Описание дидактического пособия для дошкольников старшего возраста «С любовью к природе»
методическая разработка (старшая группа)

Кочуева Елена Николаевна

 

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое

богатство для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка

В. А. Сухомлинский

Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Уже в дошкольном возрасте необходимо создать такую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей по отношению к природе.

 

Цель и задачи дидактического пособия «С любовью к природе»

Цель: создание у детей старшего дошкольного возраста установки на гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы

Задачи:

  • учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку;

  • формировать знания о правилах поведения на природе  с помощью знакомства с героями – Эколятами, друзьями и защитниками природы (Елочки, Шалуна, Тихони и Умницы);

  • расширять  представлений о росте и развитии растений и животных с помощью фольклора (сказок, рассказов, загадок, стихов, потешек и т.п.);

  • воспитывать чувства эмпатии к объектам природы;

  • прививать экологическое сознание и элементы экологической культуры.

 

Назначение дидактического пособия «С любовью к природе»:

применяется педагогом в организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию.

Ценность дидактического пособия «С любовью к природе»:

позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой,  коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.): анализ, синтез, сопоставление, обобщение.

Что представляет собой дидактическое пособие:

Макет дерева представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности;
предназначено для занятий с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет;
подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Из чего изготовлено дидактическое пособие:

представляет собой макет в виде дерева зеленого цвета на деревянной ножке, имеющий картонную основу  и разбит на зоны - картонные кармашки:  «Люби и изучай природу», «Береги природу», «Уважай природу», «Умей грамотно гулять на природе», а также «Девиз Эколят» и «Информацию об Эколятах».

 

Размеры дидактическое пособия:

высота 1300 см, ширина 80 см.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие для дошкольников старшего возраста «С любовью к природе» Всероссийский конкурс дидактических пособий и развивающих игр для дошкольников «Играй – выигрывай! » Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок» Конкурсанты: Кочуева Елена Николаевна Махова Татьяна Викторовна Яшкова Любовь Анатольевна

Слайд 2

«С любовью к природе» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность

Слайд 3

Цель: создание у детей старшего дошкольного возраста установки на гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы Задачи: учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку; формировать знания о правилах поведения на природе с помощью знакомства с героями– Эколятами , друзьями и защитниками природы (Елочки, Шалуна, Тихони и Умницы); расширять представления о росте, развитии растений и животных с помощью фольклора (сказок, рассказов, загадок, стихов, потешек и т.п.); воспитывать чувства эмпатии к объектам природы; прививать экологическое сознание и элементы экологической культуры

Слайд 4

Дидактические пособие «С любовью к природе» представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности; применяется педагогом в организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию; - позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, исследовательской, познавательной и др.): анализ, синтез, сопоставление, обобщение; - предназначено для занятия для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет; - подходит для индивидуальной и подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками

Слайд 5

Дидактическое пособие «С любовью к природе» представляет собой макет зеленого дерева на деревянной ножке, имеющий картонную основу и разбит на зоны-кармашки: «Люби и изучай природу», «Береги природу», «Уважай природу», «Умей грамотно гулять на природе», а также « Девиз Эколят » и «Информацию об Эколятах » Размеры пособия: высота 1300 см ширина 80 см

Слайд 6

Разделы дидактического пособия

Слайд 7

Разделы дидактического пособия

Слайд 8

Герои Эколята – друзья и защитники природы

Слайд 9

Подбор загадок, викторин, стихов, сказок, рассказов и картинок для игр

Слайд 10

Считаем , что в результате использования данного дидактического пособия есть положительные результаты: у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; дети с интересом учатся практическим действиям по охране природы; формируется правильное отношение к объектам и явлениям природы и экологического мышления; развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, обобщать , сопоставлять , анализировать, делать выводы ; формируются первоначальные основы экологической культуры Таким образом, дидактическое пособие «С любовью к природе» способствует становлению у дошкольников установки на гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кишкинская средняя школа»

детский сад «Светлячок»

Конкурсанты:

Кочуева Елена Николаевна

Махова Татьяна Викторовна

Яшкова Любовь Анатольевна

Описание использования дидактического пособия

 «С любовью к природе»

для  дошкольников старшего возраста в разных видах детской деятельности

Дидактическое пособие «С любовью к природе» применяется педагогами в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Отвечает принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дидактическое игровое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды ДОО и отвечает ее принципам: трансформируемости, полифункциональности, вариативности, содержательности и насыщенности, доступности, а также безопасности. Может использоваться как в помещениях ДОО: в групповой комнате, экологической комнате, музыкальном зале, а также и на участке, так как является мобильным. Применяется для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития каждого ребенка. Является многофункиональным и может быть использовано педагогами как в рамках непосредственно-образовательной деятельности, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Дидактическое пособие «С любовью к природе» (далее Макет) может применяться в различных видах детской деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно:

в познавательно-исследовательской деятельности – дети применяют свои знания, полученные в ходе использования Макета, в непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, тематических вечерах, развлечениях, на целевых прогулках и экскурсиях. Воспитанники наблюдают и исследуют объекты живой и неживой природы и активно экспериментируют с ним, учатся их классифицировать, находить  выделять характерные признаки. Разделы «Люби и изучай природу», «Береги природу» и «Уважай природу» имеют цель познакомить детей со всеми с богатствами родного края. Данные материалы нацелены на формирование чувственного и рационального познания ребенка. Дети непрерывно наблюдают за тем или иным природным объектом, процессом в течение определенного временного промежутка: времени года, периода цветения растений и т.д., тем самым развивая ощущения, необходимые для развития мыслительных операций и отдельных компонентов сознания ребенка. Получение знаний о мире возможно и через тактильное восприятие. Дети познают мир через непосредственное соприкосновение с разнообразными его объектами. Рассматривая те или иные объекты в природе, у ребенка формируется зрительное восприятие, которое позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Это способствует активизации внимания, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии детей и подготовке к обучению в школе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. Раздел «Умей грамотно гулять на природе»способствует пониманию и усвоению культуры поведения человека в природе. Если детям продемонстрировать картинки и иллюстрации по теме и поставить проблемную ситуацию «Что будет? Если…». Например, человек оставит непотушенный костер в лесу? Бросит в парке разбитые бутылки и мусор? Разорит муравейник в лесу? Расцарапает кору дерева? Будет шуметь в лесу? Не польет водой во время цветы на клумбе? И т.п., то ребенок начинает активно воображать, рассуждать, сравнивать и делать выводы с помощью взрослого. В результате чего, ребенок понимает, что уничтожая одних, мы вызываем гибель других и ставим под угрозу свою жизнь. Происходит развитие любознательности и познавательной заинтересованности ребенка, активизации сенсорного восприятия, улучшению работы сенсорных механизмов, формирование чувственного опыта и эмоциональной сферы.

в коммуникативной деятельности – дети слушают педагога и обсуждают с ним литературные произведения и фольклор, воспринимают, беседуют с взрослым и друг с другом с элементами диалога, загадывают загадки, разучивают стихи и потешки. Учатся составлять рассказ, тем самым учатся монологу, разыгрывают сценки и спектакли. Это все способствует развитию коммуникативных способностей. Развиваются не только речь, но и мыслительные операции - логическое мышление, воображение, внимание, память.

в игровой деятельности – дети, знакомясь с  симпатичнымии веселыми героями-Эколятами: Умницей, Шалуном, Тихоней и Елочкой, играя с ними, активно проявляют к ним интерес. Взрослый проводит с детьми словесные игры, ребенок, участвуя в игре, придумывает сюжет, рассказ или сказку, связанный с тем или иным героем. С помощью проведения конкурсов, например, «Угадай и назови…», «Чудесный мешочек»,  «Четвертый лишний», «Похожи-непохожи», «Посчитаем на нашем участке деревья, кусты и т. п.»; экологических викторин, например, «Эколята-дошколята», «Звуки и голоса животных», «Насекомые и птицы. Отличия»; тематических вечеров, например, «Покормим птиц зимой», «Уберем мусор на нашем участке», «Польем цветы на клумбе, в группе», «Бережем насекомых на участке». Применяя полученные знания с помощью Макета, дети охотно и активно играют в тематические подвижные и малоподвижные игры, как с взрослым, так и самостоятельно. Например,  «Пищевые цепочки на лугу», «Журавли», «Мы как птицы», «С чем в лес ходить нельзя», «Где солнышко?», «Проснулись жуки и бабочки», «Звуки природы» и др.

Дидактический материал -  наглядные пособия (репродукции произведений известных художников, вырезки из календарей и журналов, фотографии и картинки), литературные произведения (сказки, рассказы, загадки и др.)  в разделах Макета периодически меняются, дополняются и обновляются. Тематика материала для Макета зависит от времени года, от промежутков времени года (например, периоды прилета и отлета перелетных птиц; цветения цветов, деревьев; посадки овощей; сбора грибов в лесу и т.п.), определенного  события, праздников, а также интересов и пожеланий самих детей. 

Считаем, что в результате использования данного дидактического пособия есть положительные результаты: у детей появляется желание общаться с природой и отражать
свои впечатления через различные виды деятельности; дети с интересом учатся практическим действиям по охране природы; формируется правильное отношение к объектам и явлениям природы и экологическое мышление; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; формируются  первоначальные основы экологической культуры. Таким образом, дидактическое пособие «С любовью к природе» способствует становлению установки на гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание дидактического пособия "Веселые кубики" (авторская разработка) для проведения НОД (ФЭМП) во II младшей группе

Описание дидактического пособия«Веселые кубики» (авторская разработка) [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10637233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Описание дидактического пособия лэпбук "Цветы"

Материал содержит описание и указания к применению авторского пособия лэпбук "Цветы"...

Описание дидактического пособия по ПДД

Дидактическое пособие по ПДД...

Описание дидактического пособия "Такие разные времена года"

Восприятие мира и временные представления неразрывно связаны. Как доходчиво и наглядно объяснить детям постоянную смену дня и ночи, времен года, их определенную последовательность? Почему за снежной з...

Описание дидактического пособия:" Ширмы для сюжетно-ролевых игр дошкольников"

Сегодня вопрос об организации предметно-развивающей среды в детском саду стоит очень актуально. Всё это связано с введением ФГОС. Главными и основными требованиями для развивающей среды являются:- пол...

Описание дидактического пособия «Чудесные косынки»

Дидактическое пособие «Чудесные косынки»...