театрализованная деятельность в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Швецова Светлана Викторовна

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования театрализованной игры в развитии детей дошкольного возраста, определены особенности организации театрализованной деятельности в старшей группе.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, игра, дошкольники, старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в старшей группе

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования театрализованной игры в развитии детей дошкольного возраста, определены особенности организации театрализованной деятельности в старшей группе.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, игра, дошкольники, старшая группа.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми. В игре дети вступают в организационные отношения и в то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Все это помогает им приобрети первоначальный социальный опыт.

В театрализованной игре, выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать социальные нормы и правила поведения. Театрализованная игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив, как отмечают Л. И. Божович, А. А. Люблинская, Е. А. Смирнова, представляет собой  социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Поэтому, актуальной является проблема использования театрализованной игры в целях всестороннего развития ребенка, формирование его положительных личностных качеств, социализации, развития межличностных отношений и приобретения социального опыта.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на социальное развитие детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на социальное развитие детей.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Организуя театрализованные игры для дошкольников, педагог должен позаботиться о развитии межличностных отношений детей. Следует помнить, что игра раскрывает особенности эмоционального и социального опыта ребенка, характеризует его интеллект и эмоционально-нравственные проявления. Опытный педагог, наблюдая за игрой детей, может сделать вывод о развитии у ребенка навыков общения.

При грамотном руководстве игры, когда педагог побуждает детей вступать в прямое общение, у детей возникает желание поиграть еще и еще [1, с. 12].

Педагогу необходимо методически правильно осуществлять руководство театрализованной игрой таким образом, чтобы дети учились устанавливать межличностные отношения, приобретали опыт взаимодействия, развивали коммуникативные навыки.

В процессе руководства театрализованными играми педагог должен уделять повышенное внимание формированию дружеских отношений детей друг к другу. Наблюдая за игровыми действиями, педагог корректно обучает детей позитивным приёмам общения, учит анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Следует отметить никоторые требования к содержанию театрализованных игр в старшей группе. Прежде всего для игр-драматизаций следует подбирать произведения, соответствующие уровню познавательного и личностного развития детей 5-6 лет. Например, рассказы Б. Житкова «На льдине», «Помощь идет»; рассказы Л. Толстого «Косточка», «Котенок»; рассказы В. Осеевой «Волшебные слова», «Синие листья», «Просто старушка» и др. В этих рассказах раскрываются характеры детей и их взаимоотношения, проблема правдивости, справедливости, послушания, помощи, уважительного отношения к старшим.

В театрализованной игре по рассказу Н. Носова «На горке» дети воспроизводят  сюжет, в котором все совместно сооружают постройку, тогда как один мальчик не участвует в коллективном деле и затем посыпает горку песком. Как поступить? Дети включаются в игру, учатся взаимодействовать сообща, помогать друг другу.

Понравятся детям и повесть Е. Яниковской «Я хожу в детский сад», в которой раскрываются взаимоотношения детей. Отрывки из этой повести можно зачитывать в старшей группе для организации театрализованной игры.

Алгоритм организации театрализованной игры в старшей группе следующий:

  1. Мотивационный этап, в ходе которого воспитатель заинтересовывает детей предстоящим произведением.
  2. Чтение произведения для организации театрализованной игры.
  3. Обсуждение содержания, поступков героев.
  4. Выбор актеров (путем жеребьевки, в ходе которой дети вытягивают карточки).
  5. Разыгрывание сказки или рассказа в технологии экспромта (воспитатель в роли автора-рассказчика, дети – актеры ведут диалоги от лица персонажей).
  6. Актеры меняются местами со зрителями, новая жеребьевка.
  7. Повторное разыгрывание сказки или рассказа теми детьми, которые не участвовали.
  8. Обсуждение, рефлексия.

Приведем небольшой фрагмент подготовки к театрализованной игре. Сама ситуация, описанная в рассказе Е. Яниковской «Я хожу в детский сад», даст возможность обучению детей вхождению в новый коллектив. Детям предлагаем решить:

- Как следует поступить, если ты пришел в новую группу (в кружок, в другой детский садик)?

- Что необходимо сказать другим детям при знакомстве?

- Как вы будете себя вести, если в нашу группу сейчас придет новый мальчик?

- Что необходимо сделать, если новичок будет стоять в раздевалке и плакать?

- А вам интересно, как поступил мальчик Даня, когда впервые пришел в детский сад?

Далее воспитатель читает рассказ. Дети обсуждают ситуацию, которая близка им. В ходе театрализованной игры дошкольники учатся эффективно взаимодействовать, у них формируются нравственные качества. В процессе театрализованных игр будет способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше будут конфликтовать друг с другом, увидят позицию партнера по игре, смогут понять его чувства.

Следовательно, организуя театрализованные игры для дошкольников, педагог должен позаботиться о социальном развитии дошкольников. С помощью взрослого в процессе игры дошкольники приобретают опыт взаимодействия в социуме, выполняя игровые действия и исполняя игровые роли социальной направленности, получают социальные навыки взаимодействия. Театрализованная игра является для дошкольников школой познания социальной действительности, развития социальных отношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.

Таким образом, театрализованные игры можно использовать для развития социальных качеств дошкольников, формирование коммуникативной культуры. В ходе игры происходит накопление и обогащение социального опыта, дети учатся вступать в новые социальные роли, которые представлены в сюжетах.

Список литературы

  1. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва:  Просвещение, 2011. – 192 с.
  2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова. – Москва: Школьная пресса. 2000. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».

Занятие направлено на закрепление приемов вождения кукол пальчикового театра, развитие диалогической формы речи у дошкольников....

Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей».

Муниципальное автономное дошкольное учреждениеЦРР - д/с №14    Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей». Срок...

Конспект образовательной деятельности по театрализованной̆ деятельности в старшей группе

Конспект занятия для развития социальной уверенности  через театральную деятельность детей старшей группы....

Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельности в старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольного возраста)

laquo;В гостях у сказки»  Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельностив старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольно...