Экскурсия в железнодорожный музей
учебно-методический материал
https://disk.yandex.ru/i/j5rq3mbXrOPzbA
Программное содержание:
- Углублять и систематизировать знания детей об истории развития железнодорожного транспорта;
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду железнодорожников;
- Нравственно-патриотическое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.
Материал: фотографии паровозов, тепловозов, электровозов, карта российских железных дорог, экспонаты музея железной дороги.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях, о героях железнодорожниках, о правилах безопасности на железной дороге;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций о железной дороге;
- Изготовление поделок;
- Экскурсия на железнодорожный вокзал города Курска, в музей железной дороги, расположенный в локомотивном депо железнодорожного транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 ОАО «РЖД»
«Экскурсия в железнодорожный музей».
Воспитатель: Дергачева А.А.
Курск, 2022 год
Программное содержание:
- Углублять и систематизировать знания детей об истории развития железнодорожного транспорта;
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду железнодорожников;
- Нравственно-патриотическое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.
Материал: фотографии паровозов, тепловозов, электровозов, карта российских железных дорог, экспонаты музея железной дороги.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях, о героях железнодорожниках, о правилах безопасности на железной дороге;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций о железной дороге;
- Изготовление поделок;
- Экскурсия на железнодорожный вокзал города Курска, в музей железной дороги, расположенный в локомотивном депо железнодорожного транспорта.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и всех гостей, которые пришли сегодня к нам, в железнодорожный музей нашего детского сада.
Дети, скажите, а что такое музей?
Дети:
Это место, где мы можем увидеть предметы, книги, фотографии, рассказывающие об истории, о том, как было раньше и как стало сейчас. В музее можно узнать о знаменитых людях и их жизни. И так далее.
Воспитатель: Музей – это место, где хранятся и выставляются старинные и современные предметы и фотографии, а также вещи, принадлежавшие известным, прославившимся людям. По музейным экспонатам можно изучать историю.
Наш музей – железнодорожный, поэтому, как вы думаете, о чём он может рассказать своим посетителям?
Дети:
О железной дороге, о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях.
Воспитатель:
Ребята, а почему в нашем детском саду есть железнодорожный музей?
Дети:
В нашем саду есть железнодорожный музей, потому что наши родители работают на железной дороге.
Воспитатель:
И поэтому вы как дети железнодорожников и, я надеюсь, сами когда вырастите, станете железнодорожниками, должны как можно больше знать о железной дороге и её истории, о железнодорожном транспорте и о профессиях людей, которые работают на железной дороге.
А поможет нам в этом наш музей, в создании которого ваши родители принимали активное участие, пополняя его экспонатами.
Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею начинается.
И начнём мы с самого начала – с того времени, когда не было ни железной дороги, ни поездов. Люди могли путешествовать только на лошадях. Дальние путешествия на лошадях занимали очень много времени: уставали и люди, и, конечно же, лошади.
Лошадей приходилось постоянно менять. В карете, которую везли лошади, могло поместиться не больше десятка человек.
Но люди – это изобретатели. И вот уже вместо маловместительной кареты был придуман целый небольшой вагон, где могли сразу разместиться 20-30 человек. Вагон этот везли лошади, а чтобы везти лошадям было легче, вагон поставили на рельсы. Так 200 лет назад в городе Лондоне, столице Англии, появилась первая в мире городская железная дорога с конной тягой. Называлась она конка (так называли и сам вагон, который тянули лошади).
Но конка ходила только по городу, а чтобы попасть из одного города в другой, люди по-прежнему пользовались маловместительными и малоскоростными каретами. Это было долго и утомительно.
И люди продолжали придумывать, изобретать, чтобы улучшить средства передвижения.
И сейчас об истории железнодорожного транспорта нам расскажут дети нашей группы. С чего начинался железнодорожный транспорт и как он усовершенствовался и менялся с годами. А началось все с паровоза.
1-й ребёнок.
(Слайд паровоза).
«Жил-был громада - паровоз с коротышкой трубой
и с красными, как гусиные лапы, колёсами.
Ел он уголь, пил воду.
Работал он долго-долго!
Возил пассажирские и товарные вагоны.
- Пуф! Пуф! Пуф! – пыхтит, отдувается паровоз.
Уж очень устал он.
У – у - у - закричал паровоз, когда почувствовал,
Что сил у него не осталось, - стал звать на помощь тепловоз, который должен был его заменить.
2-й ребенок.
(Слайд тепловоза).
Услышал этот призыв тепловоз.
Прицепил к себе вагоны и помчался по стальным дорожкам рельсов.
Прошел тысячу километров и хоть бы что.
Железнодорожники не нахвалятся тепловозом:
- Молодец, - говорят, - да и только.
Ест редко, времени на еду не теряет, воды пьет мало.
А как быстро бегает этот тепловоз, в отличие от паровоза!
Но все - же не угнаться ему за электровозом.
3-й ребенок.
(Слайд электровоза).
ЭЛЕКТРОВОЗ – близкий родственник трамвая.
Своей дугой он держится за провод и улавливает электрический ток.
Летит он по рельсам «точно ветер».
4-й ребенок.
(Слайд Сапсана).
Время не стоит на месте и сегодня перевозят пассажиров сверхскоростные поезда. Сапсан может развивать скорость 360-430 км/ч. Он доставит пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург за 3 часа 55 минут.
Воспитатель: Паровоз, тепловоз, электровоз – это локомотивы, машины, которые приводят в движение поезд и служат железнодорожникам в разные времена. А что такое поезд?
Если к паровозу, тепловозу, электровозу, т. е. к локомотиву, прикрепить вагоны, то получится поезд.
Поезда бывают разные.
Какие вы знаете поезда?
Дети: Пассажирские, грузовые, пожарные.
Воспитатель: Кого перевозит пассажирский поезд?
Дети: Пассажиров.
Воспитатель: Что перевозит грузовой поезд?
Дети: Грузы: технику, товары, машины, зерно и т. д.
Воспитатель: Есть ещё поезда, которые помогают в тушении огня при пожаре, когда, например, горит лес рядом с железнодорожными путями или случился пожар на станции. Как мы назовём поезд, который прибудет на пожар? Какой он?
Дети: Пожарный.
Воспитатель: Да, и на нем прибудет пожарная команда .А вот если сломается состав посредине пути, то на помощь ему приедет ремонтный поезд с мастерами, которые исправят поломку.
Вот сколько мы с вами узнали об истории железнодорожного транспорта и поездах. Но что это? Кажется, кто-то стучится к нам в дверь? Ребята, к нам пришёл гость.
Входит Незнайка.
Здравствуйте, ребята! Я Незнайка. Я правильно попал, это детский сад №62? (Ответ детей). Я слышал, что у вас есть в детском саду железнодорожный музей? Я никогда не был в музее. Здесь , наверное, очень весело? Вы здесь, наверное, играете? Здесь столько необычных предметов. Я хочу их потрогать, поближе рассмотреть.
Воспитатель: Незнайка, эти предметы называются экспонаты и их нельзя трогать руками. Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать в музее. И наши ребята сейчас тебе их расскажут. (Дети рассказывают правила поведения в музее).
Незнайка: Я очень люблю путешествовать, а особенно на поезде. Едешь себе. Отдыхаешь, ни о чем не думаешь, что хочешь, то и делаешь. Хочешь-пой, хочешь- играй. Хочешь- бегай, хочешь-прыгай. Сказка, а не путешествие!
Воспитатель: Незнайка, ты разве не знаешь, что в поезде бегать и прыгать нельзя? Что существуют определенные правила поведения на железнодорожном транспорте, которые необходимо соблюдать.
Незнайка: Да? А я не знал. Ребята, помогите мне разобраться. А то в вашем музее мне попались какие-то непонятные картинки. На них железная дорога, поезда, люди. А что это такое, я не пойму.
Воспитатель: Мы тебе сейчас все объясним. Рассмотрим иллюстрации и скажем, что на них изображено: правильно ли ведут себя люди на железной дороге или их поведение опасно для жизни и здоровья?
Дети рассматривают иллюстрации с неправильным поведением на железной дороге, рассказывают, что на них изображено и почему так нельзя делать.
Основные правила:
• Железная дорога опасна, на перроне нужно держаться подальше от поезда.
• Не ходить по краю платформы.
• Не вскакивать на ходу в поезд.
• Детям нельзя играть на железнодорожных путях.
• Нельзя сидеть на краю платформы.
• Не подлезать под вагоны для перехода пути.
• Во время движения поезда не открывать двери.
Воспитатель: Незнайка, теперь тебе всё понятно?
Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
Незнайка: Да, спасибо, ребята. Теперь я знаю, как нельзя вести себя на железной дороге. Я расскажу об этом своим друзьям-коротышкам. До свидания, мне пора уходить.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Незнайкой. А сейчас пришло время размяться.
Физкультминутка.
Посидели, где придётся (приседание).
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан (наклон, достать пальцами носки ног).
Очень быстро мы бежали (бег на месте)
К поезду не опоздали (руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево).
Всем билеты показали (вытягивать поочерёдно сначала правую, потом левую руку).
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх).
Заняли места в купе (руки на поясе).
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой).
Наша экскурсия по железнодорожному музею продолжается.
Ваши родители работают на железной дороге. У каждого из них своя железнодорожная профессия, очень важная и необходимая. (Видеоролик с рассказом родителей о своей профессии).
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай профессию». Наши дети будут загадывать загадки о железнодорожных профессиях. Загадки эти непростые – они в стихах. Мы очень внимательно слушаем, а потом говорим, о ком идёт речь.
1-й ребёнок.
Предъявить свои билеты
Пассажиров просит он.
Полку нужную укажет,
Про дорогу все расскажет,
Чай душистый принесет
И в вагоне подметет? (Проводник)
Воспитатель показывает манекен проводницы, рассказывает об её одежде, показывает стаканы с подстаканниками в экспозиции, ж/д билет.
2-й ребёнок.
Стук летит из–под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а …. (машинист)
Воспитатель показывает фуражку машиниста, показывает слайд с изображением машиниста.
Воспитатель: А как называется профессия человека, который находится в кабине рядом с машинистом, помогает ему во всём?
Дети: Помощник машиниста. (Слайд с изображением помощника машиниста).
3-й ребёнок.
От вагонов до вагонов
Кто шагает вдоль перрона?
Кто за смазкою следит?
Каждый болтик оглядит?
Молотком коротконосым
По стальным стучит колесам?
И выслушивает их,
Словно врач своих больных?
Чтоб аварии в пути
Не могли произойти. ( Осмотрщик вагонов).
Воспитатель показывает инструменты, нужные для работы осмотрщика вагонов, жилет, объясняет, для чего это надо.
4-й ребёнок.
Молоток в руках его
С длинной ручкой гладкой.
Для разбивки костылей,
Чтобы рельс лежал ровней
На стальной подкладке,
Ключ для гаек угловой,
Два флажка на поясе,
Чтоб сигналить поезду. ( Путевой обходчик).
Воспитатель показывает инструменты.
Воспитатель: Железная дорога работает в любое время года, в любую погоду должны поезда придти вовремя на станцию и в любое время суток. И путевой обходчик в любое время дня и ночи должен обнаружить и устранить неполадку на железнодорожных путях. Сделать это ночью, когда темно, ему поможет фонарь.
(Коллекция фонарей путевого обходчика)
5-й ребёнок.
Пропускает поезда,
Знает все – кому куда.
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит,
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит (дежурный по станции)
Воспитатель: Флажки сигнальные, с помощью которых дежурный по станции даёт сигнал прибывающему или отходящему поезду.
Вот сколько железнодорожных профессий есть на железной дороге. Ребята, а кто из вас хочет рассказать о своих родителях-железнодорожниках? (Рассказы детей).
Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник.
Но, мы, решили лучше всех –
Конечно, железнодорожник!»
Викторина: «Разные вопросы».
- Как называются поезда, которые перевозят людей? (Пассажирские поезда).
- Как называются поезда, которые перевозят грузы? (Грузовые поезда).
- Как называются поезда, которые перевозят газеты и журналы, посылки? (Почтово-багажные поезда).
- Какой вид железнодорожного транспорта перевозит людей на недалекие расстояния, но не поезд? (Электричка).
- Как назывался раньше железнодорожный транспорт, который топили углем и дровами? (Паровоз).
- Кто первыми изобрел паровоз? (Братья Черепановы).
- Каким цветом носят рабочие железнодорожники жилетки? (Оранжевым).
- Почему монтеры пути, осмотрщики, путевые рабочие носят каски?
(Чтоб не стукнуло током).
- Почему проводник перед отправлением выбрасывает красный флажок? (Сигнал опасности – красный цвет).
- Для чего осмотрщики вагонов стучат по колесам молотком?
(По стуку определяет исправность колес).
Стоят угрюмо самолеты
В грозу им точно не летать.
И на приколе пароходы,
Когда на море шторм опять.
А поезда и в дождь, и в ветер
Идут по рельсам вдаль, звеня,
И понял я,
Дорога эта
Железной названа не зря.
Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею закончилась. Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили. Ответы детей.
Теперь вы самостоятельно можете пройти по музею, и поподробнее осмотреть его экспозицию (звучит гимн Московской железной дороги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Экскурсия на железнодорожную станцию"
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется, прежде всего через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различны...
Конспект занятия "Экскурсия по железнодорожному вокзалу".
Познакомить детей со зданием вокзала....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-81283-1445585688.jpg)
Экскурсия на железнодорожную станцию .Знакомство с профессиям, задействованными на железнодорожном транспорте
Опыт работы показывает, что экскурсией можно заменить несколько занятий по разным видам деятельности, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1027493-1569231303.jpg)
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...
Сценарий мероприятия по профориентации «Вести ТВ Детского сада» «Экскурсия по железнодорожному вокзалу»
Цель: формирование интереса к железнодорожным профессиям....