Познавательная деятельность - статья
статья (младшая группа)

Хитрова Надежда Анатольевна

Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и

использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –

формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать

трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

 Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между

ними связи и отношения.

 Познавательные действия – это активность детей, при помощи

которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При

этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется

постоянная потребность использовать разные способы действия для

накопления, расширения знаний и кругозора.

 Познавательное развитие – это совокупность количественных

качественных изменений, происходящих в познавательных

психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и

собственного опыта ребёнка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего

возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.

Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании

уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на

интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении

усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В соответствии с программой «Мир открытий» под ред. Л.Г Петерсон.

познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование

представлений об окружающем мире, предметную деятельность и

конструирование из строительного материала и крупных деталей.

В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов

окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и

других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из

строительного материала и крупных деталей.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от

возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и

задачами Программы и может реализовываться в различных видах

деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской

деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):

Для эффективной реализации содержания познавательного развития

выделяют виды деятельности:

Дети раннего возраста Дети младшего возраста

 Предметная деятельность

 Общение со взрослыми

 Совместные игры со

сверстниками под

руководством взрослых

 Самообслуживание и действие

с бытовыми предметамиорудиями

 Рассматривание картинок

 Стихи, сказки, песенки

 Двигательная деятельность.

 Игра

 Коммуникативная деятельность

 Познавательно-исследовательская

 Приобщение детей к чтению х/л и

фольклора

 Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

 Конструирование

 Изобразительная

 музыкальная

 Двигательная.

ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной

деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Режимные моменты.

Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного

замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.

В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:

 Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями

об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем

больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей

действительности, тем шире его возможности для возникновения и

закрепления устойчивых познавательных интересов.

 Постепенное расширение и углубление познавательных интересов

внутри одной и той же сферы деятельности.

Особенности развития познавательного интереса

Детей раннего возраста Детей младшего возраста

Преобладает наглядно-действенное

мышление, поэтому малыш может

понять только то, что находится

непосредственно перед его взором.

Объектом познания являются

окружающие предметы, их действия.

Дети активно познают мир по

принципу «Что вижу, с чем действую,

то и познаю».

Накопление информации происходит

благодаря манипуляции с предметами,

личному участию ребенка в различных

ситуациях.

Преобладает наглядно-образное

мышление.

К этому возрасту дети накапливают

достаточно много представлений и

знаний об окружающей

действительности. Однако эти

представления практически не связаны

между собой.

Ребенок только пытается установить

взаимосвязи между представлениями.

Содержание педагогической работы

Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет): Знакомить детей с обобщёнными

способами исследования разных объектов окружающей жизни.

Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым

практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам

исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально

разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать

использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с

взрослым практические познавательные действия экспериментального

характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства

изучаемого объекта.

С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская

деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой

организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей

нужно с учетом:

 возрастных и индивидуальных особенностей детей,

 интеграции содержания образовательных областей,

 предметно-пространственной развивающей образовательной среды,

 взаимодействия с семьей.

Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области

«Познавательное развитие»:

 Поддерживать детское любопытство.

 Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному

познанию.

Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно

развивалась и осуществлялась в группах создаютсяуголки

экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей

группе:

 природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки,

фасоль, семена цветов;

 железо, резина, пластмасса, дерево;

 бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной

фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

 сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

 материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не

пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля,

палочки, воронки;

 простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный

мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндерсюрпризов» с отверстиями;

 картотека опытов и экспериментов.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают

осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так,

чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

В структуру прогулки входит 5 компонентов:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней

подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических

качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а

знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе

активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в

самостоятельный поиск новой информации, в результате которого

происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет

требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных

профессиональных умений является организация и планирование режимных

моментов, они имеют большие возможности для решения задач

познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном

процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –

форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй

половины 2 младшей группы.

Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов

воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько

будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные

способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому

интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет

стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным

образом скажется на его умственном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnost.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и

использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –

формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать

трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

 Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между

ними связи и отношения.

 Познавательные действия – это активность детей, при помощи

которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При

этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется

постоянная потребность использовать разные способы действия для

накопления, расширения знаний и кругозора.

 Познавательное развитие – это совокупность количественных

качественных изменений, происходящих в познавательных

психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и

собственного опыта ребёнка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего

возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.

Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании

уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на

интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении

усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В соответствии с программой «Мир открытий» под ред. Л.Г Петерсон.

познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование

представлений об окружающем мире, предметную деятельность и

конструирование из строительного материала и крупных деталей.

В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов

окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и

других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из

строительного материала и крупных деталей.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от

возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и

задачами Программы и может реализовываться в различных видах

деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской

деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):

Для эффективной реализации содержания познавательного развития

выделяют виды деятельности:

Дети раннего возраста Дети младшего возраста

 Предметная деятельность

 Общение со взрослыми

 Совместные игры со

сверстниками под

руководством взрослых

 Самообслуживание и действие

с бытовыми предметамиорудиями

 Рассматривание картинок

 Стихи, сказки, песенки

 Двигательная деятельность.

 Игра

 Коммуникативная деятельность

 Познавательно-исследовательская

 Приобщение детей к чтению х/л и

фольклора

 Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

 Конструирование

 Изобразительная

 музыкальная

 Двигательная.

ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной

деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Режимные моменты.

Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного

замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.

В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:

 Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями

об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем

больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей

действительности, тем шире его возможности для возникновения и

закрепления устойчивых познавательных интересов.

 Постепенное расширение и углубление познавательных интересов

внутри одной и той же сферы деятельности.

Особенности развития познавательного интереса

Детей раннего возраста Детей младшего возраста

Преобладает наглядно-действенное

мышление, поэтому малыш может

понять только то, что находится

непосредственно перед его взором.

Объектом познания являются

окружающие предметы, их действия.

Дети активно познают мир по

принципу «Что вижу, с чем действую,

то и познаю».

Накопление информации происходит

благодаря манипуляции с предметами,

личному участию ребенка в различных

ситуациях.

Преобладает наглядно-образное

мышление.

К этому возрасту дети накапливают

достаточно много представлений и

знаний об окружающей

действительности. Однако эти

представления практически не связаны

между собой.

Ребенок только пытается установить

взаимосвязи между представлениями.

Содержание педагогической работы

Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет): Знакомить детей с обобщёнными

способами исследования разных объектов окружающей жизни.

Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым

практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам

исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально

разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать

использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с

взрослым практические познавательные действия экспериментального

характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства

изучаемого объекта.

С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская

деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой

организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей

нужно с учетом:

 возрастных и индивидуальных особенностей детей,

 интеграции содержания образовательных областей,

 предметно-пространственной развивающей образовательной среды,

 взаимодействия с семьей.

Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области

«Познавательное развитие»:

 Поддерживать детское любопытство.

 Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному

познанию.

Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно

развивалась и осуществлялась в группах создаютсяуголки

экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей

группе:

 природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки,

фасоль, семена цветов;

 железо, резина, пластмасса, дерево;

 бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной

фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

 сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

 материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не

пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля,

палочки, воронки;

 простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный

мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндерсюрпризов» с отверстиями;

 картотека опытов и экспериментов.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают

осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так,

чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

В структуру прогулки входит 5 компонентов:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней

подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических

качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а

знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе

активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в

самостоятельный поиск новой информации, в результате которого

происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет

требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных

профессиональных умений является организация и планирование режимных

моментов, они имеют большие возможности для решения задач

познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном

процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –

форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй

половины 2 младшей группы.

Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов

воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько

будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные

способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому

интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет

стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным

образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Статья для родителей " Поощрение как фактор активизации учебно - познавательной деятельности старших дошкольников

Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старших дошкольников.Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. У ребенка еще мал опыт позна...

Статья в сборник Тюменской академии культуры "Создание и использование книг - игрушек в познавательной деятельности детей"

В наступившем информационном веке приобщение к книге – это  ключ к информации и знаниям. Вместе с тем, книга, соединяя в себе мудрость веков и поколений, незаменима в нравственном воспитании и вс...

Статья: "Многообразие форм работы познавательной деятельности в ДОУ"

Одна из основных задач: воспитать ценностное отношение к предметному миру....

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...