Статья Педагогическая ценность малых форм фольклора
статья

Бахтиярова Сония Ислямовна

Данная статья будет особенно интересна воспитателям групп раннего возраста для формирования у детей положительного отношения к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      центр развития ребенка – детский сад № 18                                                   Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья

Педагогическая ценность малых форм фольклора

Выполнила: воспитатель первой младшей группы №1

Бахтиярова Сония Ислямовна

Санкт-Петербург

2022 год

Педагогическая ценность малых форм фольклора

«Начало искусства слова – в фольклоре»
М. Горький

Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, им обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми». Исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. К.И. Чуковский писал, что взрослые мыслят «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира». Весь состав детского фольклора определяется особенностями детской психики.

Широкое изучение детского фольклора началось после 1917 года. Воспитание детей было признано государственным делом, с чем и было связано возрастание интереса к народному творчеству. Произведения детского фольклора начинают включаться в школьные учебники.

В эти годы крупный этнограф, профессор Иркутского университета Г.С. Виноградов основательно занимался разработкой вопросов детского творчества. За двадцать лет он собрал огромное количество материала по детскому фольклору, подготовив его к публикации с научным обоснованием его художественной ценности.

К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения поэтического творчества детей. Его исследования, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности.

Исследователь детского фольклора М.Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор», вышедшей в 1987 году, предлагает классификацию, которая опирается на принципы Г.С. Виноградова.

Малые формы фольклора

  • Колыбельные – произошло от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). От него же произошло - колыбель, коляска.
  • В пестушках заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. «Пестовать, - по словарю в.И. Даля, - (от питать? Или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, ростить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать…». Пестушки кратки и не всегда рифмованы. 
  • Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Многие потешки близки колыбельным песням, но характер их исполнения и бытовое назначение совершенно иные. Если мотив колыбельной успокаивает ребенка, то потешка должна развеселить, потешить, позабавить ребенка. Потешка сопровождается игровыми действиями и несет необходимую информацию.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

  • Прибаутками принято обозначать «смешной рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический характер». В детском фольклоре под этим названием объединяли стишки-песенки, которые развлекали или потешали детей. От потешек прибаутки отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями.

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

  •  Широкое распространение в детской среде имели заклички и приговоры. Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы, а приговорками – обращения к животным.

Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей - по крошке,
На меня - по ложке.

  • Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Это особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

Мороз невелик, да стоять не велит.

  • Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

  • Считалка — это рифмованное стихотворение. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. В считалках довольно часто употребляются слова счета — числительные. 

На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

  • Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. 

Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек
Или красненький платочек?

  • Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором — потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. 

– Скажи: «Подушка»!

– Подушка.

– Ты скользкая лягушка.

  • Загадки принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. 

Без счету одежек, и все без застежек   (Капуста)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Сидит дед во сто шуб одет,

А кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Использование малых форм фольклора в работе воспитателя.

Использование потешек в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей. Соблюдение режима в детском саду будет происходить легче, веселее и интереснее под веселые народные песенки и потешки.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях может помочь ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Главное, что дают потешки - это налаживание контакта между взрослыми и ребенком с самого рождения.

Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». Она учит доброте.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

1.- воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

2. - обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

3.- формирование грамматического строя речи

4.- развитие монологической и диалогической речи

5.- развитие мелкой моторики

6.- воспитание любви к русскому народному творчеству

  Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование малых форм фольклора в коррекции звукопроизношения"

В статье рассмотрены особенности использования фольклорного материала в речевом развитии детей . Даются конкретные методические рекомендации по использованию малых фольклорных форм к коррекции зв...

Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, спо...

Статья: «Формирование речи у детей с ЗПР путём ознакомления с малыми формами фольклора.»

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких сред...

Статья «Использование малых форм фольклора в ДОУ»

Использование малых форм фольклора в ДОУ...

Самообразование по теме "Формирование семейных ценностей посредство малых форм фольклора- пословиц"

Освоение нравственных и этических ценностей традиционной семейной культуры посредство малых форм фольклора - пословиц...