Отчет по самообразованию по теме; «Кубики истории - как средство развития рече- мыслительных функций ребенка»
учебно-методический материал

Отчет о проделанной работе по теме самообразования;  «Кубики истории - как средство развития  рече- мыслительных   функций ребенка».Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития детей я решала в процессе дополнения традиционных приемов обучения нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_po_teme.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 149 города Тюмени.

Отчет по самообразованию

по теме;

«Кубики истории - как средство развития  рече- мыслительных   функций ребенка».

                                                                      Подготовила воспитатель;

Велижанина Наталья Владимировна.    

                                                                      Стаж работы   10 лет.        

                                                 

                                                Май 2022г.

Хочу начать свое выступление со слов Петра Федоровича Каптерева.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны,- это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга».

Целью моей работы по самообразованию в 2019 - 2022 г. было:

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить свои усилия  и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- Изучала литературу по данной теме

-Училась захватывать внимание детей сначала повествования и удерживать его в течение всей истории

-вызывала симпатию к герою, доносила основную мысль истории.

-Учила детей работать с новым методом воссоздания историй;

-Развивала у детей умение рассказывать истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами мечтами , страхами.

-Побуждала детей работать в паре, коллективе не боятся рассказывать свою историю.

-Обосновала право каждого быть особенным , не похожим на других;

Я решила повысить свой теоретический уровень профессионального мастерства и компетентность в данном вопросе посредством чтения методической литературы,  а так же использовала информацию в Интернете по теме  «Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй».

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

2. «Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг»

Давыдова О.И.,канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «АлтГПУ» г. Барнаула Алтайского края. Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя».

3.Сторитейлинг. Пособие для начинающих. Автор: Сергей Гузенков.

4. Алгоритмы сторитейлинга. Как создавать истории и использовать их в текстах и презентациях. Автор: Сергей Гузенков.

5. Учимся создавать истории вместе с Pixar. Автор: Дин Мовшовиц.

Далее приступила к практической части решения данного вопроса:

Оформила выставку печатной продукции по теме самообразования.

Изготовила своими руками два разных набора кубиков.

Провела индивидуальные беседы, оформила консультации;

-«Речь в жизни ребенка»

-«Играйте со своими детьми!».

- «Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми- Кубики историй.     Тряси,бросай.сочиняй!

-«Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста».

- «Просто ли играть?», «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ»

-Папка-передвижка «Развитие речи: игры в кругу семьи».

Роль данной игры в развитии речи – пополнение и активизация словаря, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, умение правильно выражать свои мысли, умения придумать сюжет своей истории, уметь рассказать, сказку, историю.

Развить  творческий потенциал, воспитать в детях общительность . вежливость, доброту.

Кубики Историй - это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции, здесь нет побежденных или победителей, ведь смысл игры в том, чтобы вместе или самостоятельно придумать и рассказать выдуманную историю.

Эту игру я использовала  как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

Мной может задаваться тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю.

Сначала задачу я  упрощала т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому решила  составлять истории  по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - я, и т. д. Таким образом, я могла направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике.

Дети довольно быстро научились. Уже после 2-3 игр могли свободно составить рассказ, историю, понимая, как можно связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

При работе с данной игрой  мы добавили  свои правила.  Если ребенок затруднялся или стеснялся с ответом- то мог попросить переход слова другому участнику. Таким образом, дети перестали стесняться, смело давали ответы и помогали другим.  

Как использовала метод сторитейлинга  в моей работе;        

Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития детей я решала в процессе дополнения традиционных приемов обучения нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Мне приходилось развивать свои творческие способности, навыки актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Ведь историю нужно сделать «живучей», а если это не получалось детям было не интересно, они просто не хотели участвовать в игре.

Историю училась делать  убедительной, правдивой, даже если в ней были фантастические и сказочные сюжеты

Мне и самой приходилось верить в правдоподобность развязки, иначе я не смогла бы  убедить детей.

Чему смогли  научить кубики историй

1 Правильно формулировать свои мысли, усложнять речь описаниями и подробностями.

2 Дети перестают стесняться, спокойно разговаривают в кругу взрослых.

3 Развивается фантазия. Заметила на себе – невероятные идеи возникают просто неоткуда и это очень радует и вдохновляет.

Диагностика детей.

Показатели знаний , умений и интереса детей по данной теме;

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме: Кубики истории - как средство развития  рече- мыслительных   функций ребенка.(согласно возрастной группе);

2. Изучить новинки методической литературы по данной теме и поделиться опытом своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

Отчет по самообразованию на тему " Лэпбук - как современное средство обучения детей дошкольного возраста"

В данном материале представлен отчет по самообразованию воспитателя на данную тему. Цель, задачи, актуальность темы, отчет о проделанной работе....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ.  В  то  же  время,  он  работает  на...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Так что же такое ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотография...