Методические рекомендации к построению развивающей среды
консультация

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_pprs.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации

по предметно-развивающей

среде детского сада

в соответствии с ФГОС ДО»

 

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

     Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

     Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности

     Главное требование  к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

   Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ

   Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.Многие выдающиеся  философы и педагоги предлагают  рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть :

  1. 1.Содержательно-насыщенной

Насыщенность средыдолжна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  возможность самовыражения детей.

  1. 2.Трансформируемой
  2. 3.Полифункциональной

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

  наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

  1. 4.Вариативной

Вариативность среды предполагает:

  наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  1. 5.Доступной

 

Доступность среды предполагает:

  доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

  свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

  1. 6.Безопасной
  2. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  3. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  4. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  6. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  7. Организуя предметную среду в групповом помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  10. Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

       Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

     Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

   Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

   Необходимы материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь   в  группе  большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

   Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

   Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

   Принцип интеграции образовательных областей способствуюет формированию единой предметно- пространственной среды.

   Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  •  показ      предмета и его называние;
  •  показ      действий с предметами и их называние;
  • предоставление      ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

рекомендации родителям детей дошкольного возраста по организации развивающей среды...

Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...

Методические рекомендации к организации развивающей среды в ДОУ. (Ознакомление дошкольников с историей и традициями жителей Кубани).

Создание условийдля активной познавательной деятельности и приобщения детей к истории и традиции народа....

"Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОО в соответствии с переходом на ФГОС ДО"

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс....

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе

Эти рекомендации по созданию уголков в группе...

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...