Методика Л.Г.Петерсон
презентация

Ганиева Зухро Абдужабаровна

Система дидактических принципов деятельностного метода
Л.Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы для родителей1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Людмила Георгиевна Петерсон

Слайд 3

Цели и задачи реализации программы . В соответствии с принятым в программе « Игралочка » методологическим подходом ее основнои ̆ целью становится не столько формирование у детеи ̆ математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности , что станет основои ̆ для его умственного и личностного развития, формирования целостнои ̆ картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни. Так, приоритетными задачами в программе « Игралочка » являются развитие: - логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях); - мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация , конкретизация, аналогия); - сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение); - любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности ( познавательно-исследовательскои ̆ деятельности , игре, общении и др.); - находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; - вариативного мышления, воображения, творческих способностеи ̆; - мелкои ̆ моторики;

Слайд 4

ознакомление: - с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления); - с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта: - аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений; - работы по правилу и образцу; - фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины; - выбора способов преодоления затруднения; - постановки учебнои ̆ ( познавательнои ̆) задачи, планирования своих действии ̆; - проверки результатов своих действии ̆, исправления ошибок; воспитание: - нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других); - положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждои ̆ возрастнои ̆ ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действии ̆ – это длительныи ̆ процесс, требующеи ̆ от педагога кропотливои ̆ работы в течение нескольких лет.

Слайд 5

Курс математического развития дошкольников « Игралочка » Л.Г. Петерсон , Е.Е. Кочемасова имеет 4 части и разработан для детей: 3-4 лет (часть 1) 4-5 лет (часть 2) 5-6 лет (часть 3) 6-7 лет (часть 4) Комплект « Игралочка » для каждой возрастной группы включает в себя: методические рекомендации для педагога; рабочая тетрадь для ребенка; демонстрационный материал; раздаточный материал. Пособия частей 1 и 2 имеют одноименное со всем курсом название – « Игралочка ». А все пособия частей 3 и 4 имеют название « Игралочка – ступенька к школе».

Слайд 6

Система дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон . Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился. Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать.

Слайд 7

Принцип деятельности Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого нужно поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создавать условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие». «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка – высший пилотаж современного педагога. Принцип непрерывности Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания. Принцип творчества Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Слайд 8

Принцип минимакса Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума. Данный принцип направлен на максимальную индивидуализацию, касающуюся не только отбора содержания, но и форм психолого-педагогической работы. При этом важно учитывать особенности детей (в том числе с синдромом дефицита внимания, эмоциональными нарушениями, ослабленным здоровьем; одаренных, двуязычных и др.). Педагог создает условия для проявления поисковой и творческой активности каждым ребенком с учетом исходного уровня его самостоятельности и общего развития. Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу». В каждом случае задача педагога – помочь ребенку ощутить радость, успех в деятельности; зафиксировать сделанный им новый шаг, личное достижение. Постепенно педагог расширяет область самостоятельных действий ребенка (с учетом его растущих возможностей) и своей положительной оценкой усиливает стремление добиться лучшего результата без помощи взрослого. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «моральные силы для своего движения вперед ребенок черпает в своих успехах». Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

Слайд 9

Принцип вариативности Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр. Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, взрослый не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Машенька, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему ты так думаешь?». Педагог не лишает ребенка права на ошибку (если это не связано с причинением вреда жизни и здоровью), позволяет ему встречаться с последствиями своего выбора, действия (или бездействия). Обсуждает с ребенком, почему его действие привело к нежелательному результату и как следовало бы поступить в будущем в аналогичной ситуации. В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Слайд 10

Фрагмент образовательной ситуации по теме: «Сравнение по толщине» (средняя группа) Воспитатель собирает детей около себя. – Знаете ли вы сказку «Теремок»? – Чем закончилась эта сказка? – Хотите помочь зверям построить новый теремок? – Сможете? Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?»), воспитатель целенаправленно поддерживает веру детей в собственные силы. Благодаря чему ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чегото сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»). 2) Актуализация знаний и умений. На данном этапе организуется совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, в рамках которой актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для предстоящего нового «открытия». Дети приобретают опыт взаимодействия с взрослым и сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом они находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

Слайд 11

3) Затруднение в ситуации. Данный этап является ключевым, т.к. обеспечивает приобретение детьми опыта столкновения с затруднением и его конструктивного преодоления. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. При этом важно, что выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю/не умею)». Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная/познавательная задача, соотносимая с «взрослой» целью). В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной/познавательной задачи.

Слайд 12

Методика Петерсон – закономерности развивают логику Если вы планируете заниматься с ребенком по методике Петерсон , то должны учесть, что эта методика (как и сама математика!) базируется на закономерностях. Ребенок должен уметь выстраивать закономерность из 3 желтых кубиков и 1 красного. В пять лет перед ним будет стоять уже более тяжелая задача: сформировать закономерность 2 синих , 2 зеленых и 2 красных.

Слайд 13

Числовой ручеек в методике Петерсон У детей, занимающихся по методике Петерсон , перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда надо прибавить 3 к 1, то он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, то малыш ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика! Но так математика детям дается очень легко

Слайд 15

Почини одежду гномиков – поставь на каждую вещь заплатку так, чтобы её не было заметно. Выполнять задание нужно с проговариванием: - На синие брюки надо пришить синюю заплатку и т.д. - Какой формы заплатка на брюках, шляпе и т.д.

Слайд 16

ВЫВОД: В дидактической системе Л.Г. Петерсон Данная дидактическая система обладает свойствами технологичности, высокой результативности с точки зрения новых требований к результатам образования, доступности для учителей, а также позволяет учителям поэтапно ее осваивать по индивидуальной траектории саморазвития в соответствии со своими реальными условиями и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петерсон

Петерсон...

Петерсон

Петерсон...

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы по методике Л.Г. Петерсона "Путешествие на поезде"

Конспект итоговой открытой НОД по математике (по методике Л.Г. Петерсона) в средней группе «Путешествие на поезде»Подготовила Анисимова О.В.Цель: - закреплять у детей порядковый счет в пределах 5...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по ме...

Обучение математике детей раннего возраста по методике Л.Г.Петерсон.

В статье освещена эффктивная методика Л.Г.Петерсон обучения математики детей раннего дошкольного возраста,успешно применяемая в моей работе....

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...

Консультация для родителей «Просто о сложном. Методика Л.Г. Петерсон»

Методика Петерсон – это курс математики для дошкольников и младших школьников. Это новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсо...