Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Александровна Король

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich.vospitanie_doshkolnikov.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе»

1.  

Экологическое воспитание и образование дошкольников-настоящая является одной из актуальных задач настоящего времени. Усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно в средней группе, т. к. дети в этом возрасте воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Но как раскрыть тему экологии маленьким дошколятам? Только через наглядность! Так как у детей средней группы преобладает наглядно-образное мышление, продуктивность решения экологических задач  воспитания достигается при помощи наглядно-действенного, наглядно-образного и словесного приёмов.

2. Важнейшим условием реализации задач экологического воспитания детей стало создание развивающей предметно-пространственной среды по четырём временам года с использованием образовательного конструктора. Создаваемая в группе развивающая предметно-пространственная среда помогает:

- привлечь внимание и развить интерес детей к теме экологии;

- создать условия для познавательно-речевого развития дошкольников через нестандартные занятия, беседы, дидактические игры и упражнения;

- начать формировать нравственные качества детей и их экологически грамотное поведение;

- а также создать условия для активной самостоятельной игровой деятельности дошкольников в данной развивающей предметно-пространственной среде по их желанию и замыслу.

      3.  Оформление тематической развивающей предметно-пространственной среды требует взаимодействия как среди педагогов группы, так и среди родителей воспитанников. Всеобщее обсуждение, создание эскизов, планирование продуктивной деятельности, разработка методического сопровождения, наконец, оформление РПСС предшествуют созданию тематических построек. А использование Lego-конструирования в оформлении экологического центра группы по сезонам  делает его уникальн, современным и мобильным.

4.  Наступила Осень. И наш  красивый детский сад  одет в осенний  наряд из пестрых листьев.  Проводя беседу в экологическом центре, мы закрепляем  признаки осени, отмечаем разнообразие оттенков осенних листьев, закрепляем знание детьми перелетных птиц, улетающих в теплые края. А грибной пень дает возможность расширить представления детей о съедобных и ядовитых грибах. Мы обсуждаем правила поведения в лесу, правила сбора грибов, ягод и фруктов. В данном уголке можно провести не только беседу, но организовать образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром или провести индивидуальную работу с дошкольниками по разработанным дидактическим играм.

5. В приложение к РППС мы  разработали дидактическую игру «Путешествие в осенний огород»  и дидактические упражнения для дошкольников «Грибная поляна». По  оформленным композициям  провели работу   с детьми в группе, формируя  у экологические знания, воспитывая бережное отношение к природе, а  также закрепляя речевые умения и познавательные процессы.

Данные методические разработки опубликовали на образовательном портале ФГОС.ИГРА.РФ.

6.  Вот и пришла Зима. Выпал первый пушистый снег.  Дети ждут Деда Мороза, который  укутывает наш детский сад своей белоснежной ажурной косынкой из снежинок.  Мы продолжаем вести беседы о зиме, особенностях погоды зимой, изменениях в природе,  о зимующих птицах, о том, как люди могут помочь пернатым зимой.

Однажды зимним утром мы с ребятами решили отправиться в путешествие в зимний лес к дедушке Лесовичку. Предварительно в рекреации детского сада нами была оформлена тематическая развивающая предметно-пространственная среда.  Наше путешествие началось. Шли мы через аллею ёлочек, затем мимо тонкоствольных рябин, любуясь их яркими гроздьями, которыми лакомились снегири и синички. Провели  беседу о зимующих птицах, их питании зимой в лесу, роли человека в жизни зимующих птиц. Закрепили  признаки зимы, правила поведения в лесу, а также способствовали развитию речевой  активности детей.

7.   И вот она, сторожка Лесовичка! Здесь перед ребятами развернулась целая сказочная история, позволившая в игровой форме решить поставленные нами задачи.

8. Привлечение родителей смастерить с детьми кормушку, а затем подкармливать птиц на прогулке помогает воспитанию у детей экологических качеств, желанию заботиться о наших пернатых друзьях зимой.      

9.  После долгой зимы стало пригревать солнышко. Снег растаял.  С первыми подснежниками и голосами птиц пришла Весна. На смену зимней тематике в экологическом центре группы появилась композиция «Весна-красна».

Используя данную тематическую РППС, мы проводим беседы по закреплению признаков весны и природных явлениях,  о правилах поведения в лесу, о прилетевших птицах - грачах, скворцах и ласточках, о весенних цветах и цветущих деревьях, о первых насекомых и т. д.);  Здесь мы  разучиваем и читаем стихи о весне, поем весенние песни и читаем рассказы.

Весеннее оформление экологического центра группы позволяет  детям побывать в сказке, развивает фантазию и воображение.

10-11. В марте этого года в рамках инновационной площадки «В мире Фанкластика»  мы провели с детьми образовательную деятельность по конструированию по теме «Родники». Были поставлена и достигнута экологическая цель: ознакомление дошкольников с понятием «Родник», его значением, с ролью человека в сохранении природных источников. После занятия детьми была организована самостоятельная игровая деятельность  в экологическом центре группы.

12-13.   Наступило лето - праздник ярких цветов и насекомых. Оформляем РППС на тему «Лето», разрабатываем дидактические упражнения, викторины, игры-путешествия и проводим их с воспитанниками.

 14. Подводя итог сказанному можно сделать вывод: правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создает  благоприятные условия для  экологического воспитания дошкольников. К преимуществам такой модели развивающей предметно-пространственной среды в группе с использованием конструктора LEGO,  можно отнести ее интегрированность, доступность, мобильность, индивидуализацию группового пространства. 

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает педагогу обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу в группе, организовывать не только игровую, но и образовательную деятельность детей. Разнообразные постройки развивающего экологического центра украшают  пространство группы, создают атмосферу радости и сказки, что так необходимо для всестороннего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск

В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Экологическое воспитание дошкольников через использование игр.

Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет: Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре. К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легк...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ....