Конспект занятия по экологии
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Носова Ирина Алексеевна

Конспект занятия по экологии

Тема: «Мы - друзья природы»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Образовательная область «Познание»:

- Расширять, пополнять, уточнять и закреплять знания детей о природе, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

-  Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы;

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха, воды.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

 Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.

- Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (создание проблемных ситуаций).

- Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

- Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

- Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

- Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

- Активизировать словарь (экология, выхлопные газы).

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные методы – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы – использование ТСО (презентация), иллюстраций.

Практические методы – использование метода наглядных моделей.

 

Планируемы результаты:

развитие интегративных качеств  «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы соответствующие возрасту).

Организация пространства.

Оборудование: телевизор или ноутбук, карточки с изображением птиц и животных, их жилища, экологические знаки «Не рви цветы», «Не оставляй мусор в природе», «Не разоряй муравейник», «Не оставляй без присмотра костер», аудиозапись «Звуки леса», «Голоса птиц», костюм «Ёлочки», блокноты в подарок для детей.

Предварительная работа: просмотр мультфильма про «эколят» молодых защитников природы; беседа о красной книге животных и растений.

Действующие лица: группа детей дошкольного возраста, педагог, Елочка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог

- Доброе утро ребята!

- Доброе утро - солнцу и птицам.

- Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год… (Ответы детей)

Правильно, это Ёлочка.
Это не простая Елочка, а из мультфильма про эколят.

2. Основная часть.

Педагог

  - Ребята, а вы помните, кто такие эколята?   (Ответы детей)

Давайте поздороваемся с  Елочкой и пожелаем ей доброго утра. (Дети здороваются с гостьей)

После этого звучит грустная музыка

Педагог

- Ой, Елочка,  а почему такая грустная музыка у нас?

Ёлочка

-Ребята, это мы слышим тревожное сердце земли и если оно так бьется, значит, земля  в беде.

Гудят заводы, всюду пыль.

Бежит, дымит автомобиль,

 а между тем деревья стонут,

в грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы,

рубят лес и губят воды.

Стала грязной вся вода,

от растений нет следа.

 Ёлочка.

 - (показывает картинку) Ребята, посмотрите на это изображение. Вот что происходит сейчас у нас.  На поляне у реки столько много мусора,  приехали люди на машинах (выхлопные газы), развели костёр, порвали цветы, набросали кругом мусор, били бутылки.  А когда уехали, весь мусор оставили здесь.

Ёлочка

 -Ребята, нужно что - то делать! Я предлагаю вам стать моими помощниками, вы согласны? (Ответы детей)

-Но для того, чтобы стать моими помощниками вам нужно выполнить несколько заданий.  Вы,  согласны?

Задание №1 «Разложи карточки»

Ёлочка

-Перед вами лежат карточки, на них изображено то, что можно делать в лесу, а что нельзя. Давайте вместе разберёмся. Вспомним правила охраны природы. (Дети перечисляют)

(В лесу нельзя: слушать громко музыку, бросать мусор, топтать и рвать цветы, мыть машины, ловить жуков и бабочек, разводить огонь, разорять муравейники, не рвать паутины, не лезть в птичьи гнёзда).                                               (В лесу можно: ходить по тропинкам, любоваться цветами, наблюдать за бабочками, слушать птичек).

Ой, ребята, какие вы молодцы!

А как же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей)

Педагог

 -Конечно, мы их никогда сами не будем обижать и расскажем о беззащитных животных и растениях своим друзьям.

Дыхательная гимнастика.

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Педагог

Ребята, послушайте, я слышу чьи-то голоса.

Ёлочка

На земле такой обычай,

весной встречаем стаи птичьи.

Готовы скворечники - можно селиться.

Летите, летите весёлые птицы.

Скорей занимайте дома!

Задание №2  «Прилетели птицы»                                                                  Ёлочка

-Ребята, чтобы окончательно убедиться, что вы настоящие спасатели вот вам задание: я сейчас буду называть названия птиц, но если вдруг я ошибусь, то надо хлопнуть в ладошки 1 раз.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Мухи

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Макароны

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, чибисы,

Чижи, галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совки - сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все мы молодцы!

Педагог

 -Дети с заданием вы справились замечательно!

- Ёлочка,  ребят уже можно принять в отряд «эколят»?

 Ёлочка

- Нет! У меня ещё несколько заданий и вот одно из них, ответьте на мои вопросы.

Задание №3

  1. Почему в открытых гнёздах яйца цветные, а в дуплах белые?

(в гнёздах птицы маскируют свои яйца)

  1. А почему сороку назвали сорокой?

 (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

  1. Кто смастерил белке дупло? (Дятел)

4.  Почему воробей получил себе такое название? 

(он воровал зёрна, а люди бегали за ним, и кричали: вора бей)

Педагог

Смотрите ребята: воробышек немного загрустил. Давайте попробуем его развеселить и поиграем. Мы сейчас с вами превратимся в маленьких воробьёв.
Физкультминутка: "Воробьи" (проходит под музыкальное сопровождение).
Воробьи летали,
крыльями махали.
(махи руками)
Песни распевали,
чик-чирик, чик-чирик.
Все на землю сели,
(сесть на корточки)
Червячков они поели.

(машут головой, словно клюют)
Клю, клю, клю, клю,
клю, клю, клю, клю,
как я червячков люблю.
(погладить животик)
Перышки почистим,
чтобы были чище.
(руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так,
вот так, вот так,
чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
чтоб сильней стать деткам.

(прыгают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Чтоб сильней стать деткам.
Дети садятся на места.

Ёлочка

-  Вы молодцы ребята, но это ещё не всё. У меня в лесу живут ещё и звери, проверю, что вы о них знаете.

Задание №4 «Найди жилище»

Ёлочка

Вам надо найти каждому животному свое жилище

(на доске карточки с изображением животных и их места обитания, дети выходят по очереди к доске и находят жилище для каждого животного)

Ёлочка

- Ребята, вы молодцы, я назначаю вас своими помощниками!

3. Подведение итогов

Педагог

- Ребята, Елочка присваивает вам почетное звание «Эколята»,

 а в подарок для вас у нас есть блокноты с изображением птиц и животных.  

Ёлочка

 - Ребята, блокноты, это не простые, из них мы вместе с родителями  сможете сделать свою  красную  книгу. Каждый раз, узнав о редких растениях и животных, пополняйте свой блокнот картинками и рассказами,  делайте рисунки. И тогда каждый из нас запомнит их и не даст в обиду. Наша земля будет для всех людей, животных, растений добрым и красивым домом.

(звучит музыка)

Педагог

Ребята, вы слышите? Какая красивая музыка!

Ёлочка

Это сердце Земли бьётся радостно, ведь  у неё столько помощников, теперь мы все вместе будем наводить порядок на нашей планете.

 

 

   

 

 

 

  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...