педагога в развитии игровой деятельности детей раннего возраста должны быть направлены на организацию привлекательного окружения для развития режиссерской игры, предоставление детям мелкого игрового и неигрового материала, и особой роли взрослого, подающего «импульсы» для развития игры.  В связи с тем, что режиссерская игра в раннем возрасте индивидуальна и требует обособленного пространства, одним из средств ее развития может быть использование игровых полей.

Цель: развитие навыков режиссерской игры у детей раннего возраста посредством использования игровых полей.

Задачи:

  • способствовать зарождению воображения воспитанников в процессе придумывания простейших игровых сюжетов в пространстве игрового поля с использованием игрового и неигрового материала;
  • развивать игровые навыки, связанные с замещением реальных предметов;
  • поддерживать проявление детской игровой инициативы;
  • развивать речь воспитанников на основе озвучивания действий персонажей на игровом поле.

На наш взгляд они выполняют свое основное назначение – создают условия для полноценного развития режиссерской игры детей раннего возраста.

Основная идея создания игровых полей в группе раннего возраста  заключается в развитии первоначальных игровых навыков детей раннего возраста с использованием игрового поля. Данная работа базируется  на принципе поддержки самодеятельной игры воспитанников. В основе ее лежит технология развития игровой деятельности Е. Кравцовой, которая выделяет наличие особого индивидуального пространства для игры как одно из важнейших условий для развития режиссерской игры. Таким образом, игровое поле является условием и средством развития режиссерской игры.

Для формирования первоначальных навыков, связанных с:

•        придумыванием сюжета;

•        использованием предметов-заместителей;

•        формированием ролевой речи

необходимо, чтобы ребенок:

  • в короткой игре воспроизводил действия взрослых, впервые осуществляя игровое замещение;
  • ребенок проявлял самостоятельность в бытовых и игровых действиях.

Поэтому, действия педагога должны быть направлены:

•        на организацию привлекательного окружения для развития режиссерской игры,

•        на предоставление детям мелкого игрового и неигрового материала,

•        особую роль взрослого, подающего «импульсы» для развития игры.

Создавая игровые поля, педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию.

Этапы работы:

1 этап: Ребенок - зритель

Задача: увлечь ребенка новой для него деятельностью.

2 этап: Привлечение ребенка к активным действиям

Задача: слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памяти линию сюжета.

3 этап:  Самостоятельная  режиссерская игра

Задача: поддержка детской игровой инициативы.

Использование игровых полей в работе с детьми раннего возраста  предполагает индивидуальную и подгрупповую форму работы.

Организационные механизмы:

  • Индивидуальная работа педагога.
  • Поддержка самостоятельной игровой деятельности.

Индивидуальная работа педагога с воспитанником предполагает обогащение игрового опыта ребенка, стимулирование воспроизведения действий взрослых в игре, поддержку речевого сопровождения игры;

Поддержка самостоятельной игровой деятельности, основана на создании игрового пространства, обогащение мелкого игрового материала и заместителей.

Работа по созданию условий для развития режиссерской игры детей раннего возраста посредством игровых полей направлена на достижение образовательных результатов:

  • сформированность предпосылок  развития воображения в процессе действия с игровым и неигровым материалом на основе разыгрывания простейшего сюжета;  
  • сформированность игровых навыков, связанных с игровым замещением реальных предметов;
  • проявление игровой инициативы, стремления к совместным игровым действиям со взрослым и самостоятельной индивидуальной игре;
  • появление фраз, состоящих из 2-4 слов, простейших диалогов, основанных на озвучивании действий персонажей на игровом поле.

Условия  организации режиссерской игры:  

  • Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (картонные коробки, ширмы).
  • Наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала (кубики и коробочки, мелкие игрушки: машинки, куколки, разные зверюшки, кораблики, деревья и т. п.)
  • Позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. 

Организация игровых полей дает возможность общения и совместной деятельности детей раннего возраста и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.

В нашей группе много игровых полей сделано своими руками. Основу игровых полей составляет различный материал.  Это и ковролин, и магнитная доска, и дерево, и обычные лоскуты ткани.

Игровые поля, кроме выполнения своей основной игровой  функции, способствует и  формированию сенсорных способностей у детей, а также обеспечивает ребенку продолжительный и увлекающий процесс познания и манипуляций с предметами, которые могут быть опасны в быту. При этом малыши не только действуют, но и думают. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание, память и мышление ребенка. А это является одной из важнейших характеристик  развития познавательной активности детей.

Созданные нами игровые поля вызывают у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной игровой, речевой активности, познавательной  деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста.

Такая игровая среда позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В ходе реализации проекта отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровых полей, дети проявляли интерес и желание играть с ними: дети придумывают простейшие игровые сюжеты в пространстве игрового поля с использованием игрового и неигрового материала; могут замещать реальные предметы,

Возросла речевая активность детей на основе озвучивания действий персонажей на игровом поле, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.

Литература:

  1. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / [Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др.] . - М.: Просвещение, 2015.
  2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника : книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
  3. Печёра К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада / К. Л. Печёра, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М .: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....