Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста через приобщение к духовно-нравственным ценностям
статья (младшая группа)

Печалина Евгения Сергеевна

Информация по реализации проекта "Доброе слово" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dobraya_kniga_yarche_zvezdochki_svetit_statya.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Печалина Е.С.

Педагог-психолог

МАДОУ «Сказка»,

Россия, г. Когалым

«Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста через приобщение к духовно-нравственным ценностям»

С течением времени возрастает способность младших дошкольников сознавать и контролировать собственные эмоции. Развитие эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания во 2-й младшей группе. Проявление и распознавание эмоций достаточно сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Эффективнее всего для достижения этих целей подходит сказка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Мы с вами знаем, что сейчас очень много различной литературы для детей, где размыта граница между добром и злом. Так подменяются понятия. Даже взрослому человеку зачастую не распознать, где правда, а где кривда, а ребенку еще сложнее ориентироваться в таком потоке.

Поэтому необходимо искать нравственные ориентиры, которые помогут провести границу, отличить одно от другого. Эти нравственные ориентиры заложены в сказках. Ведь первый признак хорошей сказки — это четкое разделение добра и зла.

Первые сказки, которые мы читаем детям - это сказки предупреждения, их роль в историческом контексте – удержать ребенка от опрометчивых поступков, научить жить в согласии с природой и окружающими.

Например, «Золотое яичко», «Колобок», «Теремок». Яичко золотое разбивают, Колобка съедает Лиса, Теремок разрушается. Перед нами условно негативный конец, но это не значит, что сказка плохая.

Древнейшая основа сказок - единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В работе с детьми я использую основные элементы сказкотерапии, а так же опиралась на литературу в рамках реализации программы «Социокультурные истоки». Деятельность педагога направлена на формирование системы духовно-нравственных ценностей детей младшего дошкольного возраста на основе русского народного творчества в рамках проекта «Добрая книга ярче звездочки светит».

 «Поддержка» сказок стихами, потешками, помогает детям больше прочувствовать и промыслить основную идею сказки, запомнить ее и соединить с уже накопленными знаниям. Дети находят параллели в героях, ищут знакомых зверей, вспоминают их повадки  - вот и первые операции «анализа и синтеза».

Хочется отметить, что стихи и потешки, подобранные в книгах, прекрасно держат ритм, рифмуются и легко преобразуются в пальчиковые гимнастики. А мы с вами знаем, «соединяя» движение и слово, стихи запоминаются намного лучше, к тому же при этом работают одновременно несколько отделов головного мозга, улучшая моторику и память.

Работу для  формирования мелкой моторики продолжаем на занятиях с родителями – где дети могут превратиться в сказочных персонажей. Известно, что малыши идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт, подойдут как основа для игр.

Становление системы духовно-нравственных ценностей невозможно без формирования у детей чувства защищенности, психологического комфорта. За это отвечает образ матери, который в народном творчестве представлен в многочисленных колыбельных. А кому спеть колыбельную, как не сплетенной из ткани заботливыми мамиными руками народной кукле? Благодаря экскурсии в мини-музей старшей группы, дети смогли увидеть, потрогать, поиграть с разными  куклами из ткани, пряжи, набитыми крупой, травами.

Подкрепление знакомых сказок визуальным материалом помогает детям погрузиться в атмосферу сказки. Характеризуя героев-животных,  дети учатся слушать и понимать произведения, их эмоциональный окрас, цель и сюжет. Развивается речь, как диалогическая так и монологическая- ребята рассказывают сказки, разыгрывают их. Они постигают первые законы «добра и зла» -что такое хорошо, что такое плохо – сами пробуют давать оценку персонажам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...

«Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

laquo;Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры» Актуальность:Воспитание гражданина и патриота, знающего и люб...

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр духовно-нравственного и патриотического содержания

laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ...