Программа "Воспитание в семье"
рабочая программа (старшая группа)

Арапова Елена Владимировна

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного

образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более  полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа воспитание в семье60.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа работы с родителями воспитанников «Воспитание в семье»

Срок реализации программы: 2 года (2020-2021;

                                                                             2021-2022)

Составил:

Старший воспитатель

 МАДОУ детского сада

№ 17 «Золушка»

Е.В. Арапова

Содержание программы

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Принципы реализации программы

1.3.

Ожидаемые результаты реализации программы

2.

Содержательный раздел

2.1.

Общая характеристика программы

2.2.

Основные формы и направления работы по реализации программы

2.3.

Этапы реализации программы

2.4.

Перспективное планирование работы с родителями

3.

Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы

4.

Методическое обеспечение программы

4.1.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

4.2.

Список используемой литературы

 «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

                                                  была бы совершенно немыслима, если бы не система

педагогического просвещения, повышение

педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

    Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного

образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более  полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

    В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит  Закон РФ «Об образовании».

    В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что  требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.  Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.

    В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме   сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:

- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;

- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.

    Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.

     Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует  активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.

    Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями,  выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:

  • обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
  • способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
  • знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
  • приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

1.2.        Принципы реализации программы

      Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.

  • Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
  • Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
  • Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
  • Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
  • Принцип открытости  и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
  • Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей  психолого-педагогических знаний и навыков).
  • Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
  • Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).

1.3.        Ожидаемые результаты реализации программы

     Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:

  • создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей,  установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
  • сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения  по вопросам воспитания обучения  и развития детей;
  • сформирована  активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
  • улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

2. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика программы

     Реализация программы рассчитана на 2 года: первый год – работа с родителями детей старшего дошкольного возраста, второй год – работа с родителями детей подготовительного к школе возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

     Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

      Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.

2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы

  • Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
  • Информационно – аналитическое
  • Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
  • Познавательное
  • Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания  и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
  • Наглядно – информационное
  • Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
  • Организационно-методическое (досуговое)
  • Цель: способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
  • В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Таблица 1

Основные формы работы с родителями при реализации программы

Формы работы с родителями

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

Социологический срез, опрос

«Почта (телефон) доверия»

Познавательные

Родительское собрание

Консультация

Тематическая беседа

Круглый стол

Семинар-практикум

Тренинг

Педагогическая гостиная

Проектная деятельность

«Вечер вопрос и ответов»

Мастер-класс

Творческая мастерская

Наглядно-информационные

Папка-передвижка

Информационный стенд

Выставка детских работ

Фотовыставка

Брошюра, памятка, буклет

Сайт детского сада

День открытых дверей

Открытый просмотр занятий

Презентация

Видеоролик

Выставка семейных газет и плакатов

Досуговые

Совместный праздник, развлечение, утренник

Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах

Совместная прогулка,  экскурсия

2.3. Этапы реализации программы

  • Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
  • Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
  • Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
  • На данном этапе:
  • - изучается методическая литература по теме;
  • - планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • - разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • - подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
  • - изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
  • Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
  • Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 
  • Третий этап – заключительный , 2 месяца
  • Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

2.4. Перспективное планирование работы с родителями

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

(2020-2021 учебный год)

Месяц

Мероприятия

Цели

Сентябрь

  • Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год»
  • Буклет «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
  • Фотовыставка «Вот и лето прошло»
  • Анкетирование родителей: «Какой вы родитель?»
  • Папка-передвижка «Лексическая тема «Осень»
  • Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок»
  • «Дни добрых дел: помощь в создании предметно – развивающей среды в группе»
  • Смотр-конкурс поделок из природного материала

Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.

Педагогическое просвещение родителей.

Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений.

Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей.

Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома.

Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе.

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Октябрь

  • Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания»
  • Осенний праздник  для детей и родителей
  • Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье»
  • Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»        
  • Совместное посещение с родителями и детьми театра

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

 Распространять педагогических знаний среди   родителей.

Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей.

Ноябрь

  • Коллаж ко Дню матери «Мама-главное слово»
  • Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»
  • Семинар – практикум «Семья глазами ребенка»
  • Стендовая информация «Семейное чтение», «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
  • Выставка «Книги, которые мы читаем дома»

Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери.

Способствовать проведению полезного семейного досуга.

Распространять педагогические знания среди родителей.

Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Декабрь

  • Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». Домашнее задание»
  • Консультация «Безопасный Новый год»
  • «Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц
  • Мастер-класс «Развивающие игры с камешками Марблс»
  • Новогодний утренник
  • Конкурс на лучшее украшение группы к Новому году

Распространять педагогических знаний среди   родителей, способствовать речевому развитию детей.

Способствовать формированию ОБЖ дошкольников.

Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности.

Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

  •  Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
  • Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».        
  • Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
  • Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух»
  • Конкурс снежных построек на участке

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. 

Содействовать укреплению связей между родителями, детьми  и детским садом.

Февраль

  • Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста.
  • Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам»
  • Видеоролик «Ах, как весело зимой»
  • Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада»
  • Анкетирование «Какова роль отца в семье?»
  • Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!»
  • Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой»

Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Практическая помощь родителям.

Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду,  вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей.

Выявить роль отца в семейном воспитании.

Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада.

Март

  • Выставка детских работ «Портрет моей мамы»
  • Стенгазета  «Мамин помощник»
  • Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне»
  • Опрос «Семейные традиции»
  • Родительская гостиная «Семейные традиции»
  • Праздник, посвященный 8 марта

Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями.

 Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать  вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Апрель

  • Консультация для родителей «Как организовать предметно-развивающую среду в семье».
  • Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком)
  • Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос»
  • Природоохранная акция «Делаем дом для птиц своими руками».
  • Проектная деятельность «Пословицы как средство познавательно-речевого развития детей»
  •  Открытый показ образовательной деятельности

Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду.

Формировать педагогическую компетентность родителей.

Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников.

Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса

Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми.

Май

  • Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» с просмотром презентации
  • Папка-передвижка «День Победы: что и как рассказать ребёнку
  • Совместная прогулка по местам воинской славы г. Смоленска
  • Беседы с родителями  «Дисциплина на улице – залог безопасности» 
  • «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, высадка цветов на клумбы
  • Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение)

Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей.

Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей.

Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма

Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей

Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру. Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду.

Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями.

В течение года

  • Работа «Родительской почты» («Почты доверия»)
  • Участие в конкурсах различного уровня

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе

(2021-2022 учебный год)

Месяц

Мероприятия

Цели

Сентябрь

  • Анкетирование родителей «Что вы ждёте от детского сада в новом учебном году?»
  • Опрос родителей на тему «Об организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОО»
  • Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 6-7 лет, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. На пути к школе».
  • Презентация «Вот оно, какое наше лето»
  • Консультация для родителей: «Развитие внимания – основа подготовки детей к школе»
  • Папка-передвижка «Как знакомить ребенка с родным краем?»
  • Фотовыставка: «Мой город, мой край».

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.

Выявить запросов, интересы и пожелания при организации образов.

Знакомить родителей с задачами воспитания и обучения детей в новом учебном году, с психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Отчёт о прошедшем летне-оздоровительном периоде.

Распространять психолого-педагогические знания среди родителей.

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Побуждать родителей к активному включению в воспитательно-образовательный процесс.

Октябрь

  • Памятка «Вакцинация детей»
  • Консультация «Формирование у детей бережного отношения к животным»
  • Совместное посещение с детьми и родителями Смоленского зоопарка
  • Осенний праздник  для детей и родителей
  • «Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов детского сада
  • «Дни добрых дел: совместная деятельность по обогащению предметно-развивающей среды в группе

Способствовать развитию педагогической культуры родителей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной деятельности.

Вооружить родителей знаниями по интересующим вопросам, оказывать практическую помощь.

Приобщить родителей к обновлению предметно – развивающей среды в группе.

Ноябрь

  • Стенгазета ко Дню матери «Ах, какая мамочка!»
  • Выпуск буклета «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
  • Анкетирование «Портрет моего ребенка»
  • Семинар – практикум «Детское экспериментирование»
  • Санбюлетень «Укрепляем иммунитет», «Профилактика простудных заболеваний. Короновируса.»

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Педагогическое просвещение родителей.

Получить информацию для качественного и количественного анализа.

Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.

Вооружить родителей информацией с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

Декабрь

  • Творческая мастерская «Игрушка на ёлку своими руками»
  • Стендовая информация «Чем и как занять ребенка на новогодних каникулах?»        
  • Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»        
  • Новогодний утренник
  • Привлечение родителей к праздничному украшению группы «К нам шагает Новый год»

Побуждать родителей к творческой совместной деятельности с детьми.

Активизировать педагогические знания и умения родителей.

Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

  •  Оформление фотовыставки: «Мой волшебный Новый год!»
  • Родительское собрание: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»
  • Папка-передвижка «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников»
  • Совместное творчество снежных построек на участке (В рамках конкурса «Эколята защитники природы»)
  • Театрализованное представление для родителей

Поделиться семейными традициями проведения Нового года в кругу семьи.

Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Содействовать укреплению связей между родителями, детьми  и детским садом.

Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной работы с детьми.

Февраль

  • Фотоколлаж «Зимние забавы»
  • Буклет «Рекомендации и практические приёмы развития памяти и внимания дошкольников»
  • Анкетирование родителей «Скоро в школу!»
  • Круглый стол для родителей будущих первоклассников
  • Тематическая выставка «Скоро в школу мы пойдем»
  • Организация фоторепортажа «Из жизни папы»

Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Оказывать теоретическую и практическую помощь семье в вопросах развития и обучения детей.

Изучить полученные данные для целенаправленной работы с детьми и родителями.

Совершенствовать  педагогическую компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Повышать значимость роли отца в воспитании ребенка, развивать эмоциональные связи между отцом и ребёнком.

Повысить роль и статус отца. Привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям.

Март

  • Оформление папки передвижки «Весна – наблюдаем, играем, читаем»
  • Памятка для родителей «Права детей, обязанности родителей»
  • Стенгазета  «Какая у меня мама?»
  • Праздник, посвященный 8 марта
  • Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи»

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Педагогическое просвещение родителей.

Укрепление взаимодействия семьи и детского сада. Создать возможность выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Побуждать детей и родителей к совместному творчеству. Способствовать укреплению семейных уз.

Апрель

  • Консультация для родителей «Профилактика детского травматизма»
  • Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет?»
  • Стендовая информация «Ю.А. Гагарин – первый космонавт»
  • Совместный детско-родительский досуг «Путешествие в космос»
  • «Дни добрых дел: проведение субботника на территории ДОУ»
  • Открытый показ  образовательной деятельности

Распространять знания по вопросам безопасного поведения дошкольников среди родителей.

Дать родителям информацию для анализа знаний и умений своего ребёнка.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Совершенствовать уровень включенности родителей в педагогический процесс. Сплочение родителей и детей.

Продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников. Пропаганда коллективной трудовой деятельности.

Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми.

Май

  • Итоговое родительское собрание по теме: «Наши успехи и достижения. До свидания, детский сад!» с просмотром презентации
  • Посещение совместно с родителями и детьми «Музея на открытом воздухе у ДК Теплоход»
  • Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне»
  • Акция «Пусть цветёт наш детский сад! »
  • Выпускной бал «До свидания детский сад»
  • Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение)

Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Демонстрировать достижения детей.

Продолжать работу по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Развивать чувство патриотизма

Создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зелёного ландшафта для детей.

Создать обстановку радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу

Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями.

В течение года

  • Работа «Родительской почты» («Почты доверия»)
  • Участие в конкурсах различного уровня

II. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы


  Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.

    Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.

  1. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.

Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1
 

Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.

  • Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
    - На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
    1) слушаете передачи по телевидению;
    2) на основе устных рекомендаций педагогов;
    3) читаете информационные стенды детского сада;
    4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
    5) используете жизненный опыт своей семьи;
    6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
    7) используете интернет - ресурсы.

    Анкета для родителей №2
    Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
  1. Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
    1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
    2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
    4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
    5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
    6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
    7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
    8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
    9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
    10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
    11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
    12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
    13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех е
    ё членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?

Анкета для родителей №3

Цель:  оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

  1. Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
    1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
    2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
    3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
    4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
    5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
    6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
    7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
  2. Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2.
  1. 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений;
  1. 4- 6 показатели: по результатам анкеты №3, и наблюдений;
  2. 7 - 8 показатели: по результатам анкеты №2;
  3. 9, 10, 11 показатели по результатам наблюдений и индивидуальных бесед.

Таблица 2

Оценка психолого-педагогической компетентности родителей

№ п/п

Показатели

Результаты диагностики на начало года

Результаты диагностики на конец года

1.

Позитивное отношение родителей к источникам

информации, предоставляемых детским садом

2.

Наличие в семье педагогической литературы,

использование интернет - ресурсов

3.

Не испытывают затруднения в общении с педагогом

4.

Имеют представления о содержании воспитания,

образования детей в детском саду

5.

Положительно оценивают взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

6.

Активность по внесению предложений по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей

7

Согласованность всех членов семьи в системе

воспитательных воздействий к ребёнку

8.

Комфортные, гармоничные детско-родительские

отношения в семье; высокая степень вовлеченности родителя и ребёнка

9.

Самостоятельно замечают, адекватно оценивают и

проявляют озабоченность в решении коррекции

имеющейся проблемы развития ребёнка

10.

В общении с педагогами чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, понимающими друг друга.

11.

Проявление интереса к жизни ребенка в условиях

детского сада

2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания

    Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т.д.

      Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка активности родителей в мероприятиях ДОУ,  в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания

№ п/п

Показатели

Результаты диагностики на начало года

Результаты диагностики на конец года

1.

Посещение родительских собраний

2.

Родители, выполняющие рекомендации,

советы педагогов ДОУ

3.

Посещение родителями детских

мероприятий, дня открытых дверей

4.

Оказание помощи в оформлении,

оборудования групповой комнаты,

участка ДОУ, в подготовке к праздникам

5.

Участие в пропаганде собственного

положительного опыта семейного воспитания

   Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).  Данные заносятся в таблицу 2,3 , что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20% , высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост  показателей не менее чем на 20% ежегодно.

4.        Методическое обеспечение программы

4.1.Законодательно-нормативное обеспечение программы:

4.2. Список используемой литературы:

1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

2. Доронова Т.Н.  Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.

4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с

8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дисциплины "Физическое воспитание в семье"

Изучение данной дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении  и  в семье, а также с содержанием, методами...

Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...

Программа : "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возроста при взаимодействии с семьей"

Программа : "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей"...

Проект по внедрению рабочей программы воспитания " Семья"

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения ...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания по художественно­ эстетическому развитию детей.

В наш стремительный век человечество постепенно возвращается к вечной истине, благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему так важно научить ...

Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»

Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»...