Как привлечь детей к совместной деятельности с педагогом
методическая разработка

Стремоусова Эльмира Равельевна

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Главное – это наличие равноправной позиции, взрослый и ребенок в процессе общения являются партнерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Как привлечь детей к совместной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

При организации совместной деятельности необходимы следующие условия:

Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта.

Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». При организации групповых разговоров с детьми необходимо выбрать такое расположение детей, при котором все участники разговора могли бы видеть друг друга. В процессе игрового общения мы получаем от ребёнка «обратную связь» и сами даём её.

Партнёрство – это всегда мотивация без принуждения, когда дети по собственной инициативе участвуют в деле, которое предлагает взрослый. Педагог должен уметь заинтересовать ребёнка.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости»«знакомиться»«давать задания»«рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

Как лучше обратить внимание детей на себя и првлечь их к совместной деятельности...

«Реализация двигательной активности детей в совместной деятельности с педагогом на прогулке».

Содержание:1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.Стр.32. Планирование прогулки.Стр.43. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте.Стр.54. Особенности организаци...

Как привлечь детей к совместной деятельности?

Мотивационная направленность деятельности детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации: Первый тип — игровая мотивация; тип мотивации – помощь взрослому...