«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.»
статья (средняя группа)

Битенова Айнур Аблайхановна

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)

г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,

электронная почта: madou26@list.ru

Опыт работы:

 «Театрализованная деятельность как средство развития речи

 у детей среднего дошкольного возраста.»

Воспитатель: Битенова А.А

Челябинск 2022 г.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

 у детей среднего дошкольного возраста.

Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Перспективный план работы по развитию речи посредствам театральной деятельности в средней группе  на 2021-2022 уч.год

Мероприятие

Сроки реализации

Результат

Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы,  опыта работы педагогов-практиков

Сентябрь-октябрь

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Педагогический мониторинг  образовательной области «Развитие речи» в группе

Октябрь (первичный)

Май (итоговый)

Карта педагогического мониторинга. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения

Сентябрь

План организации и развития предметно-пространственной среды группы  на 2021 – 2022 учебный год

Оформление центра

речевого развития

Октябрь - апрель

Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей)

Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей среднего возраста

Октябрь

Картотеки двигательно-речевых игр и потешек

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Октябрь

Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»

Оформление ширмы для театрализованной деятельности.

Ноябрь

Ширма для кукольного театра

Показ настольного театра «Репка» детям

Ноябрь

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка.

Изготовление театра на липучках «Колобок», оформление его на полку в доступности для детей

Ноябрь

Театр на липучках «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. для самостоятельной игры детей

Разработка конспектов НОД  с использованием приемов театрализации.

В течение года

Конспекты НОД

Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах,  платочный театр, масочный театр

В течение года

Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя»,  театром из фетра «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов

В течение года

Создание уголка ряжения, изготовление масок,

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов

В течение года

Создание уголка ряжения, изготовление масок,

Показ пальчикового театра по русской народной сказке «Репка» 

Декабрь

Закрепление у  детей последовательности  героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации

Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр

Декабрь

Новогодние атрибуты: атрибуты для танца снежинок, маски зверей, снежки из поролона, домик Деда Мороза

Показ пальчикового  театра из фетра «Теремок» детям

Январь

Знакомство детей со сказкой «Теремок»  

Курсы повышения квалификации «Оказание первой помощи»  

Март

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Изготовление героев по сказке «Теремок» для театрализованного представления в неделю театрализации в МАДОУ

Март

 Подготовка к  театрализованному представлению  по сказке «Теремок»

Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок» на «Конкурс по театрализованной деятельности в МАДОУ»

Март

Подготовка к конкурсу театрализации по сказке «Теремок»

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с  использованием театральных атрибутов

В течение года

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

Обыгрывание театрализованных игр-сказок

Декабрь – май

Подготовка детей к публичным выступлениям

Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личного сайта воспитателя

В течение года

Конкурс с участием родителей «Театр своими руками»

Март

Участие в общесадовском конкурсе, пополнение центра театрализации новыми видами театров в группе

Оформление группы к конкурсу театрализации

Март

Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в МАДОУ

Разработка и проведение НОД с элементами театрализации.

В течении года

Конспекты НОД

Изготовление дидактических игр по сказкам

В течение года

Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей

Октябрь

Апрель

Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей

В течение года

Консультации по результатам мониторинга, памятки, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста

Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме

В течение года

Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

Оформление центров развития: центр театрализации, уголок ряжения, центр книги, речевой центр

Май

 РППС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

      Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»

Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  задачи, касающиеся  интеллектуального и художественно-эстетического развития,  а так же формирования выразительной речи дош...