Укек-Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста .
проект (старшая группа)

Мария Кожемяко
Укек-Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста Перечень фотопейзажей и репродукций: 1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги» 2. Фотография «Археологические раскопки и находки археологов: глиняная труба, бусы, ковш и т.д.» 3. Репродукция А.Ю.Тихомиров «Укек» 4. Сарай Бату. Ремесленный квартал. 5. Сарай Бату. Дворец хана. 6. Сарай Бату. Базарная площадь. Чигирь. Ход занятия: Помещение делится на галерейную и игровую зоны. В игровой зоне педагог предлагает детям посмотреть на мешочек с завязками, спросив у них, что это. Педагог объясняет, что давным-давно так выглядели кошельки – в таких мешочках люди носили деньги. Как же выглядели деньги в таких кошельках? Достаньте из мешочка две монеты – современную и старинную, отчеканенную в Укеке (можно напечатать на бумаге и вырезать, купить сувенирную монетку, сделать из глины. Если нет такой возможности, можно положить в кошелек вместе с современной монеткой какую-нибудь красивую бусину или камушек). Предложите детям сравнить монетки и обсудите возможность купить за них что-нибудь. Подводя итог, предложите детям отправиться в путешествие в то время, когда люди носили такие кошелечки, и за старинные монетки или камушки (бусины) можно было что-нибудь купить. Педагог предлагает детям перейти в галерейную зону. В галерейной зоне - фотопейзаж «Вид на Укек с Волги». Дети садятся на стулья. Педагог объясняет детям, что перед ними фотопейзаж, который поможет им совершить путешествие, не выходя из дома: мы на южной окраине Саратова. Сейчас здесь находится небольшой поселок Увек, а более 700 лет назад на этом месте стоял большой город-красавец Укек. Как же он появился и куда исчез? В те далекие времена (700 лет назад) ни одного моста через Волгу не было, и на другой берег можно было добраться только с помощью лодки. Место это приметное – высокая гора с плоским верхом и в наши дни видна издалека – вот и появилась здесь переправа (разберите, что такое переправа), из которой вырос целый город. Свое название город получил, благодаря этой горе – «Укек» в переводе с языка людей, живших тогда здесь, означает «Высокая гора с крышкой». Это был третий по величине город могущественного в ту пору государства Золотая Орда. К сожалению, город этот просуществовал недолго, и до наших дней не сохранился. Но откуда люди знают, что здесь этот город был? Ученые-историки читают старинные книги, записи путешественников, смотрят старинные карты, где этот город упоминается. Но есть ученые, которым мало прочитать, надо найти доказательства существования города, узнать, как в нем жили люди, какими они были. Таких ученых называют «археологи». Как они работают? Фото «Археологические раскопки и находки археологов». Читая старинные книги, рассматривая старинные карты, археологи находят нужное место и выезжают туда для проведения раскопок. За сотни лет остатки городов спрятались под толстым слоем земли и песка. Чтобы найти древние города и предметы, надо очень много поработать: выделить квадрат для раскопок и начать копать. (Обсудите с детьми, можно ли копать с помощью тяжелой техники – экскаватора, бульдозера, трактора? Почему нельзя?). Посмотрите на фотографию: археологи копают лопатами в рамках выделенного квадрата. Землю просеивают сквозь сито (зачем это делают?). Найдя что-то интересное, лопаты отставляют в сторону, и освобождают от земли и пыли обнаруженные предметы с помощью кисточек и щеточек. Древние предметы рассматривают, изучают и передают в музеи, чтобы все люди могли узнать о старинных городах и их жителях. Что же находят археологи, и о чем рассказывают найденные древности? Рассмотрите предметы на фото. Бусины рассказывают о том, что в городе жили богатые женщины, которые любили носить украшения, привезенные издалека. Как мы это узнали? Бусины сделаны из разных камней, и некоторые из них настолько дорогие (красные бусинки – коралл, голубые – лазурит), что продавались на вес золота. Эти дорогие камушки не найти в наших краях, они были привезены из далеких стран. Броши и пряжки, украшенные фигурками драконов и цветами, носили и мужчины, и женщины. А вот два необычных зеркальца – они не из стекла, как в наши дни, а из бронзы и меди. С одной стороны они украшены узором, а другая сторона отполирована до блеска – в ней и разглядывали свое отражение (для сравнения, предложите посмотреться в начищенную ложку или металлический чайник). Ковшом, украшенным восточным узором и надписями, разливали напитки. Внизу на фотографии плитка, которой украшали дома (обратите внимание, что голубую краску делали из дорогого камня – лазурита, что говорит о богатстве города). А вот вверху очень интересный предмет, похожий на трубу. Как вы думаете, как его использовали, для чего? В древнем городе Укек был водопровод, и по таким вот глиняным трубам вода доходила до каждого дома. Сейчас нас водопроводом не удивить, а 700 лет назад это было сродни чуду. Вот какие интересные предметы находят археологи! Посмотрите, не все предметы целые. На них есть трещинки, облуплена краска, отколоты кусочки. Почему? (Ответы детей) Редко удаётся найти предметы старины целыми и невредимыми. Археологи находят частички предметов и стараются представить, как они выглядели сотни лет назад, а потом подбирают кусочки друг к другу и склеивают. Пригласите детей в игровую зону, предложив поиграть в «Археологов». Игра «Археологи». Подготовьте «осколки» расписного блюда (можно разбить на 6-8 частей глиняную расписную тарелку, или сделать «расписное блюдо» из картона и «разбить его». Предложите детям собрать его в одно целое. Если есть возможность, сделайте песочницу. Разделите ее на квадраты, в каждом квадрате спрячьте под песком осколок блюда. Распределите между детьми квадраты в песочнице. Дайте детям кисточки и предложите им поискать «нечто» с их помощью. А потом уже из найденного соберите целый предмет. А.Тихомиров «Укек» Изучая найденные археологами предметы, читая исторические книги, саратовский художник Андрей Тихомиров старался представить жизнь древнего города. Так появилась его картина «Укек». Что же мы на ней видим? Большой красивый город на берегу Волги, которая в те времена носила другое имя – река Итиль. По реке к городу плывут корабли (рассмотрите, какие они). Дорога ведет путников от берега реки в центр города – на базарную площадь: видны люди, прилавки, горки дынь и арбузов. В центре картины стоит храм. Но на куполе храма не крест, а полумесяц. В этот храм приходили молиться монголы и татары, которые вместе с русскими жили в городе. Такой храм называется мечеть (обратите внимание на цвет плитки, украшающей купол храма). Чуть поодаль еще один храм – он выглядит иначе – это православная церковь с колокольней. Слева на картине - воины на лошадях, которые следят за порядком. Какое оружие у них в руках? (Перед воинами стоят два человека с опущенными головами. Что могло случиться на базарной площади? (ответы детей: эти двое совершили плохой поступок, их поймали и могут наказать). Вдалеке множество домов, из труб которых идет дым. Вот такой красивый город когда-то стоял на берегу Волги. Давайте зайдем в город, рассмотрим его получше. В городе жили люди разных профессий: кузнецы, гончары, ткачи, сапожники, оружейники, ювелиры и т.д… (спрашивайте у детей о каждой профессии, знают ли они ее). Таких мастеров, владеющих каким-либо делом, называли ремесленниками. Фотопейзаж «Посёлок ремесленников». Мы сейчас видим дом, в котором жил один из таких ремесленников. Дом построен из кирпича, обмазан глиной. Очень интересная крыша, словно колючий ёжик. Жерди использовали как лестницу, чтобы, поднявшись наверх, обмазать глиной крышу (так можно было крышу быстро отремонтировать). За столом на улице можно было работать. Спросите у детей, что это за полусферические предметы с круглым отверстием? Это печь-тандыр для выпечки лепешек и отопления дома. Пекарь прикрепляет лепешки теста к горячим внутренним стенкам, там они испекаются и отстают от стенок. Дым от тандыра шел по трубам, встроенным в стену дома, отчего стена становилась теплой. Дом мастера-ремесленника был небольшим, а вот на следующей фотографии мы видим большой дворец за высоким забором. (Дворец Хана). Во дворце жил хан – главный правитель (как царь или король). Дворец стоял на горе, чтобы быть видным издалека. Купол дворца украшает голубая плитка (вспомните про лазурит и его цену). Во дворец можно было попасть, пройдя через большие ворота, по бокам от которых разводился огонь (обратите внимание детей на хворост у ворот). Для чего это делали? (ответы детей). Люди верили в великую силу огня: считалось, что, если гость прошел через огни, все его дурные мысли и желания сгорят, и причинить зло хану он не сможет. Следующая фотография приведет нас на базарную площадь. (Базарная площадь. Чигирь). Как вы думаете, что можно было купить на базаре в древнем городе Укек? На что мы сможем потратить нашу монетку? (ответы детей). Да, выбрать покупку тяжело: продаются животные – лошади, овцы, верблюды; продукты питания (мясо, рыба, пойманная в Волге, зерно); одежда, обувь, украшения, оружие и многое другое. Часть товаров сделали мастера, живущие в городе; часть товаров привезли из далеких стран на кораблях и повозках. Богатый был базар! Сбоку мы видим интересное сооружение. Что это и для чего? Эта удивительная конструкция называется «чигирь» – водоподъемное устройство. Вручную или ослами вращалось колесо, привязанные кувшины черпали внизу воду, переносили ее, поднимаясь, на другую сторону, где вода выливалась в квадратный бассейн, из которого по каналам и трубам вода распространялась по городу. Тысячи водоподъемных колес – чигирей – поднимали воду, заставляя ее доходить до каждого дома. Вот так жил красивый и богатый город Укек. А как исчез этот город, мы точно не знаем. Еще много тайн и загадок хранит древнее поселение, разгадать которые нам еще предстоит. Уже несколько лет у высокой горы, на берегу Волги, где когда-то процветал Укек, в первую субботу сентября проводится фестиваль «Один день из жизни средневекового города», где можно увидеть сражения средневековых воинов, купцов и ремесленников за работой, побывать на восточном базаре, отчеканить монету. Вот такое интересное место есть в Саратове. А наше путешествие в прошлое подошло к концу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukek_-_gorod_zo.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Укек-Город Золотой орды

Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

Перечень фотопейзажей и репродукций: 

1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги»

2. Фотография «Археологические раскопки и находки археологов: глиняная труба, бусы, ковш и т.д.»

3. Репродукция А.Ю.Тихомиров «Укек»

4. Сарай Бату. Ремесленный квартал.

5. Сарай Бату. Дворец хана.

 6. Сарай Бату. Базарная площадь. Чигирь.

Ход занятия: Помещение делится на галерейную и игровую зоны. В игровой зоне   педагог предлагает детям посмотреть на мешочек с завязками, спросив у них, что это. Педагог объясняет, что давным-давно так выглядели кошельки – в таких мешочках люди носили деньги. Как же выглядели деньги в таких кошельках? Достаньте из мешочка две монеты – современную и старинную, отчеканенную в Укеке (можно напечатать на бумаге и вырезать, купить сувенирную монетку, сделать из глины. Если нет такой возможности, можно положить в кошелек вместе с современной монеткой какую-нибудь красивую бусину или камушек). Предложите детям сравнить монетки и обсудите возможность купить за них что-нибудь. Подводя итог, предложите детям отправиться в путешествие в то время, когда люди носили такие кошелечки, и за старинные монетки или камушки (бусины) можно было что-нибудь купить. Педагог предлагает детям перейти в галерейную зону.

 В галерейной зоне - фотопейзаж «Вид на Укек с Волги». Дети садятся на стулья. Педагог объясняет детям, что перед ними фотопейзаж, который поможет им совершить путешествие, не выходя из дома: мы на южной окраине Саратова. Сейчас здесь находится небольшой поселок Увек, а более 700 лет назад на этом месте стоял большой город-красавец Укек. Как же он появился и куда исчез? В те далекие времена (700 лет назад) ни одного моста через Волгу не было, и на другой берег можно было добраться только с помощью лодки. Место это приметное – высокая гора с плоским верхом и в наши дни видна издалека – вот и появилась здесь переправа (разберите, что такое переправа), из которой вырос целый город. Свое название город получил, благодаря этой горе – «Укек» в переводе с языка людей, живших тогда здесь, означает «Высокая гора с крышкой». Это был третий по величине город могущественного в ту пору государства Золотая Орда. К сожалению, город этот просуществовал недолго, и до наших дней не сохранился. Но откуда люди знают, что здесь этот город был? Ученые-историки читают старинные книги, записи путешественников, смотрят старинные карты, где этот город упоминается. Но есть ученые, которым мало прочитать, надо найти доказательства существования города, узнать, как в нем жили люди, какими они были. Таких ученых называют «археологи». Как они работают?

Фото «Археологические раскопки и находки археологов». Читая старинные книги, рассматривая старинные карты, археологи находят нужное место и выезжают туда для проведения раскопок. За сотни лет остатки городов спрятались под толстым слоем земли и песка. Чтобы найти древние города и предметы, надо очень много поработать: выделить квадрат для раскопок и начать копать. (Обсудите с детьми, можно ли копать с помощью тяжелой техники – экскаватора, бульдозера, трактора? Почему нельзя?). Посмотрите на фотографию: археологи копают лопатами в рамках выделенного квадрата. Землю просеивают сквозь сито (зачем это делают?). Найдя что-то интересное, лопаты отставляют в сторону, и освобождают от земли и пыли обнаруженные предметы с помощью кисточек и щеточек. Древние предметы рассматривают, изучают и передают в музеи, чтобы все люди могли узнать о старинных городах и их жителях. Что же находят археологи, и о чем рассказывают найденные древности? Рассмотрите предметы на фото. Бусины рассказывают о том, что в городе жили богатые женщины, которые любили носить украшения, привезенные издалека. Как мы это узнали?  Бусины сделаны из разных камней, и некоторые из них настолько дорогие (красные бусинки – коралл, голубые – лазурит), что продавались на вес золота. Эти дорогие камушки не найти в наших краях, они были привезены из далеких стран. Броши и пряжки, украшенные фигурками драконов и цветами, носили и мужчины, и женщины. А вот два необычных зеркальца – они не из стекла, как в наши дни, а из бронзы и меди. С одной стороны они украшены узором, а другая сторона отполирована до блеска – в ней и разглядывали свое отражение (для сравнения, предложите посмотреться в начищенную ложку или металлический чайник). Ковшом, украшенным восточным узором и надписями, разливали напитки. Внизу на фотографии плитка, которой украшали дома (обратите внимание, что голубую краску делали из дорогого камня – лазурита, что говорит о богатстве города). А вот вверху очень интересный предмет, похожий на трубу. Как вы думаете, как его использовали, для чего? В древнем городе Укек был водопровод, и по таким вот глиняным трубам вода доходила до каждого дома. Сейчас нас водопроводом не удивить, а 700 лет назад это было сродни чуду. Вот какие интересные предметы находят археологи! 

Посмотрите, не все предметы целые. На них есть трещинки, облуплена краска, отколоты кусочки. Почему? (Ответы детей) Редко удаётся найти предметы старины целыми и невредимыми. Археологи находят частички предметов и стараются представить, как они выглядели сотни лет назад, а потом подбирают кусочки друг к другу и склеивают. Пригласите детей в игровую зону, предложив поиграть в «Археологов».

 Игра «Археологи». Подготовьте «осколки» расписного блюда (можно разбить на 6-8 частей глиняную расписную тарелку, или сделать «расписное блюдо» из картона и «разбить его». Предложите детям собрать его в одно целое. Если есть возможность, сделайте песочницу. Разделите ее на квадраты, в каждом квадрате спрячьте под песком осколок блюда. Распределите между детьми квадраты в песочнице. Дайте детям кисточки и предложите им поискать «нечто» с их помощью. А потом уже из найденного соберите целый предмет. 

А.Тихомиров «Укек» Изучая найденные археологами предметы, читая исторические книги, саратовский художник Андрей Тихомиров старался представить жизнь древнего города. Так появилась его картина «Укек». Что же мы на ней видим? Большой красивый город на берегу Волги, которая в те времена носила другое имя – река Итиль. По реке к городу плывут корабли (рассмотрите, какие они). Дорога ведет путников от берега реки в центр города – на базарную площадь: видны люди, прилавки, горки дынь и арбузов. В центре картины стоит храм. Но на куполе храма не крест, а полумесяц. В этот храм приходили молиться монголы и татары, которые вместе с русскими жили в городе. Такой храм называется мечеть (обратите внимание на цвет плитки, украшающей купол храма). Чуть поодаль еще один храм – он выглядит иначе – это православная церковь с колокольней. Слева на картине - воины на лошадях, которые следят за порядком. Какое оружие у них в руках? (Перед воинами стоят два человека с опущенными головами. Что могло случиться на базарной площади? (ответы детей: эти двое совершили плохой поступок, их поймали и могут наказать). Вдалеке множество домов, из труб которых идет дым. Вот такой красивый город когда-то стоял на берегу Волги.

Давайте зайдем в город, рассмотрим его получше. В городе жили люди разных профессий: кузнецы, гончары, ткачи, сапожники, оружейники, ювелиры и т.д… (спрашивайте у детей о каждой профессии, знают ли они ее). Таких мастеров, владеющих каким-либо делом, называли ремесленниками. Фотопейзаж «Посёлок ремесленников». Мы сейчас видим дом, в котором жил один из таких ремесленников. Дом построен из кирпича, обмазан глиной. Очень интересная крыша, словно колючий ёжик.  Жерди использовали как лестницу, чтобы, поднявшись наверх, обмазать глиной крышу (так можно было крышу быстро отремонтировать). За столом на улице можно было работать. Спросите у детей, что это за полусферические предметы с круглым отверстием? Это печь-тандыр для выпечки лепешек и отопления дома. Пекарь прикрепляет лепешки теста к горячим внутренним стенкам, там они испекаются и отстают от стенок. Дым от тандыра шел по трубам, встроенным в стену дома, отчего стена становилась теплой. Дом мастера-ремесленника был небольшим, а вот на следующей фотографии мы видим большой дворец за высоким забором. (Дворец Хана). Во дворце жил хан – главный правитель (как царь или король). Дворец стоял на горе, чтобы быть видным издалека. Купол дворца украшает голубая плитка (вспомните про лазурит и его цену). Во дворец можно было попасть, пройдя через большие ворота, по бокам от которых разводился огонь (обратите внимание детей на хворост у ворот). Для чего это делали? (ответы детей). Люди верили в великую силу огня: считалось, что, если гость прошел через огни, все его дурные мысли и желания сгорят, и причинить зло хану он не сможет. Следующая фотография приведет нас на базарную площадь. (Базарная площадь. Чигирь). Как вы думаете, что можно было купить на базаре в древнем городе Укек? На что мы сможем потратить нашу монетку? (ответы детей). Да, выбрать покупку тяжело: продаются животные – лошади, овцы, верблюды; продукты питания (мясо, рыба, пойманная в Волге, зерно); одежда, обувь, украшения, оружие и многое другое. Часть товаров сделали мастера, живущие в городе; часть товаров привезли из далеких стран на кораблях и повозках. Богатый был базар!

Сбоку мы видим интересное сооружение. Что это и для чего? Эта удивительная конструкция называется «чигирь» – водоподъемное устройство. Вручную или ослами вращалось колесо, привязанные кувшины черпали внизу воду, переносили ее, поднимаясь, на другую сторону, где вода выливалась в квадратный бассейн, из которого по каналам и трубам вода распространялась по городу. Тысячи водоподъемных колес – чигирей – поднимали воду, заставляя ее доходить до каждого дома.

Вот так жил красивый и богатый город Укек. А как исчез этот город, мы точно не знаем. Еще много тайн и загадок хранит древнее поселение, разгадать которые нам еще предстоит.

 Уже несколько лет у высокой горы, на берегу Волги, где когда-то процветал Укек, в первую субботу сентября проводится фестиваль «Один день из жизни средневекового города», где можно увидеть сражения средневековых воинов, купцов и ремесленников за работой, побывать на восточном базаре, отчеканить монету. Вот такое интересное место есть в Саратове.

А наше путешествие в прошлое подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собст...

Конспект открытого занятия «Экскурсия на выставку картин» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной  НОД по ознакомлению с окружающим и рисованию для детей старшего возраста "Экскурсия на выставку картин"...

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

Возраст: дети 6-7 лет.Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.Задачи:- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;- углубить знания детей о животном ...

Конспект занятия – экскурсия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

Конспект занятия - экскурсия по патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы»Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраст...

"Танцует лучик золотой" сценарий праздничного концерта для детей старшего дошкольного возраста

В данном  конспекте представлен литературный и музыкальный материал, который будет удобен в использовании воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ...

"В поисках золотого ключика" квест - игра, для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая Дню Защитника Отечества".

Документ содержит сценарий игры. Видео о проведении игры можно посмотреть здесь: https://nsportal.ru/video/2021/03/v-poiskah-zolotogo-klyuchika-voenno-sportivnaya-kvest-igra-dlya-detey-starshego....

Укек - Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

Перечень фотопейзажей и репродукций:1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги»2. Фотография «Археологические раскопки и находки археологов: глиняная труба, бусы, ковш и т.д.»3. Репр...