Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Лыкова Марина Юрьевна

 

Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собственную, активно познавать развивающий мир.Синтез музыки, живописи и художественного слова - основа риторики, искусства общения и творчества, что безусловно необходимо любому человеку в жизни.

  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие

«Экскурсия в картинную галерею»

для детей старшего дошкольного возраста

Лыкова Марина Юрьевна

музыкальный руководитель МДОУ Центр развития ребёнка 1 категории детский сад «Золотой ключик» с. Тогур, Колпашевского района,

высшая квалификационная категория

Цель:  Формирование основ эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Задачи:

Обучающие:

Учить слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером.

Учить детей подбирать слова, характеризующие музыкальное произведение.

      Развивающие:

Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, понимать ее характер  и характер движения в ней, умение находить общее между музыкальным произведением и художественным образом.

Побуждать детей к творчеству, к активной деятельности (сравнение), Развивать певческие навыки, слушательскую культуру.

Расширять словарный запас с помощью прилагательных при определении характера мелодии.

Совершенствовать умения детей выполнять плясовые движения (ковырялочка, присядка, пружинка, хороводный и дробный шаг).

 Личностно - формирующие:

Формировать коммуникативные навыки, произвольное поведение в выполнении этюдов.

Воспитывать нравственно - патриотические чувства и интерес к произведениям искусства.

Методы и приемы:

  1. Интеграция (музыка, живопись, художественное слово)
  2. Эмпатия (пластический этюд «Море», упражнение «Волны шторма»)
  3. Игра «Музыкальная эстафета»
  4. Поисковая ситуация (найти общее между музыкальным и художественными образами)
  5. Слушание сказки «Про Волну и художника»
  6. Рассматривание картины И.Айвазовского «Девятый вал»
  7. Слушание музыкального произведения Н.Римского-Корсакого «Море», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»
  8. Пение песен «Про папу», «Бравые солдаты»
  9. Танец «Яблочко»

Предшествующая работа:

  1. Разучивание песен и танца.
  2. Рисование портретов «Мой папа – солдат»
  3. Физкультурно-музыкальный праздник «Защитник Отечества»
  4. Беседа «Что такое море?»

Словарная работа:

          Художник, композитор, штиль, шторм, с нарастающей тревогой, страх, музыкальный пейзаж, моринист.

Методическое обеспечение:

Музыкальный материал:

«Менуэт» Л.Боккерине из «Классика для малышей»

 «Море» - фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков

Игра «Музыкальная эстафета» Т.Тютюнникова

 Песня «Про папу»  И.Рыбкиной

 Песня «Бравые солдаты» А.Филиппенко

Танец «Яблочко» Р.Глиэра

Импровизация «Море» - пластический этюд «Море», упражнение «Волны шторма».

«Нептун» М. Роуланд (релаксация «рыбы»)

Художественный материал:

Репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», рисунки и иллюстрации с изображением солдат, моряков, моря и т.д.

Литературный материал:

«Сказка о волне и бедном художнике» Г. Ветрова , Издательство «Белый город»,2001г.

Дети входят в зал, где размещена выставка портретов «пап» (рисунки детей), картин с изображением солдат, моряков, репродукции И.К.Айвазовского «Девятый вал»

Звучит «Менуэт» Л.Боккерине

 - Дети, сегодня я пригласила вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг! Не кажется ли вам, что нас здесь ожидает чудо? (Что-то необычное).

 - Что удивительного в нашем зале? (Много картин, портретов).

 - А вы знаете, как называется помещение для выставки картин? (выставочный зал, картинная галерея, музей).

 - Значит, мы с вами находимся в картинной галерее. Давайте рассмотрим, кто изображен на картинах? (солдаты, моряки, море, папы).

  - Ребята, а вы знаете, кто пишет картины? (художники).

 - А кто написал портреты ваших пап? Значит вы тоже маленькие (начинающие) художники. Расскажите, почему вы нарисовали пап в форме? (Все служили в армии, так же как и все изображенные здесь солдаты, они сильные, благородные, ловкие, смелые, отважные, мужественные мужчины, защитники Родины и нашего семейного очага). Как вы думаете, почему армию называют Российской? (Потому, что это армия нашей страны, России).

 - Ребята, а вы обратили внимание, что здесь живут не только картины. Послушайте, кто еще здесь живет?

Звучит «Менуэт» Л.Боккерине

Конечно, музыка. Сегодня здесь спряталось очень много звуков. Вы хотите с ними поиграть?

Игра «Музыкальные линии»

Цель: Пропевая гласный звук на одной ноте, «донести» его до партнера напротив.

 - Ребята, напомните мне, а кто пишет музыку? (композиторы). Значит вы тоже маленькие композиторы, потому что каждый из вас сочинил хоть на одном звуке, но свою мелодию. Все  пропетые звуки превратились в  музыкальные загадки

 - Слушайте первую музыкальную загадку и задание: по прослушанному произведению вы должны определить и подойти к тем картинам, которым соответствует музыка.

Звучит мелодия к песне «Про папу» И.Рыбкиной

// дети подходят к портретам своих пап//

- Правильно! Какая мелодия по характеру? (нежная, ласковая, спокойная, добрая). А она передает по настроению вашу любовь к папам? Может кто-то хочет ее спеть?

Песня «Про папу» И.Рыбкиной

- Слушайте вторую загадку.

Звучит мелодия к танцу «Яблочко» Р.Глиэра

// Дети подходят к картинам «Море», к картинам, где изображены моряки.//

 - А почему вы выбрали эти картины? ( «Яблочко» танцуют только моряки). Что изображено на картинах? (Море, моряки, чайки и т.д.)

 - Правильно. Давайте попробуем передать образ волн в огромном, необъятном море.

Звучит шум моря (музыка для релаксации)

Пластический этюд «Море»

Цель: Привлечь внимание детей к руке педагога. Добиваться подражания движений детьми. Слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером.

 Педагог под музыку показывает руками, как двигаются волны (слева направо, дробно-волнисто, изображая волнистые линии, работают кисти рук). Слово «огромное» можно обыграть движениями рук.

 - Как вы думаете, если волны спокойные, плавные, слегка дробные, то море, тоже какое?  (Спокойное, на море штиль).

 - А если поднимется буря, шторм как себя будут вести волны? (Тревожно, резкие покачивания рук, высокие, широкие подъемы рук.)

Упражнение  «Волны шторма» под «Нептун» М.Роуланда

Цель: Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движений: первые движения можно изобразить сидя. 

Звучит  «Шум моря»

   - На море штиль. Все волны покатились к берегу, присели на теплые камушки и стали слушать  «сказку про волну  и художника».

// Дети садятся на ковер//

Сказка «Про Волну и художника»

 Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой, сердитой пены. Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького мальчика, который не боялся ее и готов был играть в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела так такие красивые и печальные мелодии, что волна затихала и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на нее как-то особенно, и Волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.

 - Я нарисую тебя! – сказал однажды мальчик.

 - Попробуй – засмеялась Волна. Она-то знала, что это не возможно. Сколько художников пыталось  сделать это! А потом мальчик куда-то пропал. Волна очень скучала. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал учиться далеко-далеко на художника. Она отправилась за ним. В том городе, где учился Ваня, Волна стала маленькой и серой, как все. Она часто видела своего друга. Он теперь стал взрослым и его все звали Иваном Константиновичем. Он тоже узнал ее и часто стоял на берегу и наблюдал за нею. Но Волне было тесно  в городе, ей хотелось опять выйти в морской простор. Она обрадовалась, когда услышала, что  Иван Константинович отправляется в путешествие по морям, и решила путешествовать с ним.

 - Я нарисую тебя! – говорил он. - Попробуй! – смеялась Волна. Она по-прежнему была уверена, что ее не возможно нарисовать.  И вот Волна все чаще стала слышать, что люди восхищаются Иваном Айвазовским. Она поняла, что он маринист – художник, который умеет рисовать море. Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что это означает. В шторм девятая волна  - самая страшная и сильная. Когда она увидела картину, то остановилась на несколько минут: так она была удивлена. Что она там увидела? А мы сейчас попробуем догадаться сами.

Рассматривание картины И.Айвазовского «Девятый вал»

 (показать портрет И.Айвазовского)

 - Что изображено на картине? (Шторм, кораблекрушение.)

В центре картины, в бушующем море художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цепляются несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец наступил рассвет. Встает солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря вскоре утихнет. Но это только надежда… над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна… она была могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и …живая!

Кто из вас догадался, чему была удивлена Волна, увидев эту картину? Она, узнала в ней себя! Она была могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и …живая!

Какое настроение у людей? (страх, тревога, испуг) - Как вы думаете - может ли музыка передавать страх, волнение. Тревогу?

 Послушайте музыкальный пейзаж «Море» композитора Н.Римского-Корсакого (показать портрет Н.Римского-Корсакого).

Слушание «Море» Н. Римского – Корсакого

- Что вы услышали в этой музыке? Как вы определили ее настроение? Музыка  ровная, мелодичная или с нарастающим чувством тревоги? (Страшная, грозная, тревожная)

 - Какой характер движения передает музыка: быстрый, напористый, смелый, все сметающий или спокойный, неторопливый?

 - А теперь давайте подумаем, подходит ли этот музыкальный образ к изображению на картине? Почему? (Потому что, и в картине и в музыке присутствует чувство тревоги и страха).

  - Но наши смелые, отважные моряки не боятся никаких волн, они бесстрашно бороздят моря и океаны, а в штиль всегда танцуют танец «Яблочко». Теперь самостоятельно покажите мне образ огромного и необъятного моря (дети выстраивают круг).  Давайте все дружно  станцуем.

Танец «Яблочко» Р. Глиэра

  - Вам понравилась в картинной галерее?

- Я думаю, что из вас получатся самые настоящие и достойные защитники Отечества.(Подарить детям «звездочки» на липучке).

Песня «Бравые солдаты»   А.Филиппенко 

(под песню дети выходят из зала)  

Литература.

Боромыкова О.С.   Коррекция речи и движения с музыкальным   сопровождением. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 1999 г.

Валявко С.М., Васильева Т.Н., Супрыкина О.А.      

                             Путешествие в стране шумов, звуков и букв, Москва, 2000 г.

Давыдова М.А.    Музыкальное воспитание в детском саду, М., ВАКО, 2006 г.

Кленов А.             Там, где живет музыка, М., Педагогика-Пресс, 1994 г.

Куревина О.А., Селезнева Г.Е.

                                                      Путешествие в прекрасное, М., Баласс, 2004 г.  

Музыкальный руководитель № 4 - 2004 г., №5 - 2004 г.

Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили    

                       Музыкальное воспитание дошкольников, М., Академия, 2000 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...