«Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя»
консультация

Левошко Екатерина Викторовна

Консультация для педагогов на тему создания в группе зоны психологической разгрузки: «уголка настроения», «места психологической силы», «островка тишины», «домика для отдыха», «скамеечки доброты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологические уголки21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать в группе зоны психологической разгрузки: «уголок на-

строения», «место психологической силы», «островок тишины», «домик для отдыха», «скамеечка доброты»

   

   Конфликтные ситуации периодически возникают в коллективе детей. Это нормально, ведь их взаимоотношения подчиняются естественным процессам и отличаются разнообразием поведенческих реакций, не всегда положительных.

   Воспитанники ссорятся, обижаются, ревнуют, завидуют, даже дерутся. Все эти поведенческие реакции естественны. Бывает, что дети проявляют  агрессию, жестокость, упрямство, негативизм, неуступчивость, нежелание и неумение сочувствовать, помогать, разделять радость со сверстниками.       Поведенческие реакции создают в группе психоэмоциональное напряжение и отрицательный эмоциональный фон, которые важно вовремя нейтрализовать. Задачи воспитателя – формировать у детей гуманные чувства друг к другу, научить их избавляться от негативных эмоций и заряжаться позитивным настроением, успокаиваться. Для этого организуйте в группе специальные зоны, например, «уголок настроения», «место психологической силы», «островок тишины», «домик для отдыха», «скамеечку доброты».

   «Уголок настроения» или «зона хорошего настроения» позволит воспитателю проводить оперативный мониторинг эмоционального настроя группы детей, следить за изменением настроения отдельных воспитанников. Чтобы его создать, обозначьте на большом ватмане место каждого ребенка – например, разместите на нем фотографии, подпишите «цветы на полянке» или пометьте «лодочки в море» эмблемами детей, которые они выбрали сами. Подберите цвета, чтобы обозначить разное настроение: например, желтый – хорошее настроение, синий – плохое. Утром, когда воспитанники приходят в группу, просите их самостоятельно или с вашей помощью отмечать свое настроение на ватмане с помощью цветового сигнала подходящей геометрической формы: в лодочке – треугольный парус, в цветке – круглая серединка.

   Организуйте индивидуальную беседу с теми детьми, которые отметили настроение синим цветом. Выясните причины неблагополучия, состояние здоровья ребенка и примите меры для профилактики его эмоционального дискомфорта: включите в игру, пожалейте, подбодрите, мотивируйте других детей проявить сочувствие. Если в течение дня дети будут менять цветовой сигнал настроения, вы получите новую информацию и сможете регулировать психологический микроклимат в группе.

   Еще один вариант, чтобы организовать пространство в группе, – «место психологической силы». Этот прием помогает мобилизовать внутренние силы детей с помощью внешних факторов, способствует развитию саморегуляции внутренних ресурсов. Чтобы его организовать, выберите «волшебный» предмет – например, этим предметом может быть «волшебная шляпа», «чудесная шкатулка», «трон волшебника», «волшебная лампа Алладина», «магический шар». Он станет «источником» для психологической силы и позитивной энергии. Положите «волшебный» предмет в определенном месте, где можно включить приятную музыку, звуки природы – например, пение птиц, журчание воды. «Мешочки настроений».

Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка взять хорошее настроение. С помощью приемов самомассажа (растирания ладонью грудной клетки) ребенок так же улучшает свое настроение.

«Цветные клубочки».

Разматывая и сматывая клубочки разного размера, дети овладевают приемом саморегуляции;

-массажные мячи «Ежики».

Дети разными способами катают мяч в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Скажите детям, что они могут посещать это место, когда захотят. Задача «места психологической силы» – запустить механизмы поиска внутренних психологических ресурсов. Там, под ненавязчивым присмотром взрослого, дети смогут побыть в приятной обстановке, поиграть с «волшебным предметом» – и благодаря этому успокоиться.

   Новички и дети-интроверты с трудом переносят длительное пребывание в группе, эмоциональные переживания, даже позитивные, их утомляют. Эмоциональное перенапряжение может выразиться в капризах, плаче без видимой причины, грусти, апатии. Чтобы этого не допустить, предусмотрите для воспитанников возможность побыть некоторое время в относительном одиночестве и тишине. Для этого в тихом уголке группы, например, в «зеленой» зоне, поставьте скамейку рядом с комнатными растениями или мини-фонтаном – это будет «островок тишины». Другой вариант – установите там маленькую палатку, «домик для отдыха». Объясните всем воспитанникам игровое правило – не тревожить тех детей, которые находятся в «домике» или на «острове». Скажите, что когда в «домике» или на «острове» кто-то есть, то туда нельзя заходить другим детям, нужно подождать. Чтобы дети не ссорились из-за желания побыть в зонах отдыха одновременно, организуйте в первое время несколько таких зон, а когда дети привыкнут, оставьте одну или две. Чтобы детям было не скучно отдыхать от коллектива, положите в «домик» или на столик рядом со скамейкой бумагу и карандаши, альбом с красочными иллюстрациями, фотографиями природы, раскраску, мозаику или другую игру, в которую можно поиграть самостоятельно.

   «Скамеечка доброты» – это прием, который помогает научить воспитанников проявлять гуманные чувства. Объясните детям, что когда кому-то из них грустно или хочется, чтобы его пожалели, – он может сесть на скамейку. А другие дети в этот момент могут стать «добрыми волшебниками» – надеть колпак волшебника и пожалеть его, поиграть с ним или просто обнять. Когда никто из детей не проявляет сочувствие, то воспитатель обязательно выполняет эту роль, чтобы подать им пример.

   При подборе материала для психологических уголков важно  учитывать потребности детей. Кому – то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме. Посидеть в тишине, кто – то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Сдерживание агрессии эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стоит задача – обучить детей простым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Варианты материалов наполнения психологичеких уголков:

- телефон «Позвони маме».

Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

- стаканчики для крика «Слушанчик».

Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

«Волшебная глина».

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дают возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения.

«игры с песком».

Игры с песком положительно влияют на развитие ребенка, стабилизируют эмоциональное состояние.

«живопись с помощью пальцев».

Живопись с помощью пальцев благотворно влияет на психику ребенка, так как вызывает тактильные и кинестетические ощущения, которые успокаивают и расслабляют нервную систему. От того, кто рисует, не требуется большого мастерства. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение, гнев, боль, радость.

«груша для битья или поролоновые подушки».

Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно, а побить грушу для битья или подушку можно;

  • «мешочки с крупой для метания» — это один из приемов выражения агрессии
  • «набор бумаги для разрывания»
  • «коврик злости», если дети злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.

   Иногда в группах встречаются дети с заниженной самооценкой. В таких случаях можно использовать «коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, помощь товарищу при одевании или поднесенный стул для девочки и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» (доска почета). Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

   Игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия.

   У детей повышается самооценка, снижается агрессивность, раздражительность. Они становятся более дружелюбными, помогают друг другу.

   А у воспитателей есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Шумовые инструменты своими руками"

В данной консультации даются практические советы по созданию музыкальных шумовых интсрументов из бросового материала и подручных средств и конечно немного  фантазии....

Консультация для воспитателей "Инструменты своими руками"

Одной из активных форм работы по развитию музыкальных способностей дошкольников может стать организация кружка совместной деятельности детей и родителей  по изготовлению музыкальных инструментов,...

Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"

Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в кото...

Консультация для воспитателей «Музыкальные инструменты своими руками»

Консультация для воспитателей «Музыкальные инструменты своими руками»...