Патриотическое воспитание дошкольников
статья

Борискова Ольга Сергеевна

В наше время патриотическое воспитание дошкольников  актуально  для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, активны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров. Поэтому именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

Составила:

Борискова Ольга Сегреевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №45»

г.Саров

               В наше время патриотическое воспитание дошкольников  актуально  для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, активны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров. Поэтому именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Для этого мы  разработан план по патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет.

               Патриотическое воспитание в нашем саду проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком.

               Главными задачами патриотического  воспитания являются:

  • развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию, проводимые в нашем саду:

  • занятия в соответствии с темами;
  • увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • работа с родителями;
  • экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города,  посещение музеев и выставок.

                Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

               Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам,

которые мы проводим  в нашем саду.

             Все мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День пожилого человека.

             При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

             Например, при подготовке празднования Дня Победы мы проводим акцию «Солдатский платок», где дети совместно с родителями собирают информацию о своих родных, которые участвовали в ВОВ;  акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Разучиваем  военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Организовываем  встречу с ветеранами  войны.

                При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Например, праздник-поздравление отцов со стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

                 Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, оформляем стенгазету «Мама- солнышко мое»

                 Международный День матери также  посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семейного очага. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам. Накануне дети своими руками делают для них подарки. Разучиваем   песни, стихотворения соответствующей тематики. Организовываем  встречу с мамами, где они рассказывают о своей семье, семейных традициях.

Народные праздники.

         Празднования начинаются с Рождества и старого Нового года. Дети ставят сценки, учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. В этом году наши дети показали малышам «Рождественскую сказку»

         Празднование Масленицы организовываем во время прогулки, участвуют  в нем все дети ДОУ. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи, снеговик и Баба-яга.  Дошкольников  знакомят с историей возникновения праздника, его сутью и символами, проводят игры-соревнования. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекаем поваров детского сада.

          Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

           Кроме праздников проводятся познавательные занятия. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного города, о природных особенностях края.  Вмести с детьми оформляем проекты: о своем городе и столице нашей Родины.

            Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим  детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем  представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваем  основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

             Систематическая работа, проводимая в нашем саду, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

              Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература

1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

2. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

5. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

6. Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.

7. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.

8. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.

9. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

10. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

11. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

12. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

13. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

15. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...