Родительское собрание Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
консультация (подготовительная группа)

Вершинникова Людмила Николаевна

Цель: Обратить внимание родителей на психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 г. Туймазыьмуниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Родительское собрание

Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Выступающий: педагог-психолог Л.Н. Вершинникова

Туймазы – 2022 г.

Цель: Обратить внимание родителей на психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Ход собрания:

Сл.1.  Прежде чем начать свое  выступление, я хотела бы услышать  ответ на вопрос: «Как вы понимаете выражение «Психологическая готовность ребенка 6 – 7 лет  к школьному обучению?»

Сл.2.  Правильно – это желание ребенка идти в школу, познавать мир, быть активным членом общества.

Сл.3. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает несколько составляющих:

-мотивационная готовность;

-интеллектуальная;

-волевая;

-коммуникативная.

Сл.4. Мотивационная готовность – обоснованное желание идти в школу.

Психологи различают следующие мотивы:

-игровой;

-познавательный;

-социальный.

Сл.5. Ребенок с игровым мотивом считает, что в школе много ребят и можно с ними играть, такой ребенок не готов к обучению в школе, он еще не наигрался или не подошел его биологический возраст к поступлению в школу.

Познавательный мотив. Ребенок хочет узнать что-то новое, интересное, он любознателен, способен к исследовательским действиям. Такой ребенок будет успешен в школе, так как он понимает, что его ждет школа, новые друзья, учитель.

Социальный мотив.Ребенок желает приобрести новый социальный статус: он вырос, станет школьником, будет иметьличные школьные принадлежности.

  Многие родители, считают, что готовность к школьному обучению – это умение ребенка считать, читать, писать. Но  это заблуждение. Леонид Абрамович Венгер, доктор  психологических наук, считает:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

- Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Задача взрослых   состоит в том, чтобы подготовить ребенка к школьному обучению, помочь ему быть успешным.

Сл.6. Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем мира, который его окружает.

А исследование ведущий вид познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Наша задача, задача взрослых, создать условия для исследования окружающего мира, быть партнером в познании мира.

Различают 4 стадии познавательного развития:

-любопытство;

-любознательность;

-познавательный интерес;

- познавательная активность.

Сл.7. Нам взрослым, уже в раннем детстве необходимо поддержать детское любопытство. Если  ребенок увидел яркий предмет, протянул руки, значит ему любопытно, объясните ему, что же это такое, из чего оно сделано, какую функцию выполняет.

Благодаря любопытству, стремлению познавать мир у детей в 4-5 лет развивается пытливость ума, т.е. любознательность.  Увидев Божью коровку, ребенок проявляет яркие  эмоции, восторг, задает вопросы, ему интересно, кто это, какие части тела имеет, где живет и т.д. Если ребенок  4 – 5 лет ранней весной не обращает внимание на насекомых, на явления природы, для нас взрослых – это сигнал, говорит о том, что у ребенка не развивается познавательный интерес.

Уважаемые родители, не пропустите мимо возраст «почемучек!». Это интересный возраст, детские вопросы: «что это?», «какого цвета?», «какой формы?», «какой на вкус?», «где растет?», «какой на ощупь?», «что можно приготовить?»

Сл.8. Любознательность порождает познавательный интерес у ребенка 5-6 лет, а любознательность – основа исследовательской активности ребенка.Исследовательская активность – это мыслительная деятельность: умение обобщать,  сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, устанавливать причинно-следственныесвязи,понимать взаимозависимости, способность рассуждать.

Сл.9. Социальный мотив включает в себя:

- эмоционально -волевую готовность;

-коммуникативную готовность.

Эмоционально - волевая готовность – это

  умение управлять своими эмоциями, сдерживать  и контролировать свое поведение.

Что же такое для ребенка управление своими эмоциями?

Ребенок 6 -7 лет должен хорошо понимать, что есть  три вещи: можно,  нельзя, надо. Ведь  - это школа, а не детский сад, школу нельзя пропускать, его успехи в школе  будут оцениваться.

Если ребенок в этом возрасте не умеет внимательно слушать и выполнять указания взрослого, не запоминает текст и не понимает смысл сказанного – это говорит о том, что у ребенка слабо развиты психические процессы: внимание, память, мышление. Такому ребенку сложно справляться со своими эмоциями, они рассеяны, плаксивы, им присущ негативизм.   Задача взрослых – помочь ребенку в развитии психических процессов через:  

- чтение художественных произведений, анализ прочитанного;

- рассматривание иллюстраций, беседы с ребенком  по содержанию иллюстраций и на различные темы;

- использование энциклопедий, настольных игр, таких, как «лото», «шашки», «шахматы», «Танграм» и различных конструкторов.

Такие занятия формируют у ребенка логику,  умение составлять внутренний план,преодолевать трудности  и получать  радость от познания мира и управлять своими эмоциями: страхом, гневом, тревогой и т.д.

Сл.10. Основой коммуникативной готовности к школьному обучению и  безболезненной адаптации к школьным условиям является  сформированная культура общения ребенка с окружающим миром.

Культура общения  детей 6 – 7 лет - это:

- выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками:

- умение слушать, слышать, сказанное всей группе отнести себе, выполнить задание;

- умение быть вежливым, называть взрослого по имени отчеству;

- обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой;

- в разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не прерывать разговор, если он не закончен, не перебивать старших;

- иметь богатый словарный запас, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы.

  Если уребёнка сформирована культура общения, то он  сможет демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения, работать в коллективе, быть внимательным на протяжении 30-40 минут .

Сл.11.Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

 В первую очередь создать условия:

- играть, общаться с ребенком,

- предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения,

- формировать у детей объективный образ школы,

- прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе;

-не пропускать детский сад, т.к. детский сад развивает умение  общаться, помогает усвоить общепринятые нормы поведения в обществе;

- вызывать интерес к учебной деятельности, посещать музей, библиотеку, театр, заранее познакомиться с школой;

- рассматривать иллюстрированные энциклопедии, развивать интерес к художественной литературе;

-формировать у ребенка уверенность в себе, повышать его  самооценку, настроить на то,  что он будет успешным.

Поступление в школу- это переломный момент в жизни ребенка и важный этап  формирования его личности.

Сл.12.   Уважаемые родители, психологическая готовность к школьному обучению формируется только к 7-ми-7-ми с половиной годам, а не к 6-ти-6с половиной годам. Не торопите ребенка, не отдавайте ребенка в школу раньше времени. В первом классе ребенок уже  не дошкольник, и еще  не школьник, сознательная учебная деятельность формируется только к 9-ти годам.

Если у ребенка есть желание учиться, познавать мир, и он способен управлять своими эмоциями, поведением, интеллектуальными процессами, значит он готов к обучению в школе.

Спасибо за внимание!
Успехов в подготовке ребенка к школьной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Данное родительское собрание поможет родителям дошкольников повысить свою компетентность  в вопросах подготовки детей к школьному обучению; осознать собственное отношение к поступлению ребен...

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо нач...