Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.
статья

Самойленко Наталья Викторовна

    Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. Центральное место в работе отводится игре. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально-положительного отношения к труду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.

      Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается с самого раннего возраста.

      В этом возрасте проявляется стремление ребёнка жить общей жизнью со взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребёнка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед – хорошо вкусно поесть; постирала бельё – приятно одеть чистое платье, рубашку. Ребёнка привлекают дела взрослых, поэтому именно в раннем возрасте начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к труду взрослых.

      Основная сложность работы по ознакомлению детей с миром профессий заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребенка, поэтому деятельность педагога по ранней профориентации детей основывается на разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

    В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности ребенка. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:

-- поощрять интерес детей к деятельности взрослых;

-- знакомить детей с тем, что и как делает взрослый и зачем он выполняет те или иные действия;

-- учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

    Основной целью воспитания уважения к труду взрослых у детей раннего возраста является:

-- формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

    Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеяно, неустойчиво, мы с особой тщательностью отбираем приёмы мотивации к трудовым действиям и руководства деятельности детей.

   Приёмы ознакомления с трудовыми действиями:

-- наблюдение;

-- показ;

-- пояснение;

-- использование художественных произведений;

-- создание проблемной ситуации;

-- создание игровых и сюрпризных моментов;

    Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому мы организовываем наблюдения за работой помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры, врача которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

   С наблюдением тесно связан показ. Этот приём используем постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти.

   Кроме показа, используем прием пояснения. Детям в простой и понятной форме сообщаем, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если поставим посуду на стол, то будет из чего кушать». Каждое значимое трудовое действие показываем, объясняем и мотивируем в доступной для малышей форме.

   Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию.

   Создаем игровые и сюрпризные моменты. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь накрыть на стол, накормить, одеть на прогулку и т.д.

   В созданной проблемной игровой ситуации игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный, потому что у него болит лапа.

   Сам трудовой процесс демонстрируем поэтапно. Малышей детально знакомим с особенностями трудового действия.

   Сначала знакомим в сюжетной игровой ситуации с одним трудовым действием (кормим куклу или укладываем спать). Затем объединяем 2-3 трудовых действия, связанных друг с другом (поим кукол чаем, потом моем посуду; варим кашу, затем кормим ею кукол, а потом укладываем спать). Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)

   Осуществляя трудовой процесс, мы отбираем необходимое для его осуществления оборудование, показываем детям, чётко называем, хоровым проговариванием, чтобы название лучше запомнилось детям.
Одновременно обращаем внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел фартук или халат, зачем засучил рукава, почему помощник воспитателя вымыла руки перед сервировкой стола, как расположено оборудование на рабочем месте.

   Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

    В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормыформируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К. И. Чуковского «Доктор Айболит», из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»).

   В игровой сюжетной ситуации на тему «Больница» мы знакомим с трудовыми действиями врача, медсестры; медицинскими инструментами: градусник, шприц, бинт лекарство и их назначением; медицинской одеждой; пополняем словарный запас: «больной», «лечение», «лекарство», «температура».

   В игровых сюжетных ситуациях с куклами знакомим с трудовыми действиями помощника воспитателя, мамы: укладывает спать, качает, купает, варит, кормит, убирает и т.д. воспроизводить жизненные события, относиться к кукле как к живому существу, вовлекаем в ролевое взаимодействие.

     В игровых сюжетных ситуациях на тему «Транспорт» знакомим детей с трудовыми действиями шофёра и правилами безопасного проезда на транспорте. Воспитываем интерес к трудовым действиям водителя.

    В игровой сюжетной ситуации на тему "Парикмахерская" знакомим с трудовыми действиями парикмахера, инструментами необходимыми для работы парикмахера: ножницами, расческой, воспитываем культуру общения.

    В игровой ситуации на тему «Строитель». Мы знакомим с трудовыми действиями строителя, учим детей, сооружать постройку несложной конструкции, расширять знания об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей.

    На каждом этапе формирования игровой ситуации стараемся направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельной игре. Специально организовываем предметно-игровую среду, подбираем игрушки, которые знакомят детей с трудом взрослых. Создаем условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушиться, затем гладить, кормить кукол, сажать в коляски и водить гулять.

   Связь детского труда с игрой имеет важное значение в раннем возрасте - игровые образы помогают детям выполнять трудовые действия с интересом, что объясняется особенностями мышления.

    Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.