Методика М.Монтессори
презентация урока для интерактивной доски (старшая группа)

Дергачева Альбина Александровна

Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребёнок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила воспитатель ЧДОУ №62 ОАО «РЖД» г. Курск Дергачева А. А.

Слайд 2

Современный опыт педагогов прошлых лет. Педагогическая система Марии Монтессори

Слайд 3

М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "дома ребенка

Слайд 4

Основная идея системы Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребёнок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ Помоги мне это сделать самому – все, что ребенок может делать самостоятельно, мы стараемся, чтобы он делал сам, помощь взрослого не должна превалировать, в результате у детей развиваются: Самостоятельность, уверенность в собственных силах Удовлетворение потребности во взрослении Разновозрастность в группе – в одной группе присутствуют дети разного возраста Младшие учатся у старших Старшие приобретают лидерские черты Формируются взаимопомощь, сотрудничество и терпеливость Появляется ответственность и уверенность Дети обучают друг друга, становясь активными участниками процесса Отсутствие постоянных оценок взрослого – педагог не оценивает ребенка, а говорит о своем отношении через чувства и учит ребенка адекватно оценивать самостоятельно свою деятельность, в результате Формирование независимости от чьей-либо оценки Умение заниматься, потому что это интересно, а не за поощрение или боязни наказания Умение объективно оценить себя

Слайд 6

Не сравнивать ребенка с другими – оценивается уровень и качество достигнутого «я вчера» и «я сегодня», а не «я по сравнению с другими», в результате: Формирование позитивного самооценки, благоприятного образа «Я» Самодостаточность и уверенность Свобода выбора – ребенок имеет право самостоятельно выбирать вид деятельности в группе, педагог побуждает интерес, но не принуждает, в результате: Ребенок учится лучше понимать себя и свои желания, учится делать выбор Свобода выбора формирует инициативность Наличие обязательных правил – простые правила помогают решить важные задачи: «Материал или игрушки после работы или игры обязательно нужно поставить на место, откуда его взял ребенок» - малыш приучается к порядку и учится доводить дело до конца «Работа с монтессори - материалом проходит на специальных ковриках или столиках» - ребенок учится организовывать свое рабочее место и рационально ипользовать пространство «Если нужный монтессори - материал занят, надо подождать, можно спросить разрешения присоединиться, но если ребенок не получил согласия – надо отойти, взять другой материал или наблюдать» - ребенок учится уважать личное пространство и права других детей

Слайд 7

Главная форма воспитания и обучения Самостоятельные индивидуальные занятия детей, специально разработанные Монтессори, основа которых - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий).

Слайд 8

Монтессори - педагог

Слайд 9

Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне это сделать самому». - Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей

Слайд 10

• подготавливает среду для занятий; • рассказывает и показывает детям способы правильной работы с материалом, чтобы быстро выполнять задания; • нейтрализует факторы, которые мешают малышу заниматься; • ведёт наблюдение за успехами ребенка, если он справляется предлагает ему задания чуть сложнее; • проводит «работу» с родителями, объясняя им, как нужно правильно хвалить малыша, какие занятия проводить с ним дома. Монтессори - педагог

Слайд 11

5 зон монтессори -класса Практическая зона Сенсорная зона Космическая зона Математическая зона Языковая зона

Слайд 12

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память Сенсорная зона

Слайд 13

Математическая зона Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.

Слайд 14

Космическая зона

Слайд 15

Практическая зона Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.

Слайд 16

Языковая зона Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Слайд 17

Недостатки педагогической системы

Слайд 18

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком. Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир

Слайд 19

Непростая ситуация складывается и с чтением. Монтессори-педагогика, напрямую и не отрицает художественную литературу для детей . Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и тоже. Отсутствие в системе воспитания книг-сказок, стихов, игр драматизаций , театрализованности ,полёт фантазий . В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым.

Слайд 20

. В классическом Монтессори - садике дети не играют в ролевые и спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. У детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и прятки

Слайд 21

Сегодня классическая система Монтессори почти не используется в первоначальном виде. Специалисты работают над внедрением дополнительных рабочих зон, ищут и находят другие подходы к детям, чтобы помочь им стать полноценными и успешными личностями. .

Слайд 22

. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

Слайд 23

Монтессори школа город Курск

Слайд 26

Список использованной литературы Монтессори М. – Дом ребёнка: метод научной педагогики – М.: Астрель : АСТ, 2006. Монтессори М. – Дети – другие (перевод с нем. Н. Нефедововой , c комментариями К. Е. Сумнительного ) – М.: Изд-во Карапуз, 2004. Монтессори М. – Мой метод – М.: Астрель : АСТ, 2006. Монтессори М. – Помоги мне это сделать самому – М.: Изд-во Карапуз, 2006. Монтессори М. – Впитывающий разум ребёнка – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2009. Монтессори М. – Как развить внутренний потенциал человека – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2011. Монтессори М. – Научная педагогика. В 2-х томах. Том 1. Дом ребёнка – Народная книга, 2014 Монтессори М. – Научная педагогика. В 2-х томах. Том 2. Элементарное образование – Народная книга, 2014 Монтессори М., Фаусек Ю. – Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет – Народная Книга, 2013. Монтанаро С. К. – Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни – СПб.: «Реноме», 2013. Стэндинг Э. М. – Жизнь и творчество Марии Монтессори – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2010. Сухотина-Толстая Т., Фаусек Ю., Тихеева Е. – Три путешествия в Рим к Марии Монтессори – СПб.: Образовательный центр «Участие», Лема , 2012. Фаусек Ю. – Детский сад Монтессори / Составители С. И. Сумнительная , К. Е. Сумнительный – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. Фаусек Ю. – Русская грамматика по методу Монтессори – СПб.: Образовательные проекты, 2011.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"

Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе

«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...