"Утренний круг как одна из форм сплочения детского коллектива»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная тема для меня, весьма актуальна. Многие дети не умеют общаться между собой. Такая форма работы является примером на дружеское общение, служит неким образцом для подражания. Формирует положительный настрой на дальнейшую деятельность в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренний круг как одна из форм сплочения детского коллектива»

Хорошее начало — половина дела.

 «Утренний круг» предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.  

Неслучайно утреннему сбору детей в ДОО педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход  к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для формирования хорошего настроения.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

  • Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.
  • Создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.
  • Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
  • Учить внимательно слушать других детей.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Утреннее общение для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Используя «Утренний круг» как одну из форм организации образовательного процесса педагоги, в своей группе, выделяют в нем несколько основных этапов.

Сигналом «Утреннего круга» может являться колокольчик. Дети усаживаются в круг, педагог  занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств. Также дети могут поприветствовать друг друга носами, спинками, плечом, дружеским рукопожатием, объятиями и др.

Обмен информацией — второй этап «Утреннего круга», основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение.

Следующий этап «Утреннего круга»– групповая деловая игра. На этом этапе проводятся такие игры как:

  • «Запрещенное движение». Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит. «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все остальные мои движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

  • «Из семечка – в дерево». Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый (садовник) очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети свернутся на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

  •  «Сороконожка». Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек!

Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

  • «Работаем вместе». Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т. д. Затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой — опускает в яму дерево и расправляет корни, третий — закапывает яму, четвертый — поливает дерево).

После этого в течение пяти минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

  • «Слепой и поводырь». Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

Ежедневные новости — четвертый этап утреннего сбора — настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

  • о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
  • особом событии - дне рождения одного (или нескольких) из детей;
  • о плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня).

Таким образом, «Утренний круг»— один из способов организации свободного общения и воспитанников, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало контактируют со сверстниками (отверженные дети). В ходе «Утреннего круга» дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОО как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Картотека приветствий

(подготовительная группа)

«Пожелание»

Все встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам. У кого весёлый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Дети произносят друг другу пожелания.

«Свеча»

Воспитатель говорит:

 «Представьте себе, что в руке свеча. Передайте её бережно, стараясь не затушить» Поздоровайтесь тихо, но чётко.

Утренняя речёвка «Наша группа»

Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

 Вместе учимся, играем, вместе веселимся!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

 Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Утренняя речёвка

Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться - мы знаем.

 Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Утреннее приветствие.

В группе нашей каждый день делаем зарядку,

Выполняем упражненья строго по порядку:

Все присели, дружно встали,

Повертели головой, потянулись, повернулись.

И друг другу улыбнулись!

Утреннее приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!!!

Давайте порадуемся

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Утреннее приветствие

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

 Мы стоим, рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

Утреннее приветствие

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю

 - Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

 Мы проснулись очень рано,

 И приветствуем тебя!

Утреннее приветствие

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!» Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным! И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты! Здравствуй, солнышко родное, Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем И ладошки, и сердца.

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои (Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки).

Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок (Выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок (Образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу) 

Хлопают радостно наши ладошки. (Хлопают в ладоши) 

Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой (Приседают, голову закрывают руками, руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой (Тихо, спокойно садятся на свои места)

«Здравствуй, Небо!»

Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх) 

Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Утреннее приветствие

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Превращение

Воспитатель раздаёт детям фигурки животных или просто показывает картинку с животными. Ребёнок здоровается, называя животное, изображает (мимикой, голосом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...

Семинар-практикум для педагогов «Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми»

Утренний круг – это совместная деятельность детей и педагога, которая организуется, как режимный момент. Обычно утренний круг проводят перед завтраком. При этом основной целью такой формы работы...

Семинар - практикум для воспитателей "Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми".

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».Дать практические упражнения для проведения &laq...

"Детский тимбилдинг, как эффективный способ сплочения детского коллектива"

Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чув...

Статья "Утренний круг как одна из форм сплочения детского коллектива"

Утренний круг как одна из форм сплочения детского коллектива» «Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделитьс...

Картотека игр на сплочение детского коллектива в детском саду

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взгл...

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»Цель: развитие представлений у наставляемых об особенностях проведения утреннего и вечернего круга через проведение семин...