Консультация-диалог для педагогов «Вовлечение детей в трудовую деятельность»
консультация (старшая группа)

Вишнякова Светлана Леонидовна

Цель: формирование компетенции педагогов в вопросе трудового воспитания. Привлечь внимание педагогов к осознанию важности трудового воспитания в жизни дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

дошкольное отделение детский сад № 62

Консультация-диалог для педагогов

« Вовлечение детей в трудовую деятельность»

                                                                                        Подготовила

 воспитатель

Вишнякова С.Л.

г. Голицыно

14.10.2021

 «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие»

                                                                                             К. Д. Ушинский

Цель: формирование компетенции педагогов в вопросе трудового воспитания. Привлечь внимание педагогов к осознанию важности трудового воспитания в жизни дошкольника.

Ход работы:

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями и идёт из семьи. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Так как истоки трудового воспитания идут из семьи, возникает необходимость работы с родителями.

К сожалению, изменение уклада жизни людей привело к разрушению процесса естественного вовлечения детей в труд.

Родители трудятся вне дома, и дети не видят их труд, а вечером вся семья отдыхает перед телевизором.

В обществе царит потребительская психология. Из ребёнка стараются вырастить вундеркинда, а не порядочного семьянина, участвующего в жизни семьи.

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребёнка, предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье и детском саду.

-Не заставляйте насильно ребенка помогать вам или выполнять трудовые поручения. Лучше проявить хитрость и смекалку, и тогда ребёнок поймет, что его помощь вам необходима и с удовольствием выполнит поручение подготовленное для него.

-Когда просите ребенка, что-то сделать, объясните алгоритм действий. Ребенок должен знать, как выполнить поручение и для чего это нужно.

-Вовсе не обязательно возлагать на плечи ребят уборку всей игровой зоны. квартиры, но попросить его собрать и помыть игрушки, протереть пыль с подоконника, полить цветы, вполне можно. Используйте удобный момент – интерес.

Например, любому ребенку будет интересно перемыть игрушки в группе, отремонтировать книги вместе с воспитателем, поработать с пылесосом (в домашних условиях).

Конечно, поработает он не так качественно, но кое – какие навыки получит.

1. Сами воспитатели и родители должны показывать пример трудолюбия. Народная пословица гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами педагоги и родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

2. Приучая ребенка к труду, необходимо учитывать его возрастные особенности.

 А так же, быть последовательным и требовательным, прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в делах детского сада и домашних, семейных делах – это непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой, заправить постель, убирать игрушки. Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава намочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать, переправлять. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи, как намыливание рук, вытирание их полотенцем, у ребят не получаются. Обучайте терпеливо их всем этим мелочам.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей (2 – 4 года). Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте, игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу и мишка хочет в домик. Ребенок с удовольствием выполнит его просьбу.

В 5- 6 лет ребенок уже может выполнять определенные задания самостоятельно. Но никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста?

Кроме уборки своей комнаты, ребята могут помочь воспитателю и маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев, убирать листву на участке детского сада.

Помните! Ребенку необходимо знать для чего он это делает. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся.

Например, если цветы не полить – они могут погибнуть, если мы не помоем посуду, то придётся есть из грязной.

Поощрение за выполненную работу.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Поблагодарите ребенка, похвалите. Ругать и наказывать ребёнка за сломанную игрушку или разбитую вазу не следует. Старайтесь сломанную игрушку починить обязательно вместе и поясните малышу, что человек, который делал эту игрушку, старался, затратил много времени, вложил немало труда и поэтому мы должны беречь её. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. В итоге ребенок начнет осознавать важность трудовой деятельности не только к тем видам труда, которые связанны с игрой, но и к тем которые не так интересны, но так необходимы.

Учите ребенка доводить начатую работу до конца, не подгоняя его и не делая за него. Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Для старших дошкольников, нужно по не многу вводить постоянные обязанности.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе и жизни.

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостного отношения детей к трудовой деятельности

Формирования целостного отношения детей к трудовой деятельности. «  Глаз ребёнка хочет смотреть, ухо- слышать, ноги – ходить, рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и...

Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"

Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....

Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам  работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...

Самообразование. Тема "Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности"

1 слайдОтчет по самообразованию «Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности» Камалиева Резеда Талгтовна  2 слайд«Труд становится великим воспитателем, когда ...

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности".

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности"...

Проект для детей 4-5 лет «Развитие детей через трудовую деятельность»

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель фо...