Программа дисциплины "Физическое воспитание в семье"
рабочая программа по физкультуре на тему

Изучение данной дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении  и  в семье, а также с содержанием, методами и формами организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы  в  условиях семьи, обеспечением единства дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studentam_po_distsipline_f.v._v_seme.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическое воспитание в семье»

Цель дисциплины:

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении  и  в семье, а также с содержанием, методами и формами организации воспитательно-образовате  льной и физкультурно-оздоровительной работы  в  условиях семьи, обеспечением единства дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов представления о необходимости единства воспитания  детей в дошкольном образовательном учреждении и семье;
  • сформировать умения планировать и организовать работу с семьей по вопросам  физического воспитания детей;
  • сформировать умения определять основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении для взаимодействия с семьей.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • особенности организации работы дошкольного учреждения с семьей в физической культуре дошкольников;
  • возможности использования разнообразных форм и методов работы с семьей в вопросах физической культуры детей дошкольного возраста;
  • правила выбора новых педагогических программ и технологий  в процессе физического воспитания детей в семье;

Студент должен уметь:

  • корректно планировать, организовывать и проводить исследование в области  физической культуры дошкольников;
  • применять знания общих законов дошкольной педагогики  в работе с детьми и их родителями по вопросам физического воспитания;
  • грамотно проводить анализ организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и оформлять полученные данные;
  • определять положительные и отрицательные стороны инновационной деятельности в практике дошкольного образования;
  • организовывать открытые мероприятия для родителей по вопросам семейного воспитания.
  • представлять полученные результаты в докладе и статье;

Распределение учебных часов на усвоение основных разделов

учебной программы

№№

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельные занятия

Лекции

Практические занятия

8 семестр

1.

Исторический обзор развития физического воспитания в семье

3

2

1

2.

Единство цели и задач общественного и семейного воспитания.    

4

2

2

3.

Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей. Основные направления и задачи сотрудничества.

2

2

1

4.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи.

4

2

2

5.

Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей.

3

2

1

6.

Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей.

3

2

1

7.

Особенности работы с родителями детей-инвалидов

2

1

Итого:

21

13

8

  1. Основное содержание дисциплины

Тема 1.Исторический обзор физического воспитания в семье.

Теория семейного воспитания и его значение  в фундаментальных трудах. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании, Макаренко А.С. о воспитании детей в семье, семейное воспитание и его формы, методы и средства воспитания детей в семье, особенности семейного воспитания в современное время, семейное воспитание и его значение, современные проблемы и нарушения семейного воспитания. Особенности и типы семейного воспитания.

Тема 2. Единство цели и задач общественного и семейного воспитания. Нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности родителей. Изучение Закона «Об образовании», требования к структуре основной примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания. Конвенции о правах ребенка, СанПин, Закон физической культуры и спорта. Определение цели и задач дошкольного образовательного учреждения в работе с родителями по вопросам физического воспитания детей. Содержание, организация и методика сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Изучение документов и локальных актов, определяющих права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса (родителей и педагогов) по вопросам воспитания здорового ребенка.    

Тема 3. Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей. Основные направления и задачи сотрудничества.  Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей. Планирование работы с родителями.

Тема 4. Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи.  Педагогическое просвещение родителей и самообразование по вопросам воспитания здорового ребенка. Ведущие компоненты педагогической культуры родителей. Принципы сотрудничества с родителями.

Тема 5. Формы  и технологии работы с родителями по физическому воспитанию детей. Организация различных форм работы с родителями по вопросам физического воспитания детей. Поиск новых (нетрадиционные) форм работы с родителями по физическому воспитанию детей.

Тема 6. Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей.  Анализ программ и технологий по взаимодействию  и сотрудничеству ДОУ и семьи в области физического воспитания ребенка. Определение путей сотрудничества с родителями. Алгоритм сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Стратегия основных направлений и задач дошкольного учреждения по работе с родителями.

Тема 7. Особенности работы с родителями детей-инвалидов. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.

Организация текущей аттестации

Текущая аттестация проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера.

Организация итоговой аттестации

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета. Проверяются знания основных положений в области физического воспитания в семье. Зачет проводится в форме теста. В случае проведения теста, зачет ставится, если студент ответил правильно не менее чем на 70% вопросов, если студент ответил менее чем на 70%, то зачет может проводится в форме собеседования.

 Вопросы к зачету

  1. Цель и задачи семейного воспитания. Значение семейного воспитания.
  2. Типы семейного воспитания.
  3. Стили семейного воспитания.
  4. Программы физического воспитания дошкольников, реализуемых в ДОУ.
  5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления здоровья ребенка.
  6. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи.
  7. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в вопросах физического воспитания детей.
  8. Взаимодействие с семьей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
  9. Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов.
  10. Совместные мероприятия педагогов и родителей.
  11. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
  12. Организация досуга в семье.
  13. Нормативные компоненты содержания дошкольного образования.
  14. Пути привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
  15. Роль отца в физическом воспитании ребенка.
  16. Пути повышения уровня знаний и умений родителей в области воспитания здорового ребенка.
  17. Неблагоприятные факторы семейного воспитания, их причины и устранение.

Организация самостоятельной работы студентов

Тема

Задания для

самостоятельной работы

1.

Исторический обзор  развития физического воспитания в семье

Ознакомиться с трудами П.Ф. Лесгафта, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.В. Гориневского.

2.

Единство цели и задач общественного и семейного воспитания.

Заполнить таблицу: задачи дошкольного учреждения по работе с семьей (по видам ДОУ)

3.

Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей.

Опираясь на литературные источники, определить требования единство подхода к воспитанию ребенка со стороны окружающих его взрослых.

4.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи.

Составить рекомендации для родителей по формированию педагогической культуры и аннотированный список литературы для самообразования по темам.

5.

Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей.

Составить таблицу: Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

6.

Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей.

Провести  анализ программ сотрудничества ДОУ и семьи и составить презентацию программы.

7.

Особенности работы с родителями детей-инвалидов

Определить участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

а) основная:

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: [учебное пособие по специальности "Соц. педагогика"] / Лодкина, Тамара Владимировна; Т. В. Лодкина. - 3-е изд.; стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 202-207.
  2. Социология семьи: учебник / [А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.]; под ред. проф. А. И. Антонова. - 2-е изд.; испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 636 с.
  3. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: [учебное пособие для вузов по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" / Борисова Н. А. и др.]; под ред. проф. В. И. Селиверстова, проф. О. А. Денисовой, проф. Л. М. Кобриной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01748-3.
  4. Физическая культура и здоровый образ жизни: [учебное пособие для вузов по направлению "050700 - Педагогика" / В. С. Кунарев, И. Н. Башмачникова, В. Н. Бледнова и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2009. - 137, [1] с.: ил.

б) дополнительная:

  1. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М., АРКТИ, 2004. – 264 с.
  2. Колова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
  4. Погадаев Г.И. Физкульт-Ура: Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная  Пресса, 2003. -96 с.
  5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144 с.
  6. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов. В 2 ч. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд.., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988 – 256 с.
  7. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений  / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч 1 – 288 с., Ч 2 – 256 с., - М. 2002.  
  8. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: М., АРКТИ, 2002 . 47 с.
  9. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- 176 с.
  10. Филиппова С. О., Волосникова Т.В., Москаленко В.И. Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с.
  11. Погадаев Г.И. Физкульт-Ура: Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная  Пресса, 2003. -96 с.

в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п

Дисциплина

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность

Физическое воспитание в семье

http://ibooks.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ  к сети Интернет

http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС)  IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ  к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ  к сети Интернет

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. мультимедиапроектор;
  2. компьютер;
  3. экран;
  4. доступ в сеть Интернет.

Тематика рефератов и докладов

  1. Здоровый ребенок -  счастье семьи.
  2. Движение – насущная потребность растущего детского организма.
  3. Гигиенические условия в семье как фактор правильного физического развития.
  4. Передовой педагогический опыт по взаимодействию ДОУ и семьи.
  5. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни.
  6. Роль отца в жизни ребенка.
  7. Роль матери в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Семейное воспитание и его значение.
  9. Гиперактивный ребенок: система коррекционной работы в ДОУ и семье.
  10. Двигательный режим дошкольника в условиях семейного воспитания.
  11. Использование оздоровительных технологий в семейных условиях с ЧБ детьми.
  12. Организация системы закаливания в условиях семьи.
  13. Семейный досуг в повышении двигательной активности ребенка.
  14. Участие семьи в повышении двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  15. Традиции здоровья в семье.
  16. «Сова», «Жаворонок», «Голубь» - учет биоритмов ребенка в организации режима дня.
  17. Родительский клуб – как форма работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

Программа социального взаимодействия с семьей по нравственно – патриотическому воспитанию

Ппрограмма социального взаимодействия с семьей по нравственно - патриотическому воспитанию  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Программа "Воспитание в семье"

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольногообразовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных...

Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»

Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»...