Акция "Вспомним забытые игры"
методическая разработка (подготовительная группа)

Марухина Елена Сергеевна

Акция "Вспомним забытые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_vspomnim_zabytye_igry.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

АКЦИЯ

«Вспомним забытые игры»

Разработчик:

инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

Участники акции: дети и педагоги.

Цель: познакомить детей с играми родного края как отражением образа жизни, культуры общения и национальных устоев; прививать любовь к родному краю, приучать детей сохранять местные традиции, не терять преемственность поколений, воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений; развивать у детей интерес к культурному народному наследию; приучать к согласованным действиям в игре, воспитывать смекалку, находчивость, смелость, внимание и доброту; создать у детей радостные эмоции и бодрое настроение.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня на дворе XXI век – век скоростей, информации и компьютерных технологий. Дети с раннего возраста овладевают различными электронными приспособлениями (гаджетами), но при этом они разучились играть во дворе со своими сверстниками. А ведь совсем недавно в наших дворах в выходные дни и, особенно во время каникул не смолкали детские голоса, бабушки на скамейках переживали, чтобы детвора не вытоптала клумбы у подъезда, чтобы мячом не разбили окно.… Эх, веселые были деньки! Ребята, а давайте вспомним те игры, в которые играете вы? У кого есть старший брат или сестра? В какие подвижные игры играют они с друзьями? А вы знаете, в какие игры играли ваши родители, дедушки и бабушки? (ответы детей) Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Предлагаю вспомнить подвижные игры, в которые играли ваши родные, когда они были детьми. 

1. «Салочки» («Салки», «Пятнашки», «Догонялки») – наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить (опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого).

Правила.

Один из играющих – водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т. д., пока не переловят всех. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком.

Иногда по согласованию игроков вводится одно или несколько из дополнительных правил: а) водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого, б) “руки, ноги, голова не считово никогда” – дотрагивание до руки, ноги и головы не считается, в) “выше (ниже) земли” – убегающий игрок может встать на пень или любое другое место выше (ниже) уровня земли и тем самым получить временную неприкосновенность.

2.«Жмурки» — старинная игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами— «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал. Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не даст команду «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить. Разновидность «Яша и Маша». Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза и они поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик)—и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

3. «Змейка». Это веселая и забавная игра, совсем не похожая на все другие игры. Она годится для всех: и для больших, и для маленьких, для мальчиков и для девочек.
Играть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а еще лучше — на траве. И еще одно условие — чтобы возраст играющих был примерно одинаков.

Описание. Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.
Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» — «Готовы!» — отвечают ему. «Ну, держитесь!» — говорит вожак и начинает бежать вперед, сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку. Вожак должен не забывать о том, что, в конце концов, ему же и придется расплетать запутавшуюся змейку. Если он так запутает змейку, что не сможет ее расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки. А если вожак просто устанет и сам остановит змейку, его тоже надо сменить.
В чем заключается конечная цель вожака в игре? Он должен постараться как можно больше ее укоротить. Если оторвался последний игрок, он выбывает из игры. А если змейка разорвалась в другом месте, то выбывает из игры первый из оторвавшейся части, который не удержался и расцепился. Упавший тоже выбывает из игры. Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца игры.
Можно заранее обговорить условие, что из игры каждый раз выбывает весь оторвавшийся хвост. Кстати говоря, в XIX веке на Севере России эта игра называлась по-другому: «Растеряхи». Не правда ли, очень меткое название?

4. «Я знаю пять имён». Эту игру особенно любили девочки. Играть можно в компании от 2 человек. Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

 Описание. Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе), приговаривая: — Я знаю пять имен девочек. Аня - раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять. Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с задачей, он переходит к следующей теме, заранее определенной, например: Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д.) Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику. Тот начинает сначала: — Я знаю пять имен девочек… Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился. Игра длится до тех пор, пока всем не надоест. Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем.

5. «Ручеек». Играть в эту игру лучше под веселую музыку (в классическом варианте пионерского лагеря это был баян). Для игры нужно минимум человек 6, но лучше от 10 и больше.  

Правила. Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.

Педагог. Вот и подошла к концу наша акция. Чаще играйте в подвижные игры, ведь подвижная игра – это источник радостных эмоций, бодрого и радостного настроения. Не забывайте игры своих предков, игры родного края, потому что в этих играх отражается образ жизни наших людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость и смелость.

Литература

  1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2003. 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Якуб С. К. Вспомним забытые игры: Науч. – худож. лит. \ Худ. Л. И. Ионова. – М.: Дет. лит., 1988. – 159 с.
  3. https://www.metod-kopilka.ru/igrovaya-programma-zabitie-igri-nashego-dvora-90066.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Забытые игры"

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение,  укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знаком...

Картотека подвижных игр для родителей «Забытые игры двора»

Картотека подвижных игр для родителей  «Забытые игры двора»...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Забытые игры в помощь логопеду

Игра влияет на формирование всех основных психических процессов: «От самых элементарных до самых сложных», т. е. игра, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника (хотя необходимость в не...

Презентация детского исследовательско-творческого проекта"Забытые игры моих родителей"

                                 Современные дети всё меньше времени проводят с друзьями , играя в различные...

Буклет для родителей "Забытые игры..."

Буклет содержит в себе "Дворовые игры", в которые нынешние родители играли в своем детстве, такие как: "резиночки", "вышибалы", "Классики", "казаки - разбо...

Статья «Вспомним забытые игры».

Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Стой подоле,Гляди на поле…..Наверное, все помнят эти волшебные слова из игр. Они возвращают нас в детство, в городской двор или на деревенскую улицу. Сколько бы...