Педагогический потенциал календарно-обрядовых праздников в патриотическом воспитании дошкольников
статья (старшая группа)

Статья о роли календарно-обрядовых  праздников в патриотическом воспитании дошкольников, целях, задачах, педагогическом потенциале. Приведен календарь календарно-обрядовых  праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал календарно-обрядовых  праздников в патриотическом воспитании дошкольников

Праздники представляют собой особое явление в культурной жизни любого народа, они обеспечивают преемственность, духовную связь между поколениями, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения людей, чувства национальной идентичности, патриотизма.

По мнению  польского  исследователя К. Жигульского, празднику далеко не всегда  присущи игра и развлекательность, и в празднике это не главное: "...праздник всегда организуется вокруг определенной ценности, добра, лишь выраженных с помощью символа, а иногда - с помощью игры или мифа, но, тем не менее, с ними не тождественного  и является институтом, призванным охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых сообщество организует свою сознательную жизнь" [5; с.64].

Авторитетный отечественный исследователь феномена праздника М.М. Бахтин дал наиболее емкое понятие праздника. «Празднество (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание». [2; c.8] Согласно его теории, праздник не просто дублирует труд, но и  провозглашает народный идеал жизни, с которым он связан изначально. Праздник – это сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человеческой культурой.  

Праздники возникли еще в глубокой древности, в первобытном обществе. Праздники являются необходимым условием социального бытия. На Руси смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных, народно-обрядовых  и  бытовых праздников, церемоний и ритуалов. Праздники – это часть духовной культуры народа, так как они тесно связаны с историей, мифологией, народным творчеством. В праздниках и обрядах нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, космосе, об окружающем мире, природных явлениях.

В последние годы отмечается повышение интереса к религиозному праздничному календарю, к  народным календарно-обрядовым праздникам. К календарно-обрядовым праздникам относятся Новый год, Масленица,  праздник     Ивана Купалы, праздник урожая и др. Также в настоящее время отмечают православные праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Покров и др. В этих  праздниках   воплощены общечеловеческие   ценности, нравственный  опыт  народа,  его  мировоззрение,  понимание   труда,  морали, человеческих отношений, его вероисповедание, история. Народные праздники – это проявление всех форм культуры общества, начиная от норм поведения, этикета, заканчивая элементами народных костюмов .

Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, является мощным механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение, позволяет людям осуществлять культурную самоидентификацию, является способом формирования культурной идентичности,  активизирует культурную жизнь.

         Праздник играет важную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, которые ограничивали человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Праздники - это прекрасная школа культурной традиции, к которой молодое поколение приобщается через непосредственное участие в торжествах. Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие  общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентиры.[8]

Особенное значение праздника достигается в ритуально-обрядово-игровом действии, которое всегда театрально и выразительно обставлено и  сопряжено  с необычайно - радостным или торжественным и часто включает в себя игры.  Праздник  способствует творческому взаимодействию людей, развивает в них желание и умение неформально общаться. Возврат к народному творчеству,  календарно-обрядовым праздникам - объективный и закономерный процесс, важный сегодня в силу его объединяющей и аккумулирующей силы, которая способствует обеспечению сохранение народа как нации. В ходе передачи ценностей, культурных норм и обычаев от старшего поколения  к молодому поколению происходит процесс взаимопроникновения культур.[17]

Праздничная культура является одним из  элементов патриотического воспитания. Главной целью воспитания на основе народных календарно-обрядовых праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межнациональных и межличностных  отношений. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников в процессе подготовки и проведении праздников являются: воспитание патриотизма, любви к Родине, приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств; формирование нравственных идеалов, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Праздники играют огромную роль в воспитании детей. Детский праздник -  важная часть жизни ребенка,  один из наиболее ярких, запоминающихся моментов в его жизни. Народные  праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, кругозор, знакомят с  традициями, объединяют и побуждают к творчеству,  рождают в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Народные  календарно-обрядовые праздники, традиции, обряды занимают важное место в приобщении детей к родной культуре. Цель этих праздников - доставить детям радость, воспитывать  добрые чувства в их  душах, научить детей доброжелательному отношению друг к другу, своим родным, людям пожилого возраста, и, самое главное, - воспитать патриота, достойного гражданина своей страны. Задачи календарно-обрядового праздника - воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, к русскому  фольклору, развивать интерес к настоящему и прошлому родной страны, родного края. В основе каждого праздника лежит определенная воспитательная идея, которую необходимо донести до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат стихи, музыка, песни, игры,  хороводы, инсценировки, костюмы, художественное оформление.

Многообразные воспитательные функции календарно-обрядовых праздников обуславливают целесообразность широкого использования данной формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину невозможно  без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Приобщение детей к народной культуре  является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности.[4]

Приобщать детей к истории России, русской народной культуре и традициям можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке, ознакомлении с бытом, обрядами, традициями русского народа, через организацию народных календарно-обрядовых  праздников.

Необходимо в  занимательной форме учить детей любить свою Родину, свой народ,  с уважением относиться к прошлому своей страны, любить друг друга  и беречь родную природу.[6]

В каждом календарно-обрядовом празднике заложены своя идея, смысл, традиции, обряды. С помощью народных календарно-обрядовых праздников воспитывается интерес к народному творчеству, традициям и обрядам русского народа: Проводы Зимы, Колядки, Масленица, прилет Птиц, Сороки, праздник Троицы и т. д. Раскрывая тему народного праздника необходимо обращать внимание детей не только на обрядовые действия, но на их нравственную основу.

Народные  календарно-обрядовые праздники являются настоящим кодексом  норм и обязанностей людей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои русского  народа, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие

Культурно-досуговая деятельность  в форме   календарно-обрядовых праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды, она способствует формированию патриотизма, любви к Родине, осмыслению детьми  исторического наследия своей Родины и создает условия для накопления положительных эмоций. [3]

Народный праздник   имеет не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Главная задача педагогов, используя интерес детей,  объединить в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное, и патриотическое  воспитание,  а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

Праздник способствует активизации речи, развитию памяти, внимания, творческих способностей. Праздник дает богатейшие возможности для всестороннего развития ребенка.

Народные календарно-обрядовые праздники – это радость общения, радость творчества, радость самовыражения и взаимообогащения.

В календарно-обрядовом  празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, театр, живопись,  он является синтезом практически всех видов искусств. Широкое использование праздников в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности  формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют, учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Ожидаемые результаты организации и проведения календарно-обрядовых праздников:

-Формирование уважения к традиционным ценностям: любовь к родителям; уважение к старшим, пожилым людям;

- Формирование патриотических чувств – любви к Родине, родному краю, гордость за свою страну;

-Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях и праздниках, через сопереживание и непосредственное участие в общем действии;

-Усвоение детьми устного народного творчества, песен, декоративно -прикладного искусства;

-Создание единого образовательного пространства между участниками образовательных отношений. [7]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.4.Баландина Г. А. Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры - Культура и образование: науч.-информ. жур. вузов культуры и искусств. — 2014. — №4. — С. 68-73.

2.5.Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.- 640с.

3.7.Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной  праздничной культуре русского народа.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-336с.

4.8.Гражданское воспитание в дошкольном  образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.-148с.

5.9. Жигульский К. Праздник и культура. - Москва: Прогресс,1985. - 336с.

6.13.Малова В.В.  Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. - М.; ВЛАДОС,2013.-351 с.

7.19. Покидова А. М. Патриотическое воспитание дошкольников посредством государственных и календарно-обрядовых праздников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/710-opyt-(дата обращения: 15.03.2022).

1.Закон Российской Федерации "Об образовании» с изменениями на 2 июля 2021 года)  (редакция, действующая с 13 июля 2021 года). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //  .https://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 4.08.2021)

2.Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международное сотрудничество в области прав человека.-  М., 1993.

3.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва, 2013г.

4.Баландина Г. А. Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры - Культура и образование: науч.-информ. жур. вузов культуры и искусств. — 2014. — №4. — С. 68-73.

5.Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.- 640с.

6.  Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80 с.

7.Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной  праздничной культуре русского народа.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-336с.

8.Гражданское воспитание в дошкольном  образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.-148с.

9. Жигульский К. Праздник и культура. - Москва: Прогресс,1985. - 336с.

10.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных работников – М.: Мозаика-Синтез, 2005. -152 с.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.

12.Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации.- М., 2015.-96с.

13.Малова В.В.  Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. - М.; ВЛАДОС,2013.-351 с.

14.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-192 с.

15.Романенко, О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.-210 с.

16. Акимова Е. С. Проблема патриотического воспитания в современных программах и пособиях дошкольного воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/03/problema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennykh-programmakh (дата обращения: 4.08.2021).

17.Гусев, Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //  https://moluch.ru/archive/80/13847/ (дата обращения: 4.08.2021).

18.Кашкарова С. В. Использование современных образовательных технологий в целях нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/18/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy(дата обращения: 1.08.2021).

19. Покидова А. М. Патриотическое воспитание дошкольников посредством государственных и календарно-обрядовых праздников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/710-opyt-(дата обращения: 5.08.2021).

20.Романенко, О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/ (дата обращения: 5.08.2021).

21.ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс].Режимдоступа//https://ozgdou10.edumsko.ru/activity/fgos/post/71611(дата обращения: 6.08.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №8 муниципального образования«Город Донецк»Сообщение на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение ...

Игра - Педагогический экспресс на тему "Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников"

laquo;Правильное воспитание по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, ...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Педагогический совет на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ...

Педагогический совет на тему: «Повышение качества педагогической работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФАОП дошкольного образования»

Педагогический совет   Тема «Повышение качества педагогической работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФАОП дошкольного образов...

Выступление на педагогическом совете «Эффективное взаимодействие по патриотическому воспитанию дошкольников с семьями воспитанников»

    Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать.Именно с семьи, с любви к своим близким начинается любовь к Родине. Каж...