План работы по самообразованию Радионовой на 2020-2022 гг
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Радионова Светлана Владимировна

План работы по самообразованию Радионовой на 2020-2022 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_radionova_2022.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Создание условий для физической активности и формирования социокультурной компетентности дошкольников через изучение культуры, традиций и истории разных стран.»

 Воспитателя Радионовой Светланы

Актуальность: В настоящее время пристальное внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. В условиях модернизации образования приоритетной целью становится формирование личности с развитой межкультурной коммуникацией, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию и самообразованию. Расширение культурных границ общества предполагает развитие у молодого поколения таких качеств, которые обеспечивали бы им успешность в личностном и профессиональном становлении за счет умения ориентироваться в разнообразных социокультурных условиях.

В дошкольном возрасте происходит становление основных характеристик личности: самооценки, эмоционально-волевой сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Образовательная траектория личности, при сохранении самобытности и самоценности этого периода, должна быть направлена на формирование основы отношения к природе, миру предметов, миру людей. Процесс социокультурного развития является непрерывным и осуществляется на всех возрастных этапах.

Согласно утвержденному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из принципов дошкольного образования обозначается принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, этнокультурной ситуации развития детей. В ФГОС ДОО определена задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс формирования у детей представлений о многообразии стран и народов на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.

В поликультурном воспитании современного дошкольника, основанного на формировании межэтнических отношений между людьми разных национальностей, выступает необходимость приобщения детей к истокам своей культуры. Признание личностью собственной национальной и этнической культуры приводит к высокому уровню национального самосознания и воспитания, к удовлетворенности национальной принадлежностью. Азы формирования основ этнокультуры у дошкольников составляет собственная культура народа, в среде которой они живут.

Но современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ. Поликультурный подход лежит в основе формирования складывающейся целостной картины мира у дошкольников и системы ценностных ориентиров развивающейся личности, таких как отношение к себе и другим, малой Родине и Отечеству, к окружающему миру, к своей стране и другим странам, к обычаям и ценностям своего и других народов, которые определяют в общем культуру и этику общения и взаимодействия, взаимное уважение и толерантность.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделять знакомству детей с традициями национальных культур (обычаями, обрядами). Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности межкультурного взаимодействия, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта познания чужой культуры и восприятия психологических, социальных и других межкультурных различий.

Таким образом, очевидна необходимость создания в дошкольной образовательной организации оптимальных условий для всестороннего развития дошкольников, для усвоения ими социокультурных связей и традиций, или для формирования социокультурной компетенции.

Реализация процесса формирования социокультурной компетенции у дошкольников может быть наиболее эффективной в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, которые составляют культурумежнациональногообщения,адекватнуюданнойвозрастнойгруппе.

Другими словами, в число основных педагогических задач входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Одним из таких мотивирующих факторов является использование возможностей Zumba kids, где через танец дети познают другие страны и погружаются в их культуру. Если мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания географических и исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна позволяет расширить  кругозор детей, сделать процесс приобщения к культуре разных народов ярким впечатлением, способствовать их успешной социализации и гармоничному развитию посредством использования новых подходов при организации педагогического процесса по формированию социокультурной компетентности воспитанников старшего дошкольного возраста:

  • использование технологии «образовательное путешествие» для «погружения» детей в культуру народов разных стран.
  • использование возможностей Zumba kids как мотивационного компонента к деятельности дошкольников.

Цель самообразования: Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования социокультурной компетентности дошкольников через изучение культуры, традиций и истории разных стран.

Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- Способствовать формированию у старших дошкольников целостной картины мира на основе страноведения, развитие познавательных интересов и инициатив;

- Знакомить детей с многообразием культур и традиций разных стран через изучение ритмов Zumba kids;

- Формировать толерантное отношение ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Россию и мир;

- Приобщать детей к изучению России и других стран через элементы исследовательской, творческой, проектной, игровой и танцевальной деятельности;

- Воспитывать бережное отношения к разным культурам, традициям, этику поведения, этику общения.

-обеспечить интеграцию образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО: социально – коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Расширение представлений о многообразии стран и народов мира, повышение любознательности и познавательной активности;
  • Расширение представлений о традиционно-бытовой культуре народов некоторых стран;
  • Формирование представлений о сходстве чувств, желаний людей, живущих в разных условиях и культурах;
  • Формировано толерантного  отношения к людям разных стран.

Для педагогов:

  • создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования социокультурной компетентности;

Для родителей:

  • вовлечение в совместную проектную,  исследовательскую деятельности по изучению многообразия  культур и традиций разных стран.
  • участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных мероприятиях дошкольного учреждения, укрепление связи поколений.

План мероприятий по реализации плана самообразования

  1. этап – Подготовительный (сентябрь 2020)
  2. этап – Практический(октябрь 2020- май 2022)

III этап – Итоговый (июнь2022)

На подготовительном этапе работа строится по следующему алгоритму:

  • выявление уровня заинтересованности детей, педагогов и родителей в реализации темы самообразования;
  • изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по теме;
  • отбор диагностических методик для выявления уровня развития у дошкольников социокультурной компетентности;

подбор и разработка плана «образовательных путешествий»

  • создание системы партнёрской деятельности всех субъектов образовательного процесса и социума в контексте требований проекта.

Практический этап предусматривает:

  • Апробация цикла «образовательных путешествий» (приложение 2)
  • Организация исследовательской, творческой, проектной, игровой и танцевальной  деятельности по странам «образовательных путешествий»:
  1. Колумбия
  2. Бразилия
  3. Пуэрто-Рико
  4. Доминикана
  5. Мексика
  6. Куба
  7. Африка
  8. Ближний Восток
  • Апробация интерактивных форм работы с родителями и специалистами детского сада
  • Создание банка цифровых  образовательных ресурсов

Итоговый этап содержит:

  • презентацию результатов деятельности;
  • оценку эффективности реализации;
  • определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата и перспектив дальнейшего развития.

  1. Содержание проекта

Работа по самообразованию рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группа). Для каждой возрастной группы выделена тема месяца, исходя из особенностей опыта, интересов и инициатив старших дошкольников..

Содержание «образовательных путешествий» направлено на знакомство дошкольников с особенностями изучаемой страны:

  1. Климат страны.
  2. Животный и растительный мир.
  3. Флаг страны.
  4. Традиции страны.
  5. Народные костюмы и музыкальные инструменты.
  6. Особенности танцевальных движений.

Периодичность занятий-путешествий: 4 занятия в месяц,

Длительность занятий-путешествий: старшая группа - 25 минут; подготовительная группа - 30 минут.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа).

Методы реализации

Изучение и обобщение

передового опыта

Анализ методической, педагогической и психологической литературы по теме проекта. Поиск оригинальных идей, элементов инновационного прогрессивного педагогического опыта

Моделирование образовательного процесса

«Образовательное путешествие»

Организация исследовательской, творческой, проектной, игровой и танцевальной  деятельности по странам «образовательных путешествий»

Тематические развлекательные мероприятия, выступления коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, акции, конкурсы детско-родительских проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)» и др.

Самоэкспертиза

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи). Степень эффективности проекта.

Опросы, тестирование

Определение уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса

Список используемой литературы:

  1. Коломийченко Л.В., Груздева И.В., Груздева И.В. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ЕЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 02.11.2021).
  2. Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие детей 5-7 лет средствами страноведения [Текст]: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Ю. В. Пурскалова. – Уфа, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 180 с.
  3. Захарова, Л. М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира / Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова [Электронный ресурс] – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturoy-narodov-mira/viewer (дата обращения: 02.11.2021)
  4. Джой Праути (JoyProuty),  Джина Грант (GinaGrant), МарселоБорландо (MarceloBorlando Руководство по обучению инструкторов — Zumba® Kids + Zumba® KidsJr.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».

Актуальность выбранной темы:    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольн...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование...