ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.
опыты и эксперименты (средняя группа)

Людмила Владимировна Зарубина

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.

Уважаемые коллеги.

Как вам известно, задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из сторон этой личности является правильно сформированное экологическое воспитание.

Хочу напомнить, что экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный не только на формирование любви к природе, но и на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов. Изучением таких свойств и отношений я занимаюсь с детьми 4-5 лет, и основную роль в этом играет применение мной STEM-образования. Это легло в основу темы моего самообразования в данном учебном году. Работу в этом направлении я разделила на блоки:

- неживая природа,

- конструирование и творчество,

- живая природа.

Напомню, что STEM-образование включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство и математику. STEM-образование нацелено на получение ребенком знаний через собственный практический опыт. Оно способствует развитию самостоятельности детей и развитию критического мышления ребенка.

Для создания условий, побуждающих ребенка мыслить, строить предположения, делать выводы, применять знания на практике, я использую определенный алгоритм работы:

-постановка проблемы,

-построение гипотезы,

-поиск решения проблемы,

-обоснование вывода,

-творческая деятельность.

 Использовать элементы STEM-образования и данный алгоритм можно в разных видах детской деятельности. Предлагаю вашему вниманию несколько примеров.

Как известно, ведущий вид деятельности дошкольников - игровая. В игре я предлагаю детям использовать традиционные для STEM-образования материалы: разные виды конструкторов, Дары Ф.Фребеля, напольные модули. Эти материалы дают возможность ребенку апробировать разные пути решения проблемы, сделать определенные выводы и выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения. Например, играя с напольными модулями в строителей и строя мост через реку для Пузыря, Соломинки и Лаптя, дети предлагали разные виды построек. В результате детьми был сделан вывод, что если река широкая, то и мост должен быть достаточно длинным и желательно, чтобы он содержал дополнительные опоры. В процессе игры с водой, соломкой и поддувалочками дети выяснили, что воздух – это невидимое вещество, которое находится повсюду вокруг нас и которым мы дышим.

Художественно-эстетическая деятельность, как известно, всегда увлекательна для детей. При использовании STEM-технологий мы с детьми сами изготавливали краску для передачи красоты дерева в разное время года. Это краски с использованием клея ПВА и пены для бритья. В результате дети закрепили знания о зависимости состояния дерева от времени года. Интересным и необычным для детей было и рисование Дарами Ф.Фребеля, когда дети учились с помощью непривычных для них материалов показать процесс развития цветка в динамике. Эта работа вызвала у детей большие сложности в передаче перехода растения от одной фазы развития к другой, т.е. от семени к ростку, от ростка к взрослому растению, от взрослого растения обратно к семени. Благодаря такой деятельности, дети учатся устанавливать последовательность событий: что предшествует данному событию и что за ним будет следовать.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Этот вид деятельности был основан мною на знакомых детям сказках. Так, при работе над сказкой «Рукодельница и Ленивица» дети сами изготавливали цветные льдинки, закрепляя некоторые свойства воды. При работе над сказкой «Теремок» воспитанники сделали вывод, что для размещения всех желающих теремок должен быть больше и шире и размер комнат должен соответствовать размеру каждого жителя. А, следовательно, чем крупнее объект – тем больше пространства ему необходимо. Во время работы над сказкой «Три поросенка» дети на собственном опыте убедились, что постройки из соломы и веток недолговечны и что самая прочная постройка из деталей, которые надежно скреплены между собой. Такая работа позволяет детям на практике познакомиться и закрепить некоторые свойства объектов и, в последующем, использовать свои знания в других видах деятельности.

Экологическое воспитание тесно связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, недавно мы работали над темой «Насекомые и их знакомые», где дети искали сходства и различия между насекомыми и паукообразными. С этой целью ребятам было предложено изучить коллекцию насекомых и пауков и заполнить таблицу общего и различия. Полученные знания могут использоваться детьми, например, в конструировании, лепке, рисовании. В продолжение этой темы я планирую познакомить детей с жизнью колонии муравьев, показав им разные виды муравьев в рамках одной колонии, разъяснив функции каждого типа для жизнедеятельности всей колонии.

Для вовлечения родителей в ознакомление с возможностями STEM-образования я предлагаю консультации, памятки, демонстрирую оборудование, которое мы используем, знакомлю с результатами нашей с детьми деятельности. Помимо этого, мной был проведен мастер-класс «Почему, зачем и как», где я познакомила родителей с применяемым мной в работе алгоритмом. Всем родителям было предложено на практике пройти этот алгоритм и решить проблему: Как известно, Баба-яга живет в глухом, дремучем лесу. В последнее время в избушке Бабы-яги стало слишком темно. Как помочь старушке? Как ни странно, но все три фокус-группы предложили сначала вырубить деревья, а уже потом переселить Бабу-ягу в другой дом, переместить избушку на пригорок или убрать окна и дверь и зажечь свечи.

То есть, как мы видим, даже родители сначала решили пойти самым легким путем, не задумываясь о значении деревьев в природе и о последствиях своих действий.

В результате проделанной мной за этот период работы я могу сделать вывод, что STEM-образование дает обширные возможности для реализации экологического воспитания дошкольников, может использоваться в разных видах детской деятельности и разных образовательных областях. И я планирую продолжить работу по дальнейшей реализации STEM-образования в старшей и подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.

Материал содержит  основные методы и приемы для экологического воспитания дошкольников...

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

Экологическое воспитание дошкольников через использование игр.

Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет: Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре. К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легк...

Экологическое воспитание дошкольников через творчество с использованием природного материала

Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспит...

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...