"Оригамские сказки"
методическая разработка

Чеснокова Татьяна Ивановна

Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии.  Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами – это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origamskie_skazki.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №50 «Росточек»

Консультация для педагогов

«Оригами — искусство складывания из бумаги»

                                                                                                         Подготовил: воспитатель

                                                                                                        высшей квалификационной категории          

                                                                  Чеснокова Т.И.

Рубцовск            


Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии.  Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами – это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей.

      Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

      Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

      Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Секрет огромной популярности очень простой -  несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

    Квадратик обычной бумаги, ловкие движения пальцев, и вот уже зайчик шевелит ушами, бабочка машет крыльями, выпрыгивает кенгуру, выплывает рыбка.  Детям нравятся поделки из бумаги, выполняемые самостоятельно или с помощью взрослого. С особым интересом они наблюдают за чудесными превращениями бумажного квадратика в процессе рассказывания сказки, придуманной воспитателем. Многие поделки как бы «выплывают» одна за другой .Они группируются по циклам изготовления. В результате получились «оригамские сказки»: « Умелые руки и капризные девочки» (в качестве канвы использовалась сказка В Сутеева «Умелые руки и капризная кошка»). Благодаря образному восприятию каждого этапа изготовления поделки дети легче усваивают приемы их складывания. У них развиваются фантазия, мышление, воображение. Старшие дошкольники, уловив принцип составления «оригамских сказок», начинают придумывать свои. Они охотно рассказывают и показывают их малышам, дарят поделки. К такому подарку дети относятся особенно бережно.                                                                                                                                                                                                

        Сказка об умелых руках и капризных куколках.                                       

                

«Жили - были капризные куколки, однажды решили они пойти в гости к детям. Пришли и говорят : « Здравствуйте! Мы слышали, что здесь у детей умелые руки. Мы хотели поиграть с ними.

Дети говорят “Здравствуйте! Проходите, пожалуйста! Вы устали с дороги, отдохните. Вот вам кроватка”. Сгибаем края квадрата к середине (А).

“Не хотим спать! – сказали капризные куколки. – Здесь нет подушки!”

Будет вам и подушка. Сгибаем края образовавшегося прямоугольника (кроватки) к середине (Б, В).

“Не надо нам подушки! Хотим на лодочке кататься”, - заявили капризные куколки.

Пожалуйста, катайтесь! Берем базовую форму – катамаран (Г, Д, Е), вытягиваем уголки сверху и снизу и сгибаем поделку пополам. Вдоволь накатались капризные куколки на катамаране и говорят: “Хотим, чтобы у нас был еще и ветрячок!”

“Будет вам и ветрячок”, отвечают дети. Предложить детям догадаться: как сделать из базовой формы «катамаран» ветряную мельницу (Ж), но опять надоело капризным куколкам с ветрячком играть. « Хотим есть», - заявили они.

Пожалуйста, садитесь за стол! (3). Поворачиваем заготовку (Д) уголками вниз и расправляем. Пообедали капризные  куколки и спать захотели: «Вот бы теперь отдохнуть в домике, как у Дюймовочки!»

Что ж, капризные куколки, будет вам и домик из цветов! Складываем поделку «стол» в базовую форму «катамаран». Из четырех боковых треугольников (Д) «расплющиваем» четыре кармана, получается четыре квадратика. Перегнем их по линиям диагоналей (И), у каждого квадрата согнем две боковые стороны к намеченной диагонали. Все линии сгиба расходятся из центра фигурки (К). Раскроем и «расплющим» восемь маленьких кармашков (Л). Согнем назад (под прямыми углами) четыре треугольника по углам фигурки (М), и поделка готова.

На согнутые треугольники дети наносят клей и соединяют с другими модулями (Н). Получился шар-цветок.

Ну как, капризные куколки! О таком домике вы мечтали? Обрадовались куколки, забрались в цветочный домик и уснули.

Вот и сказке конец, кто работал молодец!»

                       Сказка о весёлом человечке.

        (базовая форма – квадрат)

Заранее подготовила квадраты и бумажных человечков по числу детей.

В одной далёкой стране жил – был  весёлый человечек. А жил он вот в таком шалаше. Сворачиваем  квадрат пополам (А, Б ). Однажды человечек прочитал книгу « Волшебные сказки», и ему захотелось путешествовать. Думал он, думал, и решил смастерить сапоги- скороходы. Теперь сложим квадрат дважды пополам  (В), отогнем углы к середине (Г), получившийся квадрат повернем и снова отогнём углы к середине (Д).Повернем поделку и в третий раз выполним операцию по отгибанию углов (Е). Затем распрямим образовавшиеся кармашки (Ж) и сложим пополам (З). Славные получились сапоги - скороходы! (Дети обувают человечка в сапоги)

Много увидел весёлый человечек стран, бегая в  сапогах - скороходах, пока не пришёл к морю. Попробовал он по морю в сапогах-скороходах ходить, да в них вода заливается, далеко не убежишь. Задумался весёлый человечек… и решил сделать двухтрубный пароход (И),  распрямил «сапоги», подденем пальцем уголки парохода (И). ( Дети сажают человечка на пароход). Быстро поплыл пароход по морю. Но тут поднялась буря, и пароход выбросило на берег. Очутился человечек на берегу необитаемого острова. Страшно испугался. Одежда на нём порвалась, и он очень замерз. Весёлый человечек сначала смастерил себе штаны (К, Л). Пароход повернем трубами вниз (К) и потянем за уголки (Л). Потом « шьем» свитер (М). Опускаем одну из труб бывшего парохода вниз. Согрелся весёлый человечек и стал думать, как ему выбраться с необитаемого острова. Думал он, думал и …. Сделал свитер самолетом(М). Приподнимаем уголки- рукова свитера вверх , сворачиваем поделку попалам.(Дети сажают человечка на самолет).  

Обрадовался весёлый человечек, сел в самолёт и полетел « над морями , над полями, над дремучими лесами». Прилетел после долгого путешествия домой.  Завёл себе хозяйство: курочек (Н). У заготовки «штаны» отогнем уголки- голову и хвост петушка, а потом сделаем верного друга – собаку. Из трех заготовок под названием «штаны» собираем по схеме собаку, вставляя одну в другую (О). жил весёлый человечек долго и счастливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...