Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством инновационных развивающих технологий
статья

Архарова Светлана Сергеевна

 

В современных изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо владеть разнообразными инновационными технологиями, позволяющими стимулировать познавательную активность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством инновационных развивающих технологий

Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности детей раннего возраста. В настоящее время система дошкольного образования – это интенсивно развивающаяся система, требующая существенных изменений в педагогической теории, практике дошкольных образовательных организаций и внедрения инновационных технологий. Педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей, поэтому необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.

Инновационные технологии в работе с детьми раннего возраста:

1. Личностно-ориентированные технологии, основная цель которой обеспечение комфортных и безопасных условий развития воспитанника. Личность ребенка ставится в центр всей системы дошкольного образования.

2. Технология проблемного обучения. Создание ситуаций проблемного характера помогают пробудить интерес у дошкольников, готовность самостоятельно искать правильные решения.

3. Игровые технологии.

4. Технология интегративного обучения. Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности способствует формированию целостной научной картины мира дошкольника, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, способствует повышению мотивации детей и формирует познавательный интерес.

5. Мнемотехника. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.

6. Информационно – коммуникационные технологии.

Использование электронных образовательных ресурсов открывает возможность передачи информации для всех субъектов образовательного процесса в новой, интересной форме. Мультимедиа несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения. Информационно - коммуникационные технологии становятся универсальным языком, помогающим развивать познавательную активность детей.

7. Технология разноуровневого обучения.

Это педагогическая технология организации учебно–воспитательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала ребенком в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разноуровневое обучение дает возможность каждому ребенку получить образовательный минимум на уровне своих возможностей и желаний; возможность идти своим темпом; изучать программный материал на своем уровне

8. Проектная деятельность. Это способ взаимодействия с окружающей средой, позволяющий экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.

9. Здоровьесберегающие образовательные технологии, целью которого является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

10. Технология «Портфолио дошкольника».

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. 

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.

11. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом»

Сообщение из опыта работы ДОУ. Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — одна из главных и трудных задач в воспитании и развитии детей дошкольников.От того, насколько будут...

Статья на тему: «Сказки из сундука». Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством фольклора.

Сегодня я хочу рассказать вам о роли сказки в жизни ребёнка раннего возраста и о том, как мы вовлекаем детей в познавательную деятельность при помощи  сказок.     Сказка - прекрасн...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"

laquo; Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр »«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....