конспект э-и деятельность "Овощи фрукты - витаминные продукты"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Харченко Наталья Федоровна

Этот конспект содержит описание экспериментально - исследовательской деятельности детей на тему "Овощи, фрукты - витаминные продукты". Дети сами (с помощью воспитателя) проводят эксперименты на выявление в продуктах полехного вещества - крахмала и делают выводы. Занятие построено на проведении с детьми 4 опытов. Дети определяют крахмал по его внешнему виду и его свойства; определяют, как с помощью йода можно выявить крахмал в продуктах; как получить крахмал из продуктов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 г. Ейска муниципального образования Ейский район

Конспект экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

«Овощифрукты - витаминные продукты»

 

 

C:\Users\ACER\Desktop\видео урок\maxresdefault.jpg

Подготовила: воспитатель: Харченко Н. Ф.

Октябрь 2021г.

Цель:

- Определить наличие крахмала в клубнях картофеля и яблоках.

- Способствовать развитию познавательных интересов у детей.

Задачи:

- Развивать умение работать в команде

- Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов (работать с посудой стеклянной и прозрачной, с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности) и умение работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра;

- Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

- Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.

Материал: пипетки, флакон йода, фартуки, 3 стакана с водой, продукты: (картофель, яблоко, груша, печенье, корочка хлеба, сахар, соль, мука, крахмал)

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Дети:- Здравствуйте.

- Какое сейчас время года?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Напомните мне, ребята, что необходимо человеку для жизни? Дети: Воздух для дыхания, вода для питья, пища для питания.

Воспитатель: А чтобы ребенок, не просто жил, а еще и рос умным, сильным, веселым, красивым, нужна полезная пища. Именно в полезной пище содержатся витамины и питательные вещества, которые помогают организму расти и развиваться.

Назовите полезные продукты ………………………………….

Назовите вредные продукты……………………………………

-Правильно ребята.

Сегодня мы с вами поговорим о полезных продуктах, а именно об овощах и фруктах

Где растут овощи? (Ответы детей)

Где растут фрукты? (Ответы детей)

Именно в полезной пище содержатся витамины и питательные вещества,

которые помогают организму расти и развиваться.

Например, КРАХМАЛ одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Крахмал выполняет энергетическую функцию и находится он в растительных продуктах. Крахмал превращается в глюкозу, которая даёт нашему организму энергию. Для чего нам нужен ещё крахмал? заваривать кисель, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

В нашем саду нас тоже кормят фруктами, а из овощей готовят вкусные борщи, овощные супы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в каких продуктах есть крахмал? (Ответы детей). А хотите узнать, в каких продуктах прячется крахмал? А как можно это выяснить? И где?                                                                                                                                 Дети: - провести опыт, в лаборатории.                                                               Воспитатель: да, правильно, и сейчас мы с вами посетим нашу лабораторию и станем не просто дети, а настоящие учёные исследователи (дети с воспитателем входят в импровизированную лабораторию).                                             Воспитатель: - Ребята, кто мне напомнит, как нужно вести себя в лаборатории? (Ответы детей), (Дети подходят к первому столику)

 Воспитатель: ребята, а вы знаете, как выглядит крахмал?    (Ответы детей)

Тогда мы с вами отправляемся к нашему первому лабораторному столику.  

                                                           

ОПЫТ № 1 - Воспитатель предлагает детям рассмотреть 5 веществ белого цвета: сахар, соль, муку, манку, крахмал. (Задание: — определить названия веществ по внешнему виду; уточнить сходство и различие веществ, и выяснить, какое из веществ - крахмал).                                                                                                           - Ребята, на столе есть тарелочка с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.                                                                                                        - Потрогайте это вещество.                                                                                               - Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)                                                                - Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)                                                - А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.                                                                                                       - Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)                                                                - Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.                              - Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)         Вывод: Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (Порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии). - Это и есть крахмал.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием.                                        - Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем. А теперь мы с вами, с помощью следующего опыта, узнаем, где прячется крахмал, и как его обнаружить (дети с воспитателем подходят к следующему столику)

ОПЫТ № 2 – Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.                                                                                                                                         - Давайте сначала выясним, какого цвета йод.                                                                 - Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.                             - Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)                                                            - А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.

- Для этого проведем следующий опыт. — Возьмем 2 стакана с чистой водой. В первый стакан добавлять ничего не будем. Во второй стакан добавим 1 ложку крахмала. — теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.               - Что наблюдаете? (ответы детей)                                                                                      (В первом стакане  раствор пожелтел, а в стакане, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)                                                           Итак, какой вывод можно сделать? Если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый. То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.                             - Ребята, теперь вы можете ответить на второй вопрос нашего занятия?                    - Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)

ОПЫТ № 3  - Посмотрите, на нашем столе есть тарелочки с продуктами (картофель, яблоко, груша, банан, корочка  хлеба, макароны)                           Нужно на эти продукты капнуть несколько капель йода из пипетки. Если после нанесения йода на продукт, он окрасился в синий или черный цвет — значит в нём высокое содержание крахмала, а если продукт не поменял цвет, значит, в нем нет крахмала.                                                                                                                   Дети: выполняют задания.                                                                                Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными (вместе с детьми подводит итог, делает вывод) В каком продукте у нас большее содержание крахмала? (Ответ детей)

ОПЫТ № 4 «Крахмал из картофеля»                                                                          Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал из картофеля?                                 

Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.) Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.                                                Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал.                                                                         (Выслушать предложение детей, если никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмала: натертый картофель положить в марлю и промыть в воде).

Для этого нам понадобился чищеный картофель, терка, марля, стаканчики с водой.

Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).

Во  что превратился клубень?  (на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.)

А сейчас, чтобы выделить крахмал,  возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и промойте картофель водой. (Каждый ребенок промывает в воде картофельную массу в марлевом мешочке.)

- Ребята,  обнаружили крахмал? Если сквозь мутную воду не видно, предлагаю вам слить воду, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал.

Вывод: Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях. Друзья, а как вы думаете, где еще используют крахмал.

 Крахмал используют во многих сферах деятельности человека. Промышленности при производстве бумаги, в пищевой промышленности, его добавляют в производстве лекарств и косметики.  

ОПЫТ №5

- А сейчас, я хочу вам показать один фокус. Предлагаю вам написать тайное послание или шифр. Для этого нам потребуется: (бумага, крахмал, вода, йод, лимон, ватные палочки).

 В воду добавляем крахмал и размешиваем его, чтобы не было комочков. Опускаем в раствор ватную палочку и пишем ей послание на бумаге. Как вы видите крахмальную надпись на белом листе бумаги не видно.

- Что нужно сделать, чтобы наша надпись-шифровка проявилась. Верно, нанести йод на бумагу. Что вы видите?  Надпись проявляется синим или фиолетовым цветом. Почему это происходит, вы уже знаете. Почему?

- А, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она исчезла? Для этого нужно потереть надпись лимоном или лимонным соком. Его для вас я уже приготовила. Что вы видите? Наше послание исчезает. Как вы думаете, почему это происходит?

Объяснение: сок лимона содержит кислоту и витамин С, которые, вступая в реакцию с йодом, обесцвечивают его и надпись исчезает.

Итог: Ребята, вам понравились наши эксперименты? А что вам больше всего понравилось делать? Сегодня вы стали настоящими учёными - исследователями и я хочу вручить вам медали.

https://disk.yandex.ru/i/tvXXMO7ivPVa-A

 

https://disk.yandex.ru/i/TiUpnNf_Sqxdnw

 

https://disk.yandex.ru/i/iNubYJGpMjTqmA

 

ссылки на презентации в облаку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Овощи и фрукты - витаминные продукты (средняя группа)

Занятие, способствующее развитию активного словаря детей, закреплению названий овощей и фруктов....

Конспект ООД «Овощи и фрукты – витаминные продукты» старшая группа

Цель: дать детям знания о витаминах, об их свойствах и их роли в организме человека....

Конспект досуга «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты»

Конспект досуга «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты»...

Конспект занятия по физической культуре «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Здоровый образ жизни». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания о полезных веществах, витамина...

конспект открытого занятия по познавательному развитию "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детейЗадачи:1.    формировать первоначальные представ...

Конспект НОД "Фрукты - витаминные продукты"

конспект по ознакомлению с окружающим в младшей группе....

Проект "Овощи и фрукты витаминные продукты" и конспект итогового занятия

Актуальность проекта: Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные ...