трудовое воспитание дошкольников
консультация (младшая группа)

Медведева Светлана Витальевна
Трудовое воспитание дошкольников. -Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье. -Факторы, обеспечивающие оптимальное влияние на трудовое воспитание детей в семье. -«Какой труд доступен детям» -«Приучайте ребенка к труду!» -Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.20vospitanie.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье. 

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль в разностороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. Для семейного воспитания прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.

Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.

В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:

  1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
  2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда.
  3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
  4. Отсутствие или недостаток у родителей соответствующих психологопедагогических знаний.

Часто можно наблюдать как, например, взрослый в совместной трудовой деятельности с детьми старшего возраста берет на себя самую важную часть работы: поливает растения, чистит клетки, готовит корм животным, убирает на место игрушки, личные вещи детей и пр. Ребёнок же при этом выполняют лишь отдельные мелкие поручения, что, естественно, не вызывает у него интереса к трудовому процессу. Иногда взрослые дают поручения тем детям, которые владеют некоторыми навыками и с охотой берутся за работу.

 

Ребятам же, которые не умеют работать и категорически, под разными предлогами, отказываются от труда («Не умею», «Не хочу»), стараются давать поручения реже. Такую же картину часто можно наблюдать и в семье.

…Утро. Кто торопится на работу, кто - в школу, а кто - в детский сад. Маленькая Настенька разделяет общее настроение. У нее своя забота: застрял чулок на ножке, не поддается ее усилиям. Настя пыхтит от усердия. Еще бы, это дело не легкое. Маме жаль дочку, да и ждать некогда. Она бросает свои дела и приходит малышке на помощь: «Давай помогу, побыстрей управимся». Но дочь возражает: «Я сама».

Ребенок заявляет о своих возросших возможностях, он осознает свою силу, самостоятельность. Родителям радоваться бы только и использовать этот момент в воспитательных целях, а они порой сердятся, принимая стремление ребенка к самостоятельности за упрямство. «Ты еще маленький»,- заявляют они. Иногда бывает и так: без всяких церемоний отшлепала, отняла чулок, насильно натянула его на ножку малыша. А в результате конфликт: слезы ребенка, раздражение матери.

Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны руки мамы, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание маленького ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.

Научить малыша обслуживать себя - значит приохотить его к трудовым усилиям. И главное - ребенок почувствует свою причастность к общим семейным делам и заботам.

Каждому взрослому необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее. Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.

Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»). Родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования к ребенку («Не жди, чтобы тебе помогли. Делай сам.» - «Ты уже большой и потому умеешь одеваться сам» - «Смотри, все дети гуляют, а ты еще не одет. Ну-ка, поторапливайся»). Это мобилизует ребенка. Он старается побыстрее одеться, чтобы играть.

Лень приходит туда, где нет ей сопротивления, где родители и воспитатели не прививали ребенку трудолюбия.

Очень важно, чтобы те несложные трудовые поручения, которые ребенок выполняет в детском саду, стали бы и дома повседневной обязанностью. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают, возросшие возможности малыша, то возникает гармония взаимоотношений. Какие же трудовые обязанности могут нести по дому детидошкольники?

В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное - рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.

Обязанности пяти-, шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др.

Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество - ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником. Необходимо, чтобы ребенок был приучен к тому, что какой-то вид домашней работы обязан выполнять именно он.

Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место.

Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.

          


Факторы, обеспечивающие оптимальное влияние на трудовое воспитание детей в семье.

 Основными факторами, эффективно влияющими на трудовое воспитание дошкольников, являются следующие:

Нравственно-положительные личные и общественные интересы, убеждения и потребности родителей; их добросовестное отношение к производственному и домашнему труду, трудолюбие; преемственность между поколениями (молодые родители и их отцы, матери);

Осуществление целенаправленного воспитания: понимание родителями целей и задач трудового воспитания, его значения в нравственно-волевом и разностороннем развитии ребенка; стремление реализовывать их на практике (организация наблюдения детей за трудом взрослых и посильной трудовой деятельности детей как индивидуальной, так и совместной со взрослыми членами семьи, установление взаимосвязи с детским садом, активность обоих родителей в решении педагогических задач);

Эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни и труде, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливое распределение домашних обязанностей, демократичность в отношениях между взрослыми и детьми.

          

         

         


 

Консультация для родителей 

«Какой труд доступен детям»

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное - научить любить труд и находить в нем источник радости.

Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чемнибудь другим.

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. 

Главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке - домашние туфли.

Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше.

Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

         

«Приучайте ребенка к труду!» 

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее! Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом, взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чемнибудь другим.  

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление. Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс.

И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться. Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть, прежде всего, посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье оттого, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.  Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

 Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.

Мы наблюдали однажды такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть. Смотрел он охотно — и в этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в руки мозаику, сразу же обращался за помощью.

Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко - достижимой. Протерли, допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие, красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель:

чтобы к концу лета получить урожай, надо с весны поливать грядки.  Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать, привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.

Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку— это уже работа. На это уже способен ребенок второго года жизни.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке—домашние туфли.

Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку — например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль. Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.

Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.

Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой — закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.

Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.

На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек — не только дать им корм, но и почистить клетку.

Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку.

Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!  

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

         

Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей в семье.

Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:

 

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
  • Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...