Статья на тему: «Сказки из сундука». Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством фольклора.
статья

Сегодня я хочу рассказать вам о роли сказки в жизни ребёнка раннего возраста и о том, как мы вовлекаем детей в познавательную деятельность при помощи  сказок.     Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, ещё до того, как начинает говорить. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.   Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман и намерения навредить.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yanina.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Сказки из сундука».

Развитие познавательной активности детей раннего возраста

посредством фольклора.

Сегодня я хочу рассказать вам о роли сказки в жизни ребёнка раннего возраста и о том, как мы вовлекаем детей в познавательную деятельность при помощи  сказок.                                                                                                                  Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, ещё до того, как начинает говорить. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.                                                                                                                         Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман и намерения навредить.                                                                                                                     Не секрет, что малыши готовы слушать одну и ту же сказку снова и снова.    

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память. А потом уже приходит понимание и осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, и малышу трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать, и слушать, и слушать.                                                            Во-вторых, у ребенка раннего возраста есть потребность в стабильности и в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у малыша возникает  чувство уверенности, ощущение защиты, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий.                                                                  Чтобы детям было интересно слушать, мы рассказываем одну и ту же сказку, НО с использованием различных атрибутов. Новые игрушки вызывают интерес и любопытство у малыша, детки с удовольствием вовлекаются в процесс игры. Но при этом сюжет сказки остаётся знакомым детям, они помнят сказку наизусть, чувствуют себя увереннее, помогают "дорассказать", у детей развивается речь и повышается мотивация к активным действиям.     При выборе сказки мы отдаём предпочтение классическим сюжетам, и отталкиваемся от готовности детей воспринимать новые, более сложные истории. Например, начинаем со сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», но ближе к весне, когда малыши переходят рубеж трёх лет, читаем и играем в сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Три медведя».

А ещё мы создаём различные пособия, чтобы заинтересовать детей и развивать их познавательную активность. Например, «Сказочный ларец» - простое в своём исполнении, но такое многофункциональное дидактическое пособие! Мы подбираем фон согласно теме сказки, вырезаем и ламинируем героев. Дети с удовольствием играют со сказками, вспоминают последовательность появления персонажей, пробуют рассказать сюжет.                     При рассказывании сказки, мы не только читаем книги, но и используем различные виды театров. Настольный театр, деревянный, куклы бибабо, даже теневой театр! Активно вовлекаем детей в театрализацию, проигрываем сказки по вечерам в рамках музыкальных развлечений, рассказываем подвижные сказки, что особенно актуально для детей от 2 до 3 лет, ведь на этот период приходится фаза активного физического роста. Мы используем сказки не только на занятиях и в совместной игровой деятельности с детьми, но и в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

«Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом»

Сообщение из опыта работы ДОУ. Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — одна из главных и трудных задач в воспитании и развитии детей дошкольников.От того, насколько будут...

Статья на тему: "Сказка как средство развития речи у детей раннего возраста".

laquo;Без сказки нельзя представить детства… Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский. Сказка неотде...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"

laquo; Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр »«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством инновационных развивающих технологий

В современных изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо владеть разнообразными инновационными технологиями, позволяющими стимулировать познавательную активность ребе...