Система символов – жестов, и их использование в корригирующих играх
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Система символов – жестов, и  их использование в корригирующих играх

Антонова Лариса Юльевна, учитель высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся (воспитанников)

 с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа №15

г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Символ

Выполнение

Я

Одну руку приложить к груди

Вы, мы, весь мир

Развести обе руки перед собой.

Да

Наклон головы вперед

Нет

Перекрестные махи руками перед собой

Природа, природные явления

Солнце

Обе руки подняты ладонями вверх

Солнечный луч

Ладонь открыта вверх, другая прикрывает и открывает ее.

Небо, тучи, облака

Обе руки вытянуты вверх, ладонями вовнутрь.

Звезды

Обе руки вверх, чуть вправо и влево, резкое разжимание и сжимание пальцев.

Горы

Волнообразные движения руками перед собой

Вода, море, река

Плавные движения руками внизу.

Трава, луг, поляна

Плавные движения руками перед собой.

Ветер, буря

Интенсивные махи руками вверху

Дождь

Барабанить одним или всеми пальцами по ладони, по коленям или резкие встряхивания пальцев перед собой.

Снег

Легкие маха кистями рук в любом направлении, поймать и сдуть «снежинку» с ладони

Земной шар

Очертить руками круг перед собой

Лес

Легкие покачивания руками вверху

Животные

Кот

Пальцы рук растопырены, чуть согнуты

Змея

Все пальцы прижаты к большому, плавные движения кистью в разных направлениях

Рыбка

Ладонь раскрыта, плавные движения

Лошадь, зебра

Руки согнуты перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен

Слон

Раскрытые ладони прижаты к ушам, покачивания головой

Зайчик

Раскрытые ладони прижаты к голове, легкие прыжки

Барашек, овца

Пальцы соединены в кулак, указательный и мизинец выставлены вперед

Корова

Указательные пальцы обеих рук выставлены вперед, остальные сжаты в кулак, руки приставить к голове

Корова безрогая

Кулачки приставить к голове

Рак

Пошевелить пальцами руки

Волк, крокодил

Обе ладони соединить у основания, пальцы растопырить «челюсти»

Обезьянка

Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, повороты кистей

Насекомые

Паук

Мизинец одной руки касается большого пальца другой руки, повороты кистей

Муравей

Перебор всеми пальцами, движение рук снизу вверх

Сороконожка

Перебор пальцами по другой руке с продвижением или по коленям

Сверчок, кузнечик

Левая рука согнута на уровне плеча – «скрипка», в правой руке «смычок»

Жук

Хлопки руками по бедрам

Мошки

Вращать кистями рук

Бабочка, мотылек

Соединить запястья обеих рук, ладони прямые в стороны, плавные махи ладонями.

Птицы

Скворец, синица

«клювики», все пальцы соединены с большим, раскрывать и закрывать ладонь

Дятел

Одна рука «дерево» согнута в локте пальцами вверх, другая согнута в кисти, удары пальцами по ладони

Птицы тетери

Вибрирующие движения кистями сверху вниз и обратно

Птицы     летают

Махи руками

                Поют

«клювики»

                Клюют

«клювиком» одной руки клевать с ладони

                Улетают

Одной рукой жест «до свидания»

Журавль, цапля, курочка, цыплята

Ходьба с высоким подниманием колен, хлопки руками по бедрам

Эмоции, действия

Ласковый, добрый

Обнять себе руками

Теплый

Прижать ладони к щекам

Веселый, лукавый

Приставить к носу руки, соединенные большим пальцем и мизинцем, остальные пальцы растопырены

Недоумение, догадка

Руки чуть расставлены в стороны, пожать плечами

Страх

Присесть, обхватив голову руками

Сердитый, строгий

Руки скрестить на груди

Гнев

Погрозить пальцем

Легкий, воздушный

Руки протянуть вперед, легкое движение чуть вверх

Толстый, ленивый

Руки чуть расставлены в стороны, живот выпятить, покачивание туловища

Беда

Прижать ладони к щекам, покачать головой

Тишина

Прижать палец к губам

Прятаться, темно

Закрыть глаза ладонями

Печь пирожки

Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук

Сроить дом:     одному

Как пирожки

                          в парах

Хлопки по плечам партнера

                          в кругу

Хлопки по плечам рядом стоящих

Варить кашу

Круговые движения одной рукой перед собой

Вылить воду

Соединив ладони «лодочкой»,чуть наклонить их вперед – вниз

Смотреть, искать

Приставить руку ко лбу «козырьком»

Взойти на гору

Поочередные движения руками снизу – вверх

Стирать белье

Потереть кулачки

Полоскать белье

Плавные движения руками внизу вправо – влево

Сушить белье

Те же движения, но вверху

Развесить белье

Отрывистые движения руками вверху слева – направо, пальцы «щепоткой»

Доить корову

«сцеживать» одной рукой с пальцев другой руки

Сеять, просеивать

Руки «щепоткой», потереть пальцы

Греться

Потереть рукой об руку или, обняв себя, потереть руками предплечья

Собрать камушки, листья

Нагнувшись, через стороны соединить ладони в пригоршню

Угощать, приглашать

Вытянув руки вперед, развести их в стороны

Смотреть в окно

Одна рука подпирает локоть другой на уровне груди, указательный палец другой руки приставить к щеке.

Смыть паутину

Стереть с одной ладони другой ладонью

Схватить за хвост

Зажать мизинец одной руки в кулак другой

Показать себя

Поворотики туловища в стороны

Мыть посуду

Потереть ладонью о ладонь

Бежать

Перебирать пальцами по руке или коленям

Стучать в окно, дверь, ворота

Удары кулачком по раскрытой ладони

Плыть

Разводить руки через середину в стороны

Ехать на поезде

Руки согнуты в локтях, попеременные движения вперед-назад

Лететь на самолете

Крепкие руки расставлены в стороны, небольшие наклоны в стороны

Предметы

Дом     для одного

Соединить руки кончиками пальцев над головой, локти развести в стороны

             в паре

Стоя лицом друг к другу, поднять руки вверх, соединив их с партнером кончиками пальцев

             в кругу

Стоя лицом в круг, соединить руки с рядом стоящими детьми.

Окно, дверь, ворота

Руки перед лицом, ладонями к себе. Развести их в том же положении в стороны

Замок

Пальцы рук сцеплены

Банка, чашка

Ладони сложены в пригоршню

Мяч

Отрывистые движения рукой на уровне пояса, ладонью вниз

Мост

Пальцы рук сцеплены, ладони раскрыты вниз, локти на одном уровне или одна рука согнута перед грудью

Апельсин

Ладонь вверх, пальцы чуть согнуты и растопырены округло

Кожура апельсина

Рука повисла ладонью вниз, пальцы слабые

Зеркало

Ладонь одной руки перед собой,

              в парах

Стоя лицом друг к другу, синхронные движения

Песок, мука, пшеница, зерно                

Руки щепоткой

Чулан,

Закрыть глаза руками

               в парах

Закрыть глаза партнеру

Телефон

Приложить кулачок к уху

Гриб

Подставить  одну ладонь пальцами вверх под чуть согнутую другую

Сучок

Резкими движениями кулачков «ломать» ветки

Мох

Прижимать согнутые ладони друг к другу как «приветствие»

Книга

Раскрывать и закрывать сложенные ладони

Часы

Покачивания головы или туловища

Деревья, лес

Руки вверху, покачивания

Дуб

Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены

Сосна

Руки вверху, чуть в стороны, пальцы растопырены

Береза

Руки без напряжения, покачивания чуть выше головы

Осина

Вибрация пальцами, руки чуть выше головы

Ива плакучая

Покачивания руками внизу, небольшой наклон туловища

Елочка

Руки чуть расставлены в стороны, небольшие поворотики туловища

Мохнатые ели

Поглаживания мягкими пальцами по коленям

Листья   прилипли

Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук, пальцы касаются ладоней

              опадают

Плавные движения рук сверху вниз

              кружатся

Повороты ладоней

              шуршат

Потереть ладони возле уха или скользящие движения ногой

              уносит ветер

Вибрирующие движения руками внизу

Цветок  бутон

Ладони соединены у основания и пальцами, середина свободна

Цветок расцвел

Ладони соединены у основания, пальцы раскрыты

Цветок завял, поник

Ладони так же, пальцы слабые, согнуты внутрь

Колокольчик

Пальцы «щепоткой», движения кистью из стороны в сторону

Хвост

Повертеть бедрами или одной рукой помахать за спиной.

Корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением.

Башмачок  

        Ритмич. задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Как-то плясала малютка Джой

Мягкие «пружинки»

И башмачок потеряла свой

Правый носок в сторону, вперед, в сторону, назад

Нет возле дома,

Переступая полуповорот вправо, руки в стороны

В зеленом саду,

То же влево

Нет и у рыбок в прозрачном пруду,

Мягкое кружение

Был бы хоть след,

Движение в круг или вперед

Но какая беда

Ладони к щекам, покачать головой

Канул, исчез

Вернуться на место

Башмачок без следа

Покружиться

Джой обежала тысячу стран,

Бег по кругу или врассыпную

Переплыла, не боясь, океан.

Руками плыть

К небу взбиралась,

Руки вверх, шаги вкруг

Спускалась на дно,

Из круга с наклоном

Но башмачок не нашла все равно.

Палец к губам, поклон

Дом, который построил Джек  

        Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу. Активизация детей.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Вот дом,

Руками «крыша»

Который построил Джек,

Горизонтальные хлопки, в парах по плечам друг друга

А это пшеница,

«Посыпать» пальцами на другую ладонь

Которая в темном чулане

хранится,

Закрыть ладоням глаза себе, друг другу

В доме, который построил Джек

Движения 1 – 2

А это веселая птица – синица,

«Клювики» или махи руками

Которая часто ворует пшеницу,

«Склевывать» с ладони

Которая …

Движения 1 – 2 – 3

Вот кот,

Поза и когти кота

Который пугает и ловит синицу…

В парах поменяться местами

Вот пес без хвоста,

Помахать рукой за собой

Который за шиворот треплет кота…

Потрепать себя или друг друга

А это корова безрогая,

Кулачки к голове

Лягнувшая старого пса без хвоста…

Дрыгнуть ногой, с 1 по …

А это молочница строгая,

Руки на груди, ногу выставить

Которая доит корову безрогую…

«Сдоить» с пальцев

А это ленивый и толстый пастух,

Выпятить живот, руки в стороны

Который бранится с молочницей строгою

Притопы ногой, грозить пальцем

Осень

        Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Осень, осень к нам пришла,

Поют

Дождь и слякоть принесла.

Кап-кап-кап. Кап-кап-кап!

Пальцами «дождик»

Дождь и слякоть принесла.

Пожелтел осенний сад,

Руки качаются вверху

Листья падают, шуршат.

Руки плавно опускать вниз.

Шур-шур-шур. Шур-шур-шур.

Потереть ладони возле уха

Листья падают, шуршат.

Руки плавно опускать вниз.

Птичьи песни не слышны.

Поют

Подождем их до весны.

Чик-чирик, Чик-чирик!

«клювики»

Подождем их до весны.

Дождик

Дождик, дождик,

Пальцами «дождик»

Кап, да кап!

Ты не капай долго так.

«погрозить»

Хочется идти гулять,

«поворотики»

Бегать прыгать и скакать.

По тексту

Дождик капал на траву,

«погладить» траву

На деревья, на листву.

Руки вверху

А ребят он не догнал,

«Поворотики»

Рассердился, перестал.

«погрозить»

Дождик  

Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Дождик песенку поет,

Пальцами по коленям

Не пойму, не я, не ты.

«Удивления»

Но зато поймут цветы,

Руками «цветок»

И зеленая трава,

Погладить траву

И весенняя листва.

Руки вверху «листья»

Лучше всех поймет зерно,

Пальцами «посыпать»

Прорастать начнет оно.

Пальцами пошевелить вверх

Паучина

        Ритмич. задачи: Развитие мелких мышц рук, ритмичное исполнение движений, развитие эмоций, памяти по символам - жестам.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Паук – паучина паутину свил.

Указательный палец одной руки с большим – другой, перебирать

Вдруг закапал дождик,

Постучать пальцами или пальцем одной руки по ладони другой

Паутину смыл.

Быстро скользнуть ладонями

Вот и солнце вышло,

Руки ладонями вверх

Стало подсыхать.

Помахать ладошками

Паук – паучина трудится опять

Движения пальцами, как 1-е

Трик – трак

        Ритмич. задачи: Пластичное исполнение движений, соответствие образам, активность, уверенность, развитие памяти.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Трик – трак, трик – трак!

Перекаты сцепленных кистей рук

Под мостом жил старый рак.

Пошевелить пальцами одной руки под ладонью другой

Рыжий кот пришел на мост.

Пробежать пальцами по другой руке

Рак схватил кота за хвост.

Зажать мизинец в кулак

Мяу – мяу, помогите!

Мизинец зажат, остальные пальцы сжать – разжать

С хвоста рака отцепите!

Выдернуть мизинец

Все бегут, и ты беги!

Потопать ногами

Коту Ваське по-мо-ги!

Хлопки, последний слог по коленям шлепок

Мышки

        Ритмич. задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Мышки под полом сидят,

Сидя на корточках

За котом они следят.

Смотреть поочередно из-под руки

Кот здесь близко, не беда

Грозят пальцем

Не боимся мы кота.

Машут руками

Выйдем, мышки, поиграть

Ходьба врассыпную

И себя всем показать

«поворотики»

Мы станцуем «мышь-балет».

Поочередно ногу на носок

Да, пока кота здесь нет,

Шаг вправо, шаг влево

Мы станцуем «мышь-балет».

Повертеть «хвостом»

        На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей.

Сороконожка

Песня – игра

        Ритмич. задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

        Дети стоят в колонну, взявшись за локти.

Мчится утром по дорожке

Идут «паровозиком»

Быстрая сороконожка.

Громко ножками стучит,

Топающий шаг

По делам она спешит.

Зацепилась за пенек,

Остановка

И задрала сорок ног

Одновременно поднять правые ноги, затем левые

Хи – хи – хи,

Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!

Три хлопка слева

Вот какая чепуха

Четыре раза дрыгнуть правой ногой

Хи – хи – хи,

Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!

Три хлопка слева

Вот какая чепуха

Четыре раза дрыгнуть левой ногой

Вот какая чепуха!

Легкий бег «паровозиком»

        

Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».

Апельсин

        Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

        Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Мы делили апельсин,

В руке воображаемый шар

Много нас,

Руки в стороны

А он один.

По тексту

Эта долька для ежа,

Одной рукой трогать мизинец другой руки

Эта долька для чижа,

Безымянный палец

Эта долька для утят,

Средний палец

Эта долька для котят,

Указательный палец

Эта долька для бобра,

Большой палец

А для волка

Показать руками «зубы»

Кожура.

Опустить кисть пальцами вниз

Волк сердит на нас,

«зубы»

Беда!

Двумя руками обхватить щеки

Разбежались кто куда!

Пальцами «убежать»

Мышки

        Ритмич. задачи: Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения. Осторожность движений, маленькие шажки, испуг, легкий бег, затаиться.

        Логопед. задачи: Работать над группой свистящих и шипящих звуков С, З, Ш, их дифференциация.

Вышли мышки как-то раз,

Ходьба врассыпную

Посмотреть который час.

Смотреть поочередно из-под руки

Раз, два, три, четыре,

Движение рук сверху – вниз

Мышки дернули за гири,

Вдруг раздался страшный звон,

Присев, закрыть лицо руками

Убежали мышки вон.

Разбегаются врассыпную


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...

Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом

В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их соче...

Система работы над проектом с использованием здоровьесберегающих технологий

       В современном обществе существует тенденция - стремиться  малышей отдавать в детский сад как можно раньше.Поэтому основной трудностью для детей раннего возраста ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности детей в дошкольном учреждении». на 2015-2020 год.

Цель:Улучшение контроля за физическим развитием каждого ребёнка с учётом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата. Укрепление зд...

Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.

В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....

Система символов в формировании звукового анализа и синтеза у детей 4-6 лет с диагнозом ОНР.

Посмотрите! Это интересно и взрослым и детям! Описание работы с "фото"- символами звуков, "построение" слов из них....

«Использование системы символов PECS в работе учителя-логопеда с детьми с РАС»

Представлены этапы работы учиетля-логопеда в работе в системой карточек PECS...