Методическая разработка: конспект по социально-средовой ориентировке занятие "Лето наступило"
план-конспект занятия (младшая группа)

Для учителей коррекционных школ и воспитателей коррекционных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_nastupilo.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:

«Социально-средовая ориентировка»

Тема «Лето наступило!»

Методическое объединение специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью школьного возраста

Ковальчук Елена Михайловна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2021 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Ковальчук Елена Михайловна,

воспитатель

Наименование учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№20Б

Дата

30.06.2021

Программа (указать название программы, направленность)

«Социально-средовая ориентировка»

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом

Тема занятия

«Лето наступило!»

Форма занятия (кол-во детей)

подгрупповая

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Формирование знаний детей о времени года – лето.

Задачи занятия

  1. обучающая
  2. коррекционно-развивающая
  3. воспитательная
  1. Закрепить представления детей о признаках лета (месяц, солнце, птицы и птенцы, цветы, ягоды)
  2. Развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации на основе практических упражнений;
  3. Воспитывать у детей любовь к природе.

Методы обучения

  • наглядный - показ иллюстраций, картинок, видеосюжета;
  • словесный – беседа воспитателя, ответы на вопросы, чтение стихотворений;
  • практический – оказание помощи детям в выполнении коррекционных упражнений.

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: ноутбук, музыкальная колонка, музыкальные записи; коммуникатор

методические средства: наглядные: демонстрации, иллюстрации, практические, упражнения, игры, наблюдения.

раздаточный материал: пособие «Ягоды», разрезные картинки

Предварительная работа

Беседа о лете, летних признаках, чтение художественной литературы о лете, рассматривание летних иллюстраций, наблюдение на прогулке за цветами, птицами.

Использованная литература

1.Афанасьева, Р. А. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы, — Москва, 2016.

2. Ротарь Н. В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития, - Волгоград, 2017.

3. Ералиева С.Г. Особенности природно-временных представлений у детей с нарушениями умственного развития старшего дошкольного возраста //Дефектология. 2003.

  1. Ролик “Краски лета” https://www.youtube.com/watch?v=np9kwXZLl2g

  1. Ролик “Пение соловья” https://www.youtube.com/watch?v=7xaNqQ8FAwI


Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 5 мин

1.Работа с коммуникативной доской, с карточками

Задачи:

-закрепить временные представления;

-развитие коммуникативных навыков

2.Круг приветствия

Воспитатель:

  • Добрый день, мальчики! Подойдите ко мне.
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Число?
  • День недели?
  • Что сейчас должно быть по режиму дня?
  • Мартин, найди нужную карточку и прикрепи её на доску.
  • Скажите, кто пойдёт на занятие? (покажите)

  • Наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
  • Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)
  • Напомнит нам, как важно в жизни (взяться за руки)
  • Делиться счастьем и добром!
  • Ты в дальнюю дорогу возьми с собой друзей;
  • Они тебе помогут и с ними веселей!
  • Теперь я увидела, что вы готовы к занятию.

Дети находят свои фотографии, вывешивают рядом с карточкой “занятие”, а также вывешивают фотографию педагога.

Дети повторяют движения за педагогом.

  1. Создание мотивационного настроя на занятии 5 мин

Мотивация.

Задача:

-привлечь внимание детей к занятию

Сообщение темы занятия.

Задача: обратить внимание детей на тему занятия

Воспитатель предлагает посмотреть видеоролик “Летний день”

  • Ребята, садитесь на стулья, посмотрим ролик.
  • Скажите (покажите) о каком времени года рассказывается в этом видеоролике? (здесь)
  • А как вы узнали?

Воспитатель вывешивает на доску соответствующие карточки признакам лета.

  • Молодцы. Правильно! Все что вы назвали это признаки лета и это тема нашего занятия.

Просмотр видеоролика детьми.

Ответы детей (работа с коммуникатором).

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний – 10 мин

1.Игра: «Найди картинку»

Задача:

-учить определять и называть время года.

2. Беседа «Признаки лета»

Задача:

-учить обозначать и называть характерные признаки времени года.

Глобальное чтение

3.«Работа с коммуникатором»

Задачи:

-развитие коммуникативных навыков.

Воспитатель вывешивает тему занятия.

Предлагает воспитаннику выбрать из предложенных 4 иллюстраций времен года иллюстрацию «лето».

  • Андрей, перед тобой иллюстрации четырех времен года, выбери ту иллюстрацию, на которой изображено лето.

Воспитатель:

  • Назовите признаки лета (греет солнце, растут цветы, поют птицы, летают бабочки)

  • Правильно, греет солнце!
  • Молодцы, верно, заметили, растут цветы.
  • Поют птицы, и летают бабочки!

Воспитатель:

  • Греет солнце, цветы, пение птиц, бабочки — это признаки лета.
  • Самый главный признак лета — это теплое солнце, которое своими лучами нас согревает! Мальчики, подойдите к столу, возьмите по лучу и прикрепите лучи к солнцу с помощью прищепок.

Мальчик вешает на доску иллюстрацию лета.

Дети читают надпись “Лето”.

Дети читают надписи.

Воспитанники называют признаки лета.

Воспитанники подходят к столу, берут картинки с изображением солнечного луча и прикрепляют их к основанию.

  1.  Закрепление пройденного материала 10  мин

Беседа о птице соловей, о гнезде, о появлении птенцов.

Задача: формировать  представление о птице соловей, о появлении птенцов.

«Работа с коммуникатором»

Коррекционное упражнение «Посади в гнездо птенцов»

Цель: формирование навыков ориентировки в пространстве.

Игра-имитация «Птенцы»

Цель: развитие моторики рук и координации движений.

Воспитатель:

  • Ребята, вы слышали пение птиц на прогулке? Каких птиц?

Воспитатель вывешивает на доску фотографию соловья и подпись.

  • Соловья узнают по пению. Он очень красиво поет. Сейчас мы послушаем его песню.

Воспитатель вывешивает на доску фотографию с надписью соловья и включает запись с трелями соловья.

  • Соловьи поют в мае - весной, а гнезда начинают вить в июне - летом.

Воспитатель вывешивает на доску фотографию с гнездом соловья, с яйцами в гнезде.

  • Ребята, посмотрите внимательно, что лежит в гнезде? В нем лежат яйца, из них вылупляются птенцы.

Воспитатель проводит упражнение. Воспитанникам предлагается подойти к доске с прикрепленным к ней изображением гнезда и поместить в него карточки с изображением птенцов.

  • Сейчас я предлагаю подойти к столу и выбрать карточку с птенцом. Поместите птенца в гнездо. Молодцы! Соловей увидел своих птенцов и прилетел к ним.
  • Артем, возьми картинку с изображением соловья и прикрепи ее рядом с гнездом.

  • Соловей вьет гнездо и откладывает яйца. Из яиц появляются птенцы летом в июне.

Воспитатель предлагает встать воспитанникам, и повторять движения за ним.

  • Ребята,  встаньте рядом со своим стулом и повторяйте движения за мной (звучит музыка). Движения пальцами рук, движения происходят ритмично. Движения имитируют клюв птенцов.

Ответы детей.

Прослушивание детьми записи.

Дети подходят к доске и помещают карточку птенцов на иллюстрацию гнезда.

Дети играют.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Задача: развитие мыслительной деятельности.

Работа с коммуникатором.

Глобальное чтение

Дидактическая игра

«Посади бабочку на цветок»

Цель: закрепление знаний о цветах, дифференциация по цвету.

  • Мальчики садимся на стулья.
  • Мы с вами называли признаки лета, к ним относятся цветы. И сейчас мы с вами поиграем. Игра будет про цветы.

Воспитатель читает стихотворения:

  • Мальчики, я вам прочитаю стихотворение о цветах, ваша задача внимательно послушать стихотворения и назвать цветок.
  • До чего ж цветок пригож,

Он на солнышко похож,

Серединка желтая,

А лепестки белые, словно облака! (ромашка)

Воспитатель вывешивает карточку с изображением ромашки.

Правильно назвали, это ромашка!

  • Он шариком пушистым,

Белеет в поле чистом.

А дунул ветерок - остался стебелек!

(одуванчик).

Воспитатель вывешивает карточку с изображением одуванчика.

Молодцы, конечно, вы узнали, это одуванчик.

  • Выросли звоночки в ряд,

Жалко только не звенят,

Синие бутончики,

Это - колокольчики!

Синие колокольчики тоже появились

Воспитатель вывешивает карточку с изображением цветка колокольчика.

Воспитатель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением бабочки.

  • Ребята, летом летают бабочки и садятся на цветы.
  • Бабочки летают только летом. Бабочки - признак лета.

Воспитатель убирает картинки.

  • Мальчики, я вам предлагаю поиграть!
  • Перед вами на столе находятся белые и желтые бабочки, подойдите к доске, возьмите бабочку, определите ее цвет и посадите на колокольчик - белую бабочку, а на ромашку – желтую.

Воспитатель вывешивает на доску фотографии цветов: колокольчик и ромашка, предлагает воспитанникам прикрепить к колокольчику белую бабочку, а к ромашке – желтую.

  • Молодцы! Как у вас хорошо получилось!

Воспитатель убирает с доски картинки.

Дети называют цветок.

Дети читают надпись.

Дети называют цветок.

Дети читают надпись.

Дети называют цветок.

Дети читают надпись.

Дети читают надпись.

Дети выбирают бабочку, определяют цвет и размещают бабочку на цветок согласно условию игры.

  1. Физкультминутка 5 мин

Мы с вами отлично потрудились, настала пора отдохнуть! Встанем в круг!

Один, два, три, четыре, пять

Летом мы идем гулять.

Лето красное иди,

Нам тепло и свет дари.

Травы в поле вырастайте,

Бабочки вокруг летайте,

Зрейте ягоды, грибы,

И вокруг растут цветы!

Воспитанники повторяют за воспитателем (идут друг за другом, машут руками, приседают, соединяют кисти рук и имитируют бабочку цветок).

Стихотворение

Коррекционное упражнение «Собери картинку по образцу»

Цель: развивать восприятие целости предмета.

Воспитатель читает стихотворение.

  • Сидит среди травы
  • Красная сладкая.
  • Нагнись и сорви.

  • Это ягода!

Воспитатель вывешивает на доску фотографию с изображением ягоды (клубника).

Воспитатель предлагает собрать картинку из частей (4-6 частей) по образцу.

  • Мальчики, садитесь за столы, посмотрите внимательно на картинку перед собой, вы видите изображение ягоды - земляники, перед каждым из вас на столе лежат части этой картинки, соберите из частей целую картинку.

Воспитатель:

  • Молодцы! Как у вас хорошо получилось!

Дети отгадывают загадку.

Дети собирают картинку “Земляника”.

Д/и «Летний денек»

Коллективная картина

Цель: закрепление представлений о признаках лета.

Воспитатель:

  • Ребята, мы сегодня с вами говорили о времени года – лето и его признаках.

Летом на небе ярко светит и греет ... солнце,

Растут красивые цветы,

Летом поют и вьют гнезда птицы,

Лето нам дарит вкусные, сочные... ягоды!

Воспитатель вывешивает на доску изображения перечисленных признаков.

Воспитатель рассказывает о лете.

  • Предлагаю вам составить красивую летнюю картину на мольберте!
  • Слушайте внимательно. Я буду рассказывать о лете, а вы подберите нужную картинку и прикрепите ее к нашему фону.

Воспитатель говорит предложение. Дети дополняют ответами.

  • Летом растет трава, которая находится где? правильно на земле (внизу).
  • Высоко в небе светит и греет что? ... правильно солнце. Где находится солнце на картине? (вверху)
  • На дереве свил гнездо кто? (правильно, соловей). Дерево растет на земле? Где на рисунке?
  • В траве растут красивые цветы и зреют вкусные, сочные ягоды. Куда поместим цветы и ягоды?
  • Посмотрите, какая красивая летняя картина у вас получилась! Молодцы!

Ответы детей. Работа с коммуникатором.

Дети с помощью цветных изображений составляют летнюю картину.

Ответы детей.

Дети приглашаются к мольберту и по заданию воспитателя размещают на рисунке элементы картины.

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление полученных знаний 5 мин

Чтение стихотворения «Лето»

Жестовое чтение с опорой на картинки.

Воспитатель приглашает прочитать стихотворение.

  • Коля, Артем и Илья прочитают нам стихотворение о лете
  • «Сколько света, сколько солнца!

Сколько зелени кругом!

Наступило снова лето

И пришло тепло в наш дом!»

«Пришел июль, июль, июль!

В лесу щебечут птицы.

На одуванчик только дунь-

И весь он разлетится!»

«До чего хорош денек!

Веет легкий ветерок.

Солнца летнего лучи

Так приятно горячи!»

Я и друг, пойдем гулять,

Будем вместе в мяч играть

На скамейку с другом сели,

Две конфетки съели,

Рисовали мы цветы,

И немного подросли!

  • Молодцы ребята. В стихотворении мы тоже повторили признаки лета.

Воспитанники читают стихотворение.

Коля

Артем

Илья

Мартин

Андрей

Мартин

  1. Подведение итогов 5 мин

Подведение итогов

Задача: повторить признаки лета.

Работа с коммуникатором.

(рефлексия)

Круг прощания

Задача:

-закрепление положительного эмоционального настроя детей.

Работа с коммуникативной доской.

Воспитатель:

  • О чём мы говорили на занятии? Какие признаки лета вы знаете?
  • Правильно, греет солнце, соловей вьет гнездо, и появляются птенцы, соловьи красиво поют. Летом растут цветы (какие?), растут сочные, сладкие ягоды, и над цветами летают бабочки.

  • Что мы сегодня делали на занятии? Какая игра вам понравилась больше всего? Почему?

Воспитатель:

  • Ребята, подойдите ко мне. Встаньте в круг.
  • Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.

1.2.3.4.5 – скоро встретимся опять.

  • Занятие закончилось. Вы все большие молодцы. Скажите, что мы делаем по режиму дня после занятия?
  • Артем, поменяй карточку «занятие» на карточку «прогулка».

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»

Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...

Конспект методической разработки конспекта непосредственной образовательной деятельности модельно-конструктивной деяятельности на тему: "Домик для Зайчика"

продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (пластина широкая и узкая, кирпичики средние и маленькие, кубики), учить использовать их с учетом конструктивных свойс...