Цикл бесед о коренных жителях приморского края
проект (подготовительная группа)

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_o_korennyh_zhitelyah_primorya.docx842.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл бесед о коренных жителях приморского края

Беседа 1

«Мы – аборигены Приморья»

http://www.kremlinrus.ru/upload/iblock/065/1455073715_jMo531lncO_DSC_1415.jpg

Цель: обобщение знаний детей о коренных жителях Приморья, их быта, культуры и обычаях народов.

Ход беседы.

– Ребята, как называется наша большая Родина? (страна Россия, показ на карте).

– Как называется малая родина? (город Владивосток).

– В каком крае находится город Владивосток? (в Приморском крае).

– А всегда ли люди жили здесь в Приморском крае, как сейчас? (в древние времена здесь была тайга и жили коренные люди).

Сегодня мы отправимся с вами в далекие времена. Когда на месте нашего города стояла дремучая тайга, богатая животным миром. В тайге было много зверей, птиц. Текли чистые реки, богатые рыбой. Жизнь была суровой, полная опасности. Человеку надо было выжить. Ведь не было никакой цивилизации: ни машин, ни электричества, ни техники.

– Сейчас я предлагаю вам, все ваши знания, которые вы приобрели на познавательных занятиях, применить в нашей игре. Игра называется «Мы – аборигены Приморья».

– Кто такие аборигены?

– Давайте разделимся на 3 родовых стойбища. (команды) Ваши эмблемы обозначают название стойбища. Каждая команда получает жетон за правильный ответ.

1 – удэгейцы;

2 – нанайцы;

3 – орочи.

1. Игра «Расскажи, чем занимались древние люди?» (выбери иллюстрации и расскажи о своем народе).

От каждой команды выбирается по 1 человек, который выступает за команду, потом члены команды дополняют).

– Итак, чтобы выжить, что давали людям охота, рыболовство, оленеводство? (еду, дом, одежду).

Физминутка (под музыку коренных народов)

1 команда – звери;

2 команда – рыбы;

3 команда - олени.

2. Игра «Хитрые вопросы» (в музее от древних жителей).

Вопросы задают гости. По 3 вопроса каждой команде.

Уголок – музей, в котором представлены старинные предметы аборигенов. Здесь в старинной вазе находятся вопросы.

3. Игра «Хитрые вопросы от удэгейцев» (видео).

Коренные народы, когда отдыхали, любили петь, танцевать. У них горловое пение, своя музыка.

Сейчас надо отгадать, кого изображают в танце удэгейцы? (чайки, нерпы, медведи, тигры, олени, рыбы и т. д.)

4. Игра «От точки к точке».

– Сшей одежду и укрась ее народным орнаментом. (в каждой команде халат, который надо соединить по точкам и украсить).

ИТОГ

Подсчитывается количество жетонов.

Итак, подошла наша игра «Мы – аборигены» к концу.

Зачем нам нужны знания о древних людях Приморья? (чтобы знать наши корни, понимать и любить нашу малую родину, людей).

– Что больше всего понравилось в нашей игре?

Беседа 2

«Нанайцы»

https://media.nazaccent.ru/cache/98/c7/98c75593f73373591d822afb20f86795.jpg

Цель: знакомство детей с народностью «нанайцы», с их обычаями, культурой, искусством.

Ход беседы:

Беседа о том, в каком городе, крае живут дети. Кто мы по национальности.

В гости пришла кукла Фуди. Кукла здоровается по-нанайски «Богачо анну».

Ребята здороваются с куклой по-нанайски.

Рассматривание куклы и ее внешнего вида: халата, унтов, национальных узоров.

Кукла приглашает детей посетить нанайское стойбище и послушать рассказ о жизни коренных жителей.

Воспитатель приглашает детей пройти в театрализованное стойбище.

Первая зона (мужская).

Знакомство с профессиями мужчин: рыбаки, охотники.

Рассмотрели рыболовные снасти: сети, острогу, нанайскую лодку на иллюстрации и вылепленную из пластилина.

Рассмотрели охотничье снаряжение: лук, стрелы.

В ходе рассматривания дети получают информацию о том, что охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.

Игра «Перетяни палку». Беседа о том, что в играх мальчики развивали силу, выносливость, зоркость, ловкость. Знакомство с правилами игры.

Вторая зона (женская).

Знакомство с жизнью нанайской семьи, с обязанностями женщин по дому, с их мастерством по изготовлению разных видов одежды: халаты, подушки, ковры, туеса, украшения из камней, бересты, меха, рыбьей кожи, дерева.

Рассматривание узоров. Что они обозначают: волны Амура, природу, рыбы, птицы.

Рассматривание цветовой гаммы узоров. Беседа о том, что обозначают разные цвета у нанайцев: красный – огонь, желтый – солнце, синий – вода, зеленый – растения.

Рассматривание экспозиции: детские халаты, иллюстрации из жизни нанайской семьи, украшения, домашняя утварь (деревянные ложки).

Знакомство с нанайскими игрушками – чурочками: деревянные фигурки животных: собака, олень, лиса, волк; лодки; охотник и другие.

Игра: «Каук».

Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость. Знакомство с правилами игры «Каук». С закрытыми глазами, с помощью чуткого слуха, по повадкам, по походке (движениям) «охотник» должен определить животного. Детям надели эмблемы с изображениями различных животных, вспомнили, как они передвигаются.

Третья зона (казан над «костром»).

Дети садятся вокруг «костра» и слушают рассказ воспитателя о том, как в трудах, заботах проходит день у нанайцев, а вечером вся семья собирается у костра. Взрослые рассказывают малышам сказки, былины. Под национальную музыку нанайцы танцуют, изображая движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.

Дети под нанайские мотивы «танцуют» сидя вокруг костра – повторяют следом за воспитателем ритмические движения.

Беседа 3

«Традиции народов Приморского края»

https://wwf.ru/upload/iblock/0a4/shamanskiy-obryad-pokloneniya-bogam-vedet-dukhovnyy-lider-vasiliy-dunkay.jpg

Цель: знакомство детей с многонациональными праздниками и традициями Приморского края.

Ход беседы.

Приморье – земля многонациональная. Кто-то освоился здесь раньше, кто-то – позже; кто-то добрался морем, кто-то – обозами, а кто-то – уже самолетом. Все мы привезли с собой традиции и обряды. И десятки лет спустя в крае живы обычаи, по которым можно определить национальность хозяина дома, не всматриваясь в разрез его глаз и не вслушиваясь в акцент.

Осетины: традиции застолья.

Широту кавказского застолья в Приморье сохранила осетинская диаспора. Содержание одного из самых дорогих праздников в какой-то степени определил боевой характер мужчин этой национальности. Более 15 веков осетины празднуют день святого Георгия Победоносца (Джеоргуыба – осетинское название праздника), покровителя воинов и путешественников. Приморские осетины также сохранили эту традицию. Ежегодно в последней декаде ноября они собираются. Первый день посвящается чинному застолью, второй – обмену информацией, а также переговорам и планам.

У приморских осетин свои национальные особенности застолий и собственные правила приличия. Так, для осетина стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться.

Татары: традиции чаепития.

Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьбы, сватовства, рождения ребенка. Обычай пить чай неспешно, по всем правилам и никогда пустой – без трав, меда или молока, остался с татарами и башкирами до сих пор. Сегодня у них три вида чаепития: как они полушутя объясняют несведущим, для утоления жажды, перекуса и дружеской беседы. Последний – самый важный. В этом случае татарское и башкирское чаепитие больше, чем традиция. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. Приморские татары обязательно добавляют в чай дикоросы, как местные, так и те, что друзья-родственники привозят с далекой родины.

На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Обязательно достают большой расписной керамический чайник, без которого, по существу, не обходится ни одно застолье. Предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. До блеска начищенный самовар с заварным чайником должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.

Азербайджанцы: в каждом доме – ковер.

Дом, где по коврам ходят с гордостью, а то и не ходят вообще, а просто любуются – наверняка азербайджанский.

У некоторых счастливчиков висят на стене или лежат на полу настоящие шедевры, сотканные родственниками лет сто назад. Теперь каждый год 16 ноября в Азербайджане проводится Праздник ковра, в рамках которого проходят постоянные художественные выставки и конкурсы, концерты и театрализованные представления. Азербайджанские ковры представляет приморская диаспора и на выставках.

Кстати, всем знакомое слово «палас», которое сейчас обозначает синтетическое половое покрытие, пришло к нам из Персии через Азербайджан. Речь идет о разновидности двустороннего тщательно выделанного ковра.

Удэгейцы: вера в «духов» природы.

Удэге, один из коренных народов нашего края, до сих пор верит в то, что все живое в природе обладает душой. Так возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами и почитанием таких животных, как медведь, тигр, выдра и др.

Большую роль в жизни удэгейцев играет шаманизм, вера в духов. Считается, что шаман – посредник между духами и людьми, целитель и предсказатель. Шаманский дар передается по наследству из поколения в поколение. Каждый шаман имеет своих духов: покровителей и духов-помощников, изображающихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Беседа 4

«Знакомьтесь, Приморье!»

http://shamora.info/up2/photo_image/cache/full_gallery/41280.1349050331.jpg

Цель: обогащение кругозора детей знаниями о родном крае: историей его освоения, знакомством с малыми народностями.

Ход беседы.

Педагог: ребята, мы с вами живём в самой большой по территории стране мира, которая называется…

Дети: …Россия.

Педагог: совершенно верно. Посмотрите на карту России. На её территории расположено большое количество республик, краёв и областей. Вот некоторые из них: республики Бурятия, Крым, Удмуртия, Адыгея; края Забайкальский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский; области Архангельская, Московская, Ивановская, Свердловская, Сахалинская и многие-многие другие. Жители всех республик, краёв и областей нашей страны живут в мире и согласии друг с другом. Много в нашей стране городов, сёл, посёлков, деревень. Скажите, пожалуйста, в каком населённом пункте живём мы с вами?

Дети: мы живём в городе.

Педагог: правильно. Как называется наш город?

Дети: наш город называется Владивосток.

Педагог: ребята, вы знаете, что столицей России является город…

Дети: …Москва.

Педагог: а мы с вами уже говорили о том, что Владивосток тоже является столицей. А столицей чего?

Дети: Владивосток является столицей Приморского края.

Педагог: молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о нашем Приморском крае. Давайте вспомним, где находится Приморский край? Назовите и покажите.

Дети: Приморский край находится на юге Дальнего Востока. (Один из детей показывает на карте России).

Педагог: правильно. А ещё правильно будет сказать, что Приморский край находится на юго-востоке России. На берегу какого моря раскинулся Приморский край?

Дети: Приморский край раскинулся на берегу Японского моря.

Педагог: а Японское море – это море какого океана?

Дети: Японское море – это море Тихого океана.

Педагог: ребята, наш край называют пограничным. Почему?

Дети: наш край называют пограничным, потому что у него есть граница с соседней страной – Китаем.

Педагог: совершенно верно. Но наша страна в Приморском крае имеет границу не только с Китаем. На юге Приморского края проходит граница ещё с одной соседней страной – Кореей. Однако, кроме границ на суше, есть и водная граница в Японском море. Как вы думаете, с какой страной граничит Россия в Японском море?

Дети: в Японском море Россия граничит с Японией.

Педагог: молодцы. Сейчас я вам расскажу немножко об истории Приморья. Впервые люди поселились в Приморье очень давно, ещё когда на земле жили мамонты. В здешних лесах по берегам рек жили собиратели и охотники на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. Жили древние люди в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи, пользовались глиняной посудой и топорами из камня. На территории Приморья возникали и во время войн распадались средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таёжных речек. Когда в далёкие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, началась история российского Приморья. Освоение Приморья началось с посещения этих мест русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями: Иваном Москвитиным, Василием Поярковым, Геннадием Невельским и другими. Путешествуя по удивительной Уссурийской тайге, плавая по рекам и морским бухтам и заливам, русские путешественники обратили внимание на несметные богатства этого края и обратились к государю с прошением присоединить эти далёкие земли к Российской империи. В этом случае Россия становилась могучей морской державой, потому что у неё появился выход в великий Тихий океан, что позволяло ей вести торговлю со странами, расположенными на востоке.

Когда приморская земля была объявлена открытой для заселения, сюда из центральной России потянулись обозы с военными, казаками, крестьянами, каторжными и ссыльными. Люди начали осваивать приморские земли: строить дома, заниматься сельским хозяйством, лесозаготовками. В недрах этого края были найдены различные полезные ископаемые, которые тоже начали осваиваться людьми.

Когда в Приморье появились русские первопроходцы, они нашли небольшие селения, в которых жили ульчи, удэге, орочи, ненцы. Сейчас коренных жителей Приморья осталось очень мало, их называют малыми народностями. Главные занятия коренных народностей – это охота и рыбалка.

Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторыми элементами: наколенниками, берестяной шапкой и другими.

Люди коренных народностей необычайно талантливы. У них великолепный художественный вкус, зоркая наблюдательность, умение подмечать и удерживать в памяти повадки зверя, пластику полёта птиц и выражать всё это языком орнамента. Они испокон века украшали свой быт – лодки, оружие, обувь, одежду. Посмотрите на их убранство.

(Рассматривание детьми иллюстраций с изображением национальной одежды малых народностей Приморского края).

Педагог: ребята, вы прекрасно знаете, что каждое государство имеет свою символику. Что является символикой государства?

Дети: символикой государства являются герб, флаг и гимн.

Педагог: совершенно верно. Каждая область, каждая республика и каждый край нашей необъятной страны тоже имеют свою символику – герб и флаг. Давайте вспомним, как выглядит герб Приморского края. Предлагаю на выбор несколько гербов разных регионов России. Выберите из них нужный.

(Дети выбирают иллюстрацию с гербом Приморского края).

Педагог: почему вы выбрали именно этот герб?

Дети: на этом гербе изображён тигр.

Педагог: правильно, ребята. На фоне Андреевского флага изображён тигр – символ Уссурийской тайги. Вспомните, пожалуйста, что означает синий цвет в Андреевском флаге на гербе Приморья?

Дети: синий цвет означает море.

Педагог: что же означает зелёный цвет приморского Андреевского флага?

Дети: зелёный цвет означает Уссурийскую тайгу.

Педагог: молодцы! Сегодня мы с вами только начали увлекательное путешествие по Приморскому краю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...

Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси"....

Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.

Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях....

Информационно-ознакомительный проект «Создание компьютерной игры-лекции «Жители Приморского края – Герои СССР и Российской Федерации» (Проектная папка)

Актуальность проектаНе секрет, что в настоящее время патриотическое воспитание дошкольников имеет особую актуальность. Это связано со многими причинами. В том числе с обострением геополитической обста...

для детей -цикл бесед: "Композиторы родного края"

Дети должны знать культуру родного края. Необходимо, чтобы ребенок проникся богатым содержанием нашей культуры.Вхождение ребенка в мир искусства предков, земляков способствует раскрытию еготворческого...

Беседа "Ханты и манси – коренные жители севера"

Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.  Упражнять   в рисовании с натуры.   Активизиров...

Игровое пособие "Коренные жители Кузнецкого края"

   Данное пособие направленно на закрепление знаний детей о коренных жителях нашего края. Знакомство с пособием предполагает не только пробуждение интереса к необычной, иной культуре,...