Мастер-класс для педагогов
план-конспект занятия (старшая группа)
«Познаём окружающий мир с помощью детского экспериментирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обшеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть – Лабинский район
Мастер-класс для педагогов
«Познаём окружающий мир с помощью детского экспериментирования».
Воспитатель: Беловодская И.И.
Мастер- класс с педагогами по теме:
«Познаём окружающий мир с помощью детского экспериментирования».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.
Задачи:
— актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
— убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;
— продемонстрировать опыты.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер- класса:
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.
По мнению многих педагогов: (Иванов А. И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Рыжова Л. «Методика детского экспериментирования», О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир», Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина) экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.
— Что такое детское экспериментирование?
Ответы зала
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника»), подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.
В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.
— Почему важно простаивать работу с родителями? (ответы зала)
Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.
Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно- пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.
В данном виде деятельности важно поддерживать познавательный интерес детей поддерживается через такие средства как: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия, необходимое оборудование.
Мотивацию дошкольников необходимо направлять на развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»
Для этого можно использовать следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Результатом совместной деятельности будет не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление приёмов и действий таких как:
— знания об окружающем мире;
— познавательная активность;
— способность к наблюдениям;
— установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;
— навыки исследовательской деятельности;
— самостоятельность в организации и проведения опытов.
С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми, (Приглашаются участники из зала), но мы попробуем не только провести опыт, но зафиксировать результат и сделать вывод.
1 опыт. «Умные зубочистки».
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».
Объясните детям, что вы показали им опыт, который основан на определённых физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
— Фокус группа озвучивает результаты опыта.
— Мнение зала.
Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Фокус группа проводит второй опыт.
2 опыт. «Апельсин- подводник».
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
— Фокус группа озвучивает результат.
— Мнение зала.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
— Почему нужно фиксировать результат опыта?
В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать (зарисовываем) результаты опыта или эксперимента, при этом формулировать выводы.
Спасибо нашим участникам.
Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать ценность реального эксперимента. В отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...