Профилактика профессионального выгорания педагогов
презентация

Семенова Екатерина Григорьевна

в презентации представлены упражнения, которые помогают предотвратить профессиональное выгорание, которое всегда связано с эмоциональной нагрузкой педагогов и специалистов образовательных учреждений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Р. S . и педагогов-психологов в том числе Презентацию подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 17: . Семенова Е. Г. 2022 год

Слайд 2

Вступление - стихотворение о работе психологов и о нас . Оно очень точное... Психолог? Нет, он не волшебник, Не чудотворец, не атлет, Не жизненных задач решебник, И он не супер-человек. Он так же дышит, так же любит, И так же чувствует, как все. Он не вершит великих судеб, Он всё не знает о тебе! Твои измерить может память, Мышленье, темперамент, речь. Он может лишь чуть-чуть исправить, Но он не в силах уберечь. Души твоей путеводитель, Он лишь подсказка – не ответ, Дорожный знак, ограничитель твоих ошибок, твоих бед. Гармонии в душе желая, За вас не сотворит её, Советом в жизни помогая, За вас её не проживёт. Психолог? Нет, он не волшебник, Не шарлатан, не чародей, Он не святой, не тяжкий грешник, Он – человек среди людей.

Слайд 3

« Я ребенка привел, а вы быстренько сделайте мне из него послушного, умного и воспитанного…» Как часто приходится сталкиваться с родителями, которые приводят своего ребенка к психологу и думают, что «дело сделано», «сейчас все трудности решатся быстро и без каких-либо усилий» . Ошибочное ожидание «волшебного совета», а иногда и «быстрого рецепта действий» Психолог – не волшебник! Или ожидание мгновенного эффекта решения всех проблем.

Слайд 4

Мифы о психологах 1. В услугах психолога нуждаются только сумасшедшие 2. Психолог – это добрый волшебник 3. Психолог – это злой волшебник 4. Психология – это просто или «Я сам себе психолог»,"это как я сам себе хирург" 5. Психолог легко может узнать обо мне все 6. Все психологи одинаковые или «Вы хотите об этом поговорить?» 7. Психологи – это шарлатаны. Как можно помочь только разговором? 8. Психологу можно не платить, он ведь всего лишь разговаривает 9. Психолог – это надолго или «Прошу на кушетку» 10. Мой психолог – это мой ангел-хранитель 11. Психолог должен говорить мне только хорошее

Слайд 5

Обращаясь за помощью нужно понимать про обязанности и ответственность обеих сторон – и психолога и клиента . Важно понимать, что только совместная работа специалиста и родителя способна дать результат! Это сложная работа, требующая большого количества сил и времени. Без участия родителя даже очень профессиональная терапия или коррекция психолога может быть совершенно неэффективна. Все выше перечисленное влияет на эмоциональное состояние педагогов-психологов, и может усугубить эмоциональное выгорание, чтобы этого не произошло необходимо делать профилактику выгорания. Итак, приступаем к практике!

Слайд 6

Разминка Уважаемые коллеги! Давайте прямо сейчас поздороваемся с вами необычным способом. Расходимся хаотично по залу, затем здороваемся плечами, спинами, локтями, ногами и т. д. Какой способ вам понравился больше всего? Передай разноцветный мяч (педагоги передают мяч с добрыми пожеланиями) Покажи погоду в душе (ясно, пасмурно, переменная облачность) а теперь разогрев «Массажная цепь» Инструкция: «Встаньте друг за другом в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь- массаж! Каждый начинает массировать спину, плечи и шею. Можно говорить друг другу, что вам нравится, а что нет.» Через некоторое время все поворачиваются на 180 градусов и повторяют процедуру с другим партнером.

Слайд 7

давайте поговорим и проясним что же такое ……. Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Поэтому мы нуждаемся в психологической зарядке

Слайд 8

Дыхание цигун Китайские дыхательные упражнения пришли к современным мастерам из глубокой древности и современные китайские специалисты уделяют огромное внимание дыханию, так как дыхание оказывает воздействие на кору головного мозга, приводя к уравновешенности и покою. Дыхание в системе цигун – это целая наука, где практикуются различные виды дыхания при выполнении различных упражнений цигун. В предлагаемом комплексе упражнений дыхание также занимает важное место.

Слайд 9

Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения Крюки Деннисона , помогающие при решении проблем. 1. Сплетите ноги. 2. Вытяните руки вперед. 3. Переплетите пальцами, складывая ладошки, прижмите руки к груди, завернув их как-бы спиралькой. 4. Поднимите язык вверх к небу. 5. Поднимите вверх глаза. (Голову не поднимаем) 6. Делайте упражнение, сидя, или стоя. 7. Расставьте ноги на ширине плеч. 8. Опустите руки вниз, сцепите их в форме лодочки внизу живота, большие пальцы соединить. 9. Опустите вниз глаза, язык поднесите к небу, напряжение будет уходить моментально. Приняв позу Крюки, вы сможете быстро успокоиться: — снимите стресс; — соберете свое тело в единое целое; – сможете мыслить свободно, не напрягаясь.

Слайд 10

Проделывайте упражнение Крюки регулярно , если: — вам нужно решить сложную ситуацию, проблему; – нужно успокоиться, снять стресс; — взвесить, принять важное решение; — собраться с мыслями о том, чем стоит заняться именно в данный момент времени.

Слайд 11

Причины возникновения СЭВ у педагогов. Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; и поэтому возникает: Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения (перечислить: нейробика, нейрографика, арт-терапия, ТОП, Эбру, МАК и .тд).

Слайд 12

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому педагоги в любом случае мы должны уметь их понимать. Вам нужно отгадать «Перевертыши» Телепередачи Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!); Крещеный век (Звездный час); Манекен и беспредел (Человек и закон); Вечерний крест (Утренняя звезда); Никого нет на улице (Пока все дома); Пещера кошмаров (Поле чудес); Кружок домоседов (Клуб путешественников); Радиожелудки (Телепузики); Деревенька (Городок); Ледяная сотка (Горячая десятка); Для тех, кому за 60 (До 16-ти и старше); Ненависть после последнего вздоха (Любовь с первого раза, ой взгляда) Пусть замолчат (Пусть говорят) Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому педагоги в любом случае мы должны уметь их понимать. Вам нужно отгадать «Перевертыши» Телепередачи Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!); Крещеный век (Звездный час); Манекен и беспредел (Человек и закон); Вечерний крест (Утренняя звезда); Никого нет на улице (Пока все дома); Пещера кошмаров (Поле чудес); Кружок домоседов (Клуб путешественников); Радиожелудки (Телепузики); Деревенька (Городок); Ледяная сотка (Горячая десятка); Для тех, кому за 60 (До 16-ти и старше); Ненависть после последнего вздоха (Любовь с первого раза, ой взгляда) Пусть замолчат (Пусть говорят) «Кинофильмы» Грустные девчонки (Веселые ребята); Крик баранов (Молчание ягнят); Василий Иванович остается на работе (Иван Васильевич меняет профессию); Амнистированный араб (Кавказская пленница); Холодные ноги (Горячие головы); Не бойся велосипеда (Берегись автомобиля); В симфоническом оркестре не только мальчики (В джазе только девушки); Костяная нога (Бриллиантовая рука).

Слайд 13

Упражнение «Баланс реальный и желаемый ». Ведущий : Следующее упражнение заставит нас задуматься вот над чем, - какое место в вашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь. Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение. Вопросы: Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? «Напрягает» ли вас это? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? Арт-терапия «Графические упражнения для достижения внутреннего равновесия» Нейробика, Нейрографика,Эбру

Слайд 15

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Слайд 16

Упражнение Старинная английская игра «Коробочка» Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. Как только музыка зазвучала, приз снова начинает «путешествие» по кругу до следующей музыкальной паузы. Музыка замолкает — участник с призом в руках продолжает распаковывать его, а с появлением первых звуков музыки передает по кругу (в любом направлении) дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Слайд 17

Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

Слайд 18

Импульс Доброты Участники группы встают в круг и берут друг друга за руки. Ведущий сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатия следующему игроку, и так идет по цепочке, пока импульс не вернется к водящему. Потом эта операция повторяется с условием, что нужно сделать это, как можно быстрее. Последний этап игры - импульс подается в две стороны, и кто-то получает импульс сразу в две руки. Ведущий спрашивает этого участника игры о его ощущениях.

Слайд 19

Стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Слайд 20

Упражнение “Приятное воспоминание”. Ведущий предлагает участникам вспомнить приятное событие, которое произошло с ними за 3 прошедших дня. Событие нужно вспомнить как можно ярче, стараясь восстановить все свои ощущения, представить себе все детали. Затем ведущий предлагает участникам выполнить то же задание, но вспоминать событие нужно уже за прошедший год. После выполнения участники обсуждают свои ощущения. — Трудно ли было вспомнить приятное событие? — Что было легче вспомнить? — Смогли ли вернуться в ту ситуацию и испытать те же ощущения, что были в прошлом? — Какие чувства вызвало это упражнение?

Слайд 21

Стадии профессионального выгорания Третья стадия: Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру Безразличие ко всему.

Слайд 22

Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных вещей; «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 23

“ Мантра от усталости” Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. И так – с каждым человеком. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.

Слайд 24

“ Звуковая гимнастика”. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике. Встаньте, с выпрямленной спиной. Сначала сделайте глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносите звук. А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

Слайд 25

Симптомы появления СЭВ Социально-психологические симптомы: безразличие, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет Чувство повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 26

Метод вербального самовнушения , применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой. Настрой на работу "Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни". Настрой в течение рабочего дня "Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе". "Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом". Настрой перед сложным разговором "Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию". Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности "Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле". Настрой на уверенность в себе "Я все умею. Всё у меня получится. Я справлюсь с ситуацией". Настрой на любовь к профессии и детям "Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу". Утренние и вечерние настрои "Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь". "Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними."

Слайд 27

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ НЕ скрывайте свои чувства. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Слайд 28

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Следите за питанием и фигурой. Позволяйте себе «маленькие женские радости». Не забывайте, что Вы красивы!!!

Слайд 29

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...» Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!». Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения: ■ «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»; ■ «Я очень рад тому, что я...»; ■ «Я готов горы свернуть, потому что...»; ■ «Мы все сегодня будем...».

Слайд 30

Клубочек "Цвет настроения" * Рефлексия мероприятия (Р. S . Отзывы) - Во время занятия я понял, что... - Самым полезным для меня было... - Больше всего мне понравилось... - Мне не понравилось... - На занятии я хотел бы... - На месте ведущего(ведущих) я ...

Слайд 31

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты