Как развивать речь детей
консультация (младшая группа)

Грачева Арина Юрьевна

Материал содержит информацию о возрастных  нормах словарного запаса у детей, рекомендации по развитию речи и о том, когда требуется помощь специалистов. Также даны примеры, как говорить с ребёнком, чтобы у него формировался речевой навык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_rech_rebyonka.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКАigryi-s-igrushkami

 Речь – это средство общения, налаживания контактов и взаимоотношений с окружающими людьми (детьми, взрослыми). Речь способствует полноценному развитию ребёнка и его социальной адаптации.

Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка.

Пассивный словарный запас – это количество  слов, которые ребёнок понимает, но пока не может произнести.  Активный словарный запас – это количество  слов, которые ребёнок произносит и понимает.

Ориентировочные нормы словарного запаса у детей от 1 года до 7 летnormyi-slovarnogo-zapasa

ВАЖНО!  Для наполнения словаря нужно, чтобы ребенок  слышал и воспринимал  слова от взрослых,  понимал их значение, запоминал  (включал в пассивный словарь) и использовал в разных предложениях (включал  в активный словарь). Именно на этом основаны  рекомендации по развитию речи:

  1. Регулярное чтение детских книг – перед сном и  днём: сказки, стихи, прибаутки.
  2. Регулярные беседы с ребёнком, объяснение явлений, комментирование его и своих действий. Ваша речь должна быть грамотной, культурной, богатой эпитетами. Ребёнок слушает и подражает вам. Не нужно «ломать» язык, сюсюкать, повторять за ним.
  3. Вовлечение детей в диалог. Обсуждайте разные темы – природа, сказка, мультик, семейное событие.
  4. Использование игрушек, показ, рассматривание и называние. Вопросы и ответы. Это повышает познавательную активность.
  5. Просьбы и поручения. Это учит ориентировке в пространстве,  правильно обращаться к другому человеку, осваивать навыки самообслуживания.

  1. Массаж пальчиков и развитие мелкой моторики для развития речи: лепка, рисование, развивающие игры, игры с сыпучим материалом – манка, макароны, фасоль, кинетический песок.

Массаж пальчиков для развития речи. Схема

ПОВОД ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ

  • до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
  • ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
  • ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
  • ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
  • ребенку больше 6 лет, и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш уже должен говорить правильно;
  • ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Примеры проговаривания ситуаций (оречевление действий)

Умывание. «Саша, пора мыть руки. Сейчас мы пойдём с тобой мыть руки. Давай с тобой умоемся, включи воду. Сделай воду теплее. Вот это мыло. Бери его и намыливай руки. Положи  мыло в мыльницу. Потри руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец! А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистый, умница!»

Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Коля, сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на правую  ногу, потом на левую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Принеси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

На прогулке. «Варя, смотри, дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листья упали, и ветки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Избегайте уменьшительных слов – ручечки, ноженьки, тарелочка, шапочка и т.д.

Старайтесь всегда называть ребёнка по имени, избегая даже ласковых прозвищ – котёнок, куколка, зайка, солнышко. Имя – это индивидуальность ребёнка.

Уважаемые родители! Будьте аккуратны в общении с ребёнком. Вы для него – личный пример. Ребёнок впитывает всё, что слышит от вас, в первую очередь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...