Занятие «История возникновения родного города»
план-конспект занятия (старшая группа)

Зароченцева Юлия Альбертовна

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе.

В последние годы заметно меняется наш город. Появляются новые скверы, парки, детские игровые дворики; строятся современные здания, спортивные комплексы; реставрируются исторические памятники. Город расцветает, становится краше…

Как научить детей любить свой город? Как научить ценить его неповторимость, колорит многонациональных культур, хранить традиции, свято чтить славные подвиги земляков, уважать заслуженных бугурусланцев, прославивших родной город, бережно относиться к каждому зданию, памятнику старины, к каждому уголку родного города?...

Ознакомление детей с родным городом – это один из этапов формирования у детей патриотизма. Знакомя их с этой Бугурусланом, уделяем внимание духовному воспитанию, формированию творчески развитой личности, развиваем воображение, эстетический вкус, способствуем активизации познавательных интересов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_gorode.docx52.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«История возникновения родного города»

                          Образовательная область: «Познание»

                         Форма организации деятельности: путешествие

                         Возрастная группа: старшая  (5.-6 лет)

Зароченцева Ю.А.

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ  «Д/с № 22»

                                         

                                                            Бугуруслан


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях  духовно - нравственное воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Ведущим направлением является воспитание любви к родному городу. Это связано с тем, что с любви к родному городу начинается любовь человека к жизни, к счастливому мироощущению, закладываются нравственные ценности и потребность в их принятии.

В последние годы заметно меняется наш город. Появляются новые скверы, парки, детские игровые дворики; строятся современные здания, спортивные комплексы; реставрируются исторические памятники. Город расцветает, становится краше…

Как научить детей любить свой город?. Как научить ценить его неповторимость, колорит многонациональных культур, хранить традиции, свято чтить славные подвиги земляков, уважать заслуженных бугурусланцев, прославивших родной город, бережно относиться к каждому зданию, памятнику старины, к каждому уголку родного города?...

Ознакомление детей с родным городом – это один из этапов формирования у детей патриотизма. Знакомя их с этой Бугурусланом, уделяем внимание духовному воспитанию, формированию творчески развитой личности, развиваем воображение, эстетический вкус, способствуем активизации познавательных интересов детей.

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Зароченцева Ю.А.

2.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Музыкально-художественная

Изобразительная

Игровая

Чтение художественной литературы

4.

Форма организации

Путешествие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

История возникновения родного города

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

 - решение проблемных ситуаций.

- карта Оренбургской области.

- воздушный шарик с письмом.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- рассматривание слайдов презентации «Бугуруслан вчера - сегодня»;

- изготовление лэпбука ( альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки, цветная бумага, ножницы, клей, картинки старого Бугуруслана, картинки современного города, картинки герба)

4.Приемы поддержания интереса у детей:

-рассматривание карты Оренбургской области

- ситуативные беседа «История возникновения Бугуруслана.

- дидактические игры « Составь картинку», «Контуры и тени», игра «Найди отличие», упражнение «Мы по улице гуляем».                                                             - чередование видов деятельности;                                                                                  - рассказывание стихотворений о городе.

- изготовление лэпбука

5.Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;                                                                                    - самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально- коммуникативное: ситуативная беседа «История возникновения Бугуруслана», » рассказывание стихотворений о городе,  дидактические игры« Составь картинку», «Контуры и тени», игра «Найди отличие», упражнение «Мы по улице гуляем».                                                                                                            

Познавательное:  презентация «Бугуруслан вчера -  сегодня»

Художественно-эстетическое:  Центр «Умелые ручки» изготовление лэпбука( альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки, цветная бумага, ножницы, клей, картинки старого Бугуруслана, картинки современного города, картинки герба)

4.

Возрастная группа:

Старшая (5-6 лет)

5.

Цель:

Формирование интереса у детей к прошлому и настоящему родного города.

6.

Задачи:

- Познакомить детей с историей возникновения родного города, с его исторической и современной архитектурой;

- продолжать закреплять знания о достопримечательностях города, вызывать стремление узнавать больше об истории строений зданий;

- уточнять представления детей о последовательности событий в жизни родного города;

- формировать умения работать командой, развивать творчество, смекалку, умение прийти на помощь своему товарищу;

- развивать чувство гордости за свою малую родину;

- воспитывать интерес к истории родного города;

- воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родины.

7.

Планируемые результаты:

- Ребенок проявляет интерес к истории родного города;

- ребенок может рассказать о своем родном городе;

- ребенок имеет представление об истории родного города;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен к аргументированным суждениям;

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 ноутбук,  проектор, презентация «Бугуруслан   вчера - сегодня»,

Центр патриотического воспитания «Мой город мне дорог.: дидактические игры: « Составь картинку», «Контуры и тени», игра «Найди отличие»

Центр творчества  «Умелые ручки»:  клей, ножницы, салфетки, альбомные листы, восковые карандаши, картинки города.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 Экскурсии,  рассматривание иллюстраций, картин, альбомов,  презентаций о городе Бугуруслане, чтение и разучивание стихотворений о городе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

В: Ребята посмотрите, что вы видите на доске?

Д: Это карта Оренбургской области.

В: А вы можете показать на карте наш родной город, нашу малую  Родину. Дети показывают на карте Бугуруслан.

В: А кто еще знает, какие города есть в Оренбургской области.

Д: Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук, Абдулино.

В: Ребята, что вы считаете своей Родиной?

Д: Это уголок земли, где мы с вами родились, где живут мама и папа, где находится наш родной дом, где наши друзья.

Ребенок читает стихотворение

Что мы Родиной зовем? 
Дом, где мы с тобой растем 
И березы у дороги 
По которой мы идем. 
Что мы Родиной зовем? 
Солнце в небе голубом, 
И душистый, золотистый 
Хлеб за праздничным столом. 
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем. 

1.2

Мотивация деятельности детей

Открывается дверь, влетает воздушный шарик.

В: Ой, что это? Давайте посмотрим.

Д: Шарик воздушный, там  что - то написано.

В: Бугуруслану  - 270 лет.

В: Как вы думаете, что означает эта надпись?

Д: Скоро  у нашего  города  будет день рождения.

В: Да это не просто шарик он принес с собой письмо. Хотите посмотреть, что в нем.

Воспитатель открывает письмо.

«Здравствуйте, юные Бугурусланцы! Я много путешествовал по Оренбургской области. Видел много городов: Оренбург, Бузулук, Новотроицк, Соль- Илецк. И мне посчастливилось попасть в ваш город Бугуруслан. Я слышал, что у вашего города скоро будет юбилей. И я хотел бы отправиться вместе с вами в путешествие, что бы узнать прошлое, настоящее  этого прекрасного города.»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В: Подумайте, на чем мы с вами сможем отправиться в путешествие.

Д: На автобусе, на самолете, на ковре самолете.

В.А  давайте отправимся  в путешествие  на машине времени и узнаем  историю родного города.

II.

Основная часть:

Показ слайдов « Бугуруслан –  вчера и сегодня»

Рассказ воспитателя о городе Бугуруслан.

Игра « Найди отличие»

Дидактическая игра « Составь картинку»,

Физминутка «Мы по улице шагаем»

 Игра «Контуры и тени»

Работа детей в центре творчества « Умелые ручки»

16 мин.

2.1

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Звук  машины времени.

В: Мы с вами отправляемся в путешествие.                       Слайд -2                                       В: Посмотрите, мы с вами попали в прошлое города.

В: А почему наш город  называется Бугурусланом?          Слайд -3                             Название нашего города состоит из двух частей: «буг»- широкая река, которая весной затопляет берега; «арслан» - могучий, гигантский, храбрый.  Бугуруслан – это  могучая река)                                 В: Люди начали селиться вокруг реки и вместо густых лесов появились узкие улицы с деревянными одноэтажными домами.                                                                        В. Большим ли был город?                                                                           Д. Нет, город был маленьким.                                                                                                              В: Правильно. Раньше было всего три  безымянных улицы с небольшими деревянными домами и город назывался Бугурусланской слободой.                                                                                                              В:  Кто были первыми жителями города?                                           Д.Первыми жителями города были крестьяне, купцы.                                                                                                       В: Крестьяне обрабатывали землю, сажали рожь, ячмень.                                                                                     В.Что находилось в центре Бугурусланской слободы?       Слайд - 4                  Д: Площадь, где торговали дровами и сеном.                                                                                                                                                       В.А еще в центре площади стояла деревянная церковь. Вокруг церкви располагались магазины и лавки, там торговали продуктами, одеждой.                                                                                                     В. Ребята, чем еще славился Бугуруслан?                                                             Д.Славился Бугуруслан своими ярмарками. Здесь продавали разнообразные товары, шла бойкая торговля хлебом, салом, медом.                                                                          В:  У города есть герб.                                                              Слайд- 5                   Как по-другому можно назвать герб?                                                                     Д.: Герб можно назвать знаком.                                                              В.: Да, герб – это знак города. Посмотрите, какой  был герб,  какой  он сейчас? Они одинаковые?

Д: Нет они разные.

Поиграем в игру «Найди отличие» . Вы должны посмотреть на два герба  и сказать чем они похожи , чем отличаются.

Д:   На старом гербе в верху изображена куница, а сейчас куницы  на новом гербе нет. Овечка осталась и на старом гербе и на новом.

В:  Голову овечка держит прямо, хвостик опущен, что выражает покладистость характера и миролюбие. Черная овечка – дань уважения и благодарность животному, давшему бугурусланцам мясо, молоко и шерсть.                                                                                          В: Город наш рос и хорошел на глазах. Появились каменные здания, библиотека, гимназии мужская  и женская. Строились  богатые особняки, которые до сих пор являются украшением исторической части города.                                                                                                                В: А кто, такие купцы?                                                                                         Д: Купцы это люди, занимающие торговлей.                                              В: Знаете ли вы, какие были особняки в нашем городе?                                                    Д: Особняки  Рычкова, Фадеева, Шувалова.                                             В: Они были названы в честь этих купцов.                                                          Это здание  принадлежало купцу Шувалову.                       Слайд -6                                       Д: Купец  Шувалов скупал в округе зерно для своих мельниц.                        В:  На первом этаже размещался банк, а на втором жил купец со своей семьей. Внешний вид здания обновился, здание осталось прежнем.                                                                                                                         В: Это двухэтажный особняк на улице Московской,          Слайд -7             принадлежал богатому купцу Сергею Фадееву. На первом этаже размешался кондитерский магазин, где продавали разные сладости. На втором этаже проживала семья. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь.                                                                           В:А что же сейчас располагается в этом здании?                 Слайд -8                            Д:  Школа искусств?                                                                                         В: Чем там занимаются?                                                                           Д: В школе искусств детей учат играть на музыкальных инструментах, танцевать и рисовать.                                                     В: История здания, краеведческого музея,                        Слайд - 9                          весьма интересна. После революции в нем размещалась городское училище, где учились дети. Позже в нем был расположен спальный корпус детского дома, а сейчас в здании находится   краеведческий музей.   В городе это самое старое двухэтажное каменное здание.   Здание осталось в том же виде, в котором его построили, много лет назад. Все эти дома пережили своих хозяев, а они стоят, украшая наш город.                                                                                                                 В: А кто из вас, был в музее?  Расскажите, что интересного вы там увидели?                                                                                                                 Д: История нашего города собрана в музее. Я видел в музее,  как жили люди раньше. Фотовыставку со старинными зданиями города. Какие животные живут в нашем крае.                              Слайд -10-11                         В: А вы знаете, что в музее есть комнаты: комната природы,  комната сороковых годов 20 века, русская изба,  комната национальных костюмов, комната  Великой отечественной войны .                                    

А хотите, поиграть в игру «Собери картинку» вы   должны из отдельных частей, собрать целую картинку.

   Игра «Собери картинку»                                                                                                                                                                

2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний

Что мы с вами слышим. Дети закрывают глаза     Слайд-12     

В: Нам пора возвращаться домой.  И вот мы с вами и  вернулись в наш город.

                                                                     

В:  Погуляем по городу.                                                Слайд -13 

Игра «Мы по улице шагаем»

Мы по городу шагаем.

( Идут по кругу)

То что видим называем.

( Образуют пары )

Светофоры и машины.

( Поворачивают голову вправо )

Ярмарки и магазины.

( Поворачивают голову влево )

Скверы, улицы, мосты.

( Взмахивают правой рукой, затем левой )

И деревья и кусты.

( Поднимают руки в верх и отпускают )

     

В:  Какой, у нас красивый город,                                  Слайд -14                               много  многоэтажных домов, детские площадки, сад имени Ленина, сквер с фонтаном, стали строится новые современные здания.

В: Какие достопримечательности есть в нашем городе?    Слайд -15

Д: Ледовый дворец,  дом творчества,  драматический театр, спортивный комплекс «Олимп»,  Юбилейный.

В: Сейчас мы с вами поиграем в игру « Контуры и тени»

Вы должны назвать здание, рассказать, чем там занимаются, а затем найти тень этого здания.                                                                           Д: Ледовый дворец, катаются на  коньках, занимаются фигурным катанием, футболом.                                                                                                   Д: Дом творчества, здесь и театр, музыка, танцы, изобразительное искусство.

Д: Спортивная школа «Олимп» в спортивной школе. ребята занимаются спортом, есть разные секции футбол, легкая атлетика, бокс.

Д: Драматический театр. В театре проходят спектакли для взрослых и детей. Мы с мамой ходили в театр и смотрели сказку «Три поросенка»

          Игра «Контуры и тени»                                                                                                                                               

В: Как вы думаете, что можно подарить нашему городу на день рождения?

Д: Рассказать стихотворение, спеть песню, нарисовать рисунок,

подарить книгу.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: Давайте мы с вами создадим  настольную  книгу и подарим ее нашему городу.

Прежде чем мы приступим к изготовлению  книги, мы отдохнем.

Игра «Море волнуется»

В: Мы такие настольные книги уже с вами делали. А какой материал мы поместим в нашу настольную книгу?

Д: Рисунки, аппликации, игры, картинки о городе.

В: Римма, а ты что будешь делать? А ты Юра?

Д: Я буду рисовать, а я  делать настольную игру.

В: А сейчас мы будем готовиться к занятию по изготовлению настольной книги. Приготовьте себе материал, который вам нужен для  создании книги.

Работа детей в центре творчества «Умелые ручки»

Дети   изготавливают лэпбук

В:  Посмотрите, здесь и дидактические игры, картинки о городе, рисунки.                                                      

В: Ребята, нашему городу  такой подарок понравится?

Д: Да.

Красив наш город, каким он будет дальше, зависит только от вас. Любите свой город, изучайте его, заботьтесь о нем, берегите его

Ребенок читает стихотворение

На свете много разных стран,

И много городов в России.

Но город мой, Бугуруслан,

Всех городов других красивей.

Он молод, как цветка росток,

О нем еще так мало знают.

И этот малый городок,

 Большое солнце согревают.

Здесь есть высотки, есть дворцы.

И есть здесь площадь с фонтаном,

И это – родина отцов.

Гордимся мы  Бугурусланом!

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов НОД

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В: Ребята, наш воздушный шарик, дальше улетел путешествовать по свету. Оставил вам подарок. Хотите посмотреть. Это игра «Наша Родина»

В. Что удивило вас? Что особенно запомнилось в нашем  сегодня путешествии? Что бы еще хотели узнать о нашем городе? Ребята, что сегодня вы расскажите мамам и папам о своем городе?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

«В гостях у книжке»

Подборка альбомов с фотографиями Бугуруслана

Книжки-малютки о Бугуруслане

4.2

Центр творчества

«Хочу все знать»

Раскраски с достопримечательностями города

Макеты улиц, зданий, микрорайона

4.3

Центр двигательной активности «Здоровячки»

Подборка народных подвижных игр национальностей г. Бугуруслана

4.4

Центр патриотического воспитания «Мой город мне дорог»

Подборка дидактических игр о Бугуруслане

4.5

Музыкальный центр

«Веселые нотки»

Подборка песен о Бугуруслане.


3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., ЦГЛ, 2005.
  2. Альтов В.Г. Бугуруслан. – Челябинск: Юж.-Урал.: Кн.изд-во, 1990
  3. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2003
  4. Кинельская чаша. Книга-альбом.-2-е изд. перераб. и доп.- Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008.-160с.
  5. Крылов В.А. , А.Я. Устинов и др. Бугуруслан в годы войны. Бугуруслан, 1997
  6. Малахов И.В. Бугуруслан. Челябинск.,Юж.-Урал.: Кн.изд – во, 1976
  7. Попова В., Туровская Л., Худякова Л. Мичуринск: город моей души // Дошкольное воспитание.  – 2005. - №10. -  С. 20-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения родного города.

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познание"...

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

История возникновения родного города

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «История возникновения родного города»...

Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна

Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....

Беседа на тему: “История возникновения родного города. Здравствуй, Русь!” Подготовительная группа

Цель. Уточнить и закрепить знания детей об истории возникновения родного города.Задачи. Закрепить знания детей о Москве – столице России, средствами рассказа, стихотворений, рассматриванием иллю...

НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «История возникновения родного города Саранск» для детей подготовительной группы.

Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.Задачи:Обучающие: Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать и п...