Экскурсия в железнодорожный музей
учебно-методический материал

Дергачева Альбина Александровна

https://disk.yandex.ru/i/j5rq3mbXrOPzbA

Программное содержание:

  • Углублять и систематизировать знания детей об истории развития железнодорожного транспорта;
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду железнодорожников;
  • Нравственно-патриотическое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.

Материал: фотографии паровозов, тепловозов, электровозов, карта российских железных дорог, экспонаты музея железной дороги.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о железнодорожном  транспорте, о железнодорожных  профессиях, о героях железнодорожниках, о правилах безопасности на железной дороге;
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций о железной дороге;
  • Изготовление поделок;
  • Экскурсия на  железнодорожный вокзал города Курска, в музей железной дороги, расположенный в локомотивном депо железнодорожного транспорта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в музей РЖД35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 ОАО «РЖД»

«Экскурсия в железнодорожный музей».

                             

                                           Воспитатель: Дергачева А.А.

                                                   

Курск, 2022 год

Программное содержание:

  • Углублять и систематизировать знания детей об истории развития железнодорожного транспорта;
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду железнодорожников;
  • Нравственно-патриотическое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.

Материал: фотографии паровозов, тепловозов, электровозов, карта российских железных дорог, экспонаты музея железной дороги.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о железнодорожном  транспорте, о железнодорожных  профессиях, о героях железнодорожниках, о правилах безопасности на железной дороге;
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций о железной дороге;
  • Изготовление поделок;
  • Экскурсия на  железнодорожный вокзал города Курска, в музей железной дороги, расположенный в локомотивном депо железнодорожного транспорта.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и всех гостей, которые пришли сегодня к нам, в железнодорожный музей нашего детского сада.

Дети, скажите, а что такое музей?

Дети:

Это место, где мы можем увидеть предметы, книги, фотографии, рассказывающие об истории, о том, как было раньше и как стало сейчас. В музее можно узнать о знаменитых людях и их жизни. И так далее.

Воспитатель: Музей – это место, где хранятся и выставляются старинные и современные предметы и фотографии, а также вещи, принадлежавшие известным, прославившимся людям. По музейным экспонатам можно изучать историю.

Наш музей – железнодорожный, поэтому, как вы думаете, о чём он может рассказать своим посетителям?

Дети:

О железной дороге, о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях.

Воспитатель:

Ребята, а почему в нашем детском саду есть железнодорожный музей?

Дети:

В нашем саду есть железнодорожный музей, потому что наши родители работают на железной дороге.

Воспитатель:

И поэтому вы как дети железнодорожников и, я надеюсь, сами когда вырастите, станете железнодорожниками, должны как можно больше знать о железной дороге и её истории, о железнодорожном транспорте и о профессиях людей, которые работают на железной дороге.

А поможет нам в этом наш музей, в создании которого ваши  родители  принимали активное участие, пополняя его экспонатами.

Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею начинается.

И начнём мы с самого начала – с того времени, когда не было ни железной дороги, ни поездов. Люди могли путешествовать только на лошадях. Дальние путешествия на лошадях занимали очень много времени: уставали и люди, и, конечно же, лошади.

Лошадей приходилось постоянно менять. В карете, которую везли лошади, могло поместиться не больше десятка человек.

Но люди – это изобретатели. И вот уже вместо маловместительной кареты был придуман целый небольшой вагон, где могли сразу разместиться 20-30 человек. Вагон этот везли лошади, а чтобы везти лошадям было легче, вагон поставили на рельсы. Так 200 лет назад в городе Лондоне, столице Англии, появилась первая в мире городская железная дорога с конной тягой. Называлась она конка (так называли и сам вагон, который тянули лошади).

Но конка ходила только по городу, а чтобы попасть из одного города в другой, люди по-прежнему пользовались маловместительными и малоскоростными каретами. Это было долго и утомительно.

И люди продолжали придумывать, изобретать, чтобы улучшить средства передвижения.

И сейчас об истории железнодорожного транспорта нам расскажут дети нашей группы. С чего начинался железнодорожный транспорт и как он усовершенствовался и менялся с годами. А началось все с паровоза.

1-й ребёнок.

 (Слайд паровоза). 

«Жил-был громада - паровоз с коротышкой трубой

и с красными, как гусиные лапы, колёсами.

Ел он уголь, пил воду.

Работал он долго-долго!

Возил пассажирские и товарные вагоны.

- Пуф! Пуф! Пуф! – пыхтит, отдувается паровоз.

Уж очень устал он.

У – у - у  - закричал паровоз, когда почувствовал,

Что сил у него не осталось, - стал звать на помощь тепловоз, который должен был его заменить.

   2-й ребенок.                        

 (Слайд тепловоза).

Услышал этот призыв тепловоз.

Прицепил к себе вагоны и помчался по стальным дорожкам рельсов.

Прошел тысячу километров и хоть бы что.

Железнодорожники не нахвалятся тепловозом:

- Молодец, - говорят, - да и только.

Ест редко, времени на еду не теряет, воды пьет мало.

А как быстро бегает этот тепловоз, в отличие от паровоза!

Но все - же не угнаться ему за электровозом.

 3-й ребенок.  

 (Слайд электровоза).

ЭЛЕКТРОВОЗ – близкий родственник трамвая.

Своей дугой он держится за провод и улавливает электрический ток.

Летит он по рельсам «точно ветер».

4-й ребенок.

(Слайд Сапсана).

Время не стоит на месте и сегодня перевозят пассажиров сверхскоростные поезда. Сапсан может развивать скорость 360-430 км/ч. Он доставит пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург за 3 часа 55 минут.

Воспитатель: Паровоз, тепловоз, электровоз – это локомотивы, машины, которые приводят в движение поезд и служат железнодорожникам в разные времена. А что такое поезд?

Если к паровозу, тепловозу, электровозу, т. е. к локомотиву, прикрепить вагоны, то получится поезд.

Поезда бывают разные.

Какие вы знаете поезда?

Дети: Пассажирские, грузовые, пожарные.

Воспитатель: Кого перевозит пассажирский поезд?

Дети: Пассажиров.

Воспитатель: Что перевозит грузовой поезд?

Дети: Грузы: технику, товары, машины, зерно и т. д.

Воспитатель: Есть ещё поезда, которые помогают в тушении огня при пожаре, когда, например, горит лес рядом с железнодорожными путями или случился пожар на станции. Как мы назовём поезд, который прибудет на пожар? Какой он?

Дети: Пожарный. 

Воспитатель: Да, и на нем прибудет пожарная команда .А вот если сломается состав посредине пути, то на помощь ему приедет ремонтный поезд с мастерами, которые исправят поломку.

Вот сколько мы с вами узнали об истории железнодорожного транспорта и поездах. Но что это? Кажется, кто-то стучится к нам в дверь? Ребята, к нам пришёл гость.

Входит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! Я Незнайка. Я правильно попал, это детский сад №62? (Ответ детей). Я слышал, что у вас есть в детском саду железнодорожный музей? Я никогда не был в музее. Здесь ,     наверное, очень весело? Вы здесь, наверное, играете? Здесь столько необычных предметов. Я хочу их потрогать, поближе рассмотреть.

Воспитатель: Незнайка, эти предметы называются экспонаты и их нельзя трогать руками. Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать в музее. И наши ребята сейчас тебе их расскажут. (Дети рассказывают правила поведения в музее).

Незнайка: Я очень люблю путешествовать, а особенно на поезде. Едешь себе. Отдыхаешь, ни о чем не думаешь, что хочешь, то и делаешь. Хочешь-пой, хочешь- играй. Хочешь- бегай, хочешь-прыгай. Сказка, а не путешествие!

Воспитатель: Незнайка, ты разве не знаешь, что в поезде бегать и прыгать нельзя? Что существуют определенные правила поведения на железнодорожном транспорте, которые необходимо соблюдать.

Незнайка: Да? А я не знал. Ребята, помогите мне разобраться.  А то в вашем музее мне попались какие-то непонятные картинки. На них железная дорога, поезда, люди. А что это такое, я не пойму.

Воспитатель: Мы тебе сейчас все объясним. Рассмотрим иллюстрации и скажем, что на них изображено: правильно ли ведут себя люди на железной дороге или их поведение опасно для жизни и здоровья?

Дети рассматривают иллюстрации с неправильным поведением на железной дороге, рассказывают, что на них изображено и почему так нельзя делать.

Основные правила:

• Железная дорога опасна, на перроне нужно держаться подальше от поезда.

• Не ходить по краю платформы.

• Не вскакивать на ходу в поезд.

• Детям нельзя играть на железнодорожных путях.

• Нельзя сидеть на краю платформы.

• Не подлезать под вагоны для перехода пути.

• Во время движения поезда не открывать двери.

Воспитатель: Незнайка, теперь тебе всё понятно?

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

Правила запомнил –

В тайне не держи:

Всем друзьям, знакомым

Знаешь – расскажи!

Незнайка: Да, спасибо, ребята. Теперь я знаю, как нельзя вести себя на железной дороге. Я расскажу об этом своим друзьям-коротышкам. До свидания, мне пора уходить.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Незнайкой. А сейчас пришло время размяться.

Физкультминутка.

Посидели, где придётся (приседание).

Притащили на вокзал

Очень толстый чемодан (наклон, достать пальцами носки ног).

Очень быстро мы бежали  (бег на месте)

К поезду не опоздали (руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево).

Всем билеты показали (вытягивать поочерёдно сначала правую, потом левую руку).

Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх).

Заняли места в купе (руки на поясе).

А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой).

Наша экскурсия по железнодорожному музею продолжается.

Ваши родители работают на железной дороге. У каждого из них своя железнодорожная профессия, очень важная и необходимая. (Видеоролик с рассказом родителей о своей профессии).

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай профессию». Наши дети будут загадывать загадки о железнодорожных профессиях. Загадки эти непростые – они в стихах. Мы очень внимательно слушаем, а потом говорим, о ком идёт речь.

1-й ребёнок.

Предъявить свои билеты

Пассажиров просит он.

Полку нужную укажет,

Про дорогу все расскажет,

Чай душистый принесет

И в вагоне подметет? (Проводник)

Воспитатель показывает манекен проводницы, рассказывает об её одежде, показывает стаканы с подстаканниками в экспозиции, ж/д билет.

2-й ребёнок.

Стук летит из–под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а …. (машинист)

Воспитатель показывает фуражку машиниста, показывает слайд с изображением машиниста.

Воспитатель: А как называется профессия человека, который находится в кабине рядом с машинистом, помогает ему во всём?

Дети: Помощник машиниста. (Слайд с изображением помощника машиниста).

3-й ребёнок.

От вагонов до вагонов

Кто шагает вдоль перрона?

Кто за смазкою следит?

Каждый болтик оглядит?

Молотком коротконосым

По стальным стучит колесам?

И выслушивает их,

Словно врач своих больных?

Чтоб аварии в пути

Не могли произойти. ( Осмотрщик вагонов).

Воспитатель показывает инструменты, нужные для работы осмотрщика вагонов, жилет, объясняет, для чего это надо.

4-й ребёнок.

Молоток в руках его

С длинной ручкой гладкой.

Для разбивки костылей,

Чтобы рельс лежал ровней

На стальной подкладке,

Ключ для гаек угловой,

Два флажка на поясе,

Чтоб сигналить поезду. ( Путевой обходчик).

Воспитатель показывает инструменты.

Воспитатель: Железная дорога работает в любое время года, в любую погоду должны поезда придти вовремя на станцию и в любое время суток. И путевой обходчик в любое время дня и ночи должен обнаружить и устранить неполадку на железнодорожных путях. Сделать это ночью, когда темно, ему поможет фонарь.

(Коллекция фонарей путевого обходчика)

 5-й ребёнок.

Пропускает поезда,

Знает все – кому куда.

Поезд примет и отправит,

Зря на месте не оставит,

Через станцию пропустит,

Все запомнит, не упустит (дежурный по станции)

Воспитатель: Флажки сигнальные, с помощью которых дежурный по станции даёт сигнал прибывающему или отходящему поезду.

Вот сколько железнодорожных профессий есть на железной дороге. Ребята, а кто из вас хочет рассказать о своих родителях-железнодорожниках? (Рассказы детей).

Профессий много на земле –

Кузнец, шахтер, художник.

Но, мы, решили лучше всех –

Конечно, железнодорожник

 Викторина: «Разные вопросы».

  1. Как называются поезда, которые перевозят людей?      (Пассажирские поезда).
  2. Как называются поезда, которые перевозят грузы?       (Грузовые поезда).
  3. Как называются поезда, которые перевозят газеты и журналы, посылки?                (Почтово-багажные поезда).
  4. Какой вид железнодорожного транспорта перевозит людей на недалекие расстояния, но не поезд?                           (Электричка).
  5. Как назывался раньше железнодорожный транспорт, который топили углем и дровами?                                                          (Паровоз).
  6. Кто первыми изобрел паровоз?                 (Братья Черепановы).
  7. Каким цветом носят рабочие железнодорожники жилетки?      (Оранжевым).
  8. Почему монтеры пути, осмотрщики, путевые рабочие носят каски?

                                                                                        (Чтоб не стукнуло током).

  1. Почему проводник перед отправлением выбрасывает красный флажок?                                               (Сигнал  опасности – красный цвет).
  2. Для чего осмотрщики вагонов стучат по колесам молотком?

                                                     (По стуку определяет исправность колес).

Стоят угрюмо самолеты

В грозу им точно не летать.

И на приколе пароходы,

Когда на море шторм опять.

А поезда и в дождь, и в ветер

Идут по рельсам вдаль, звеня,

И понял я,

Дорога эта

Железной названа не зря.

Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею закончилась. Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили. Ответы детей.

Теперь вы самостоятельно можете пройти по музею, и поподробнее осмотреть его экспозицию (звучит гимн Московской железной дороги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Экскурсия на железнодорожную станцию"

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется, прежде всего через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различны...

Конспект занятия "Экскурсия по железнодорожному вокзалу".

Познакомить детей со зданием вокзала....

Экскурсия на Железнодорожный вокзал.

Экскурсия на Железнодорожный вокзал....

Экскурсия на железнодорожную станцию .Знакомство с профессиям, задействованными на железнодорожном транспорте

Опыт  работы показывает, что экскурсией можно заменить несколько занятий по разным видам деятельности, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания ...

Экскурсия по железнодорожному вокзалу

Знакомство детей со зданием вокзала, внутренним устройством...