Забытые игры в помощь логопеду
статья по логопедии

Игра влияет на формирование всех основных психических процессов: «От самых элементарных до самых сложных», т. е. игра, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника (хотя необходимость в ней сохраняется и в школьные годы), способствует гармоничному развитию психических процессов, интеллекта  и личностных качеств ребенка. Использование игр в обучении и воспитании особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Хороших результатов в решении моторных, психологических и речевых проблем детей с нарушениями развития речи можно достичь, играя в обычные дворовые игры, способные вызвать стойкий интерес так необходимый для воспитания мотивации дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краски

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

- Тук-тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

- Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!

Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски.
Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.
При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают вновь.

П р а в и л о .

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, если же повторит, то уступает свою очередь другому покупателю.

Игра «Сон Казака»

Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-МУ, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Игру «Вы поедете на бал» можно отнести к категории словесных игр, кроме того  игра помогает развивать речь и заставляет ребенка задумываться о своих словах. Проходит она обычно весело и оживленно, особенно популярна игра у девочек младшего школьного возраста.

Итак, перед началом игры выбирается ведущий и тот кто будет отвечать на вопросы. Ведущий говорит присловку:

«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?»

После чего начинается диалог ведущим и игрока на эту тему – на чем поедут, во что будут одеты, с кем поедут, какого цвета будет платье и т.п. Задача ведущего «подловить» игрока так, чтобы на вопрос он нечаянно ответил «да» или «нет», «белый» или «черный». Если ведущему это удалось – игрок проигрывает.

Пример диалога «неопытного игрока»:

- Поеду

- Вы оденете черное платье?

- Синее

- А в карете не жарко в платье?

- Нет! Ой!

Игра становится интересной, когда все игроки уже приобретут некоторый опыт, и чтобы игрок ошибся, ведущему придется идти на уловки, например, усыпить бдительность игрока простыми вопросами, а потом перейти на провокационные, или же одним за одним сыпать вопросы, на которые хочется тут же ответить «Нет!!»

Вариант ответов более опытного игрока:

- Возможно
- Вы поедете в карете?
- Скорее всего в ней
- А карета будет запряжена слонами?
- Какими слонами?! Лошадьми!
- Вы поедете на бал в костюме?
- Наверно в красивом платье
- Платье, конечно, желтое?
- Синее
- Вы будете на балу самой красивой?
- Конечно 
:-)
- Вы возьмете с собой жениха?
- Он всегда со мной ездит
- А как зовут жениха?
- Максим
- А вы его любите?
- Да. 
Ой!

Есть еще вариант присловки для игры:

Вам бабушка прислала
Кусочек одеяла и баночку соплей.
Велела не смеяться,
Губы бантиком не строить,
Да и нет не говорить,
Черный с белым не носить,
Букву «Р» не выговаривать…
Вы поедете на бал?

В этом случае нельзя также произносить слова с буквой Р.

В игру интересно играть в небольшой компании, 2-3 человека.

Количество игроков: от 2 до 4 человек

Дополнительное оборудование: нет

«…Не на шутку рассердился»- эту фразу, пожалуй, каждый из нас помнит с детства.

В эту спокойную игру вполне можно поиграть не только на улице, но и дома или в транспорте — например, в поезде или автомобиле по дороге к морю. Она не потребует большого пространства или физической активности, главное — собрать команду игроков.

Водящий-садовник шепотом и на ушко присваивает каждому игроку имя — название цветка, а потом произносит хорошо знакомое:

«Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме…» — и называет один из цветков.

Названный цветок должен откликнуться:

— Ой!

— Что с тобой?

— Влюблен(а)!

— В кого?

— В… (далее звучит название любого пришедшего в голову цветка)

Если такой игрок-цветок существует, то он должен откликнуться. Если нет — водящий снова читает стишок.

Проигравшим считается тот «цветок», который забудет откликнуться или ошибочно среагирует на чужое имя. Такой игрок должен будет выполнить какое-либо задание: спеть песню, прокукарекать, поздравить соседку по купе бабу Машу с праздником — задание-наказание придумывает водящий или вся компания «цветов» совместно.

Подсказка для детей: Игра только кажется простой, а из-за ее монотонности и постоянного повторения одного и того же диалога «проспать» свою партию проще простого. Сохраняйте бдительность!

Игра «Море волнуется раз»

Возрастная категория: для детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).

Цель игры: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.

Оборудование: могут пригодиться, хотя не обязательно, несколько средних резиновых мячей небольших размеров, надувные шарики разных цветов, разноцветные атласные ленточки длиной не более 1 м и многие другие игровые атрибуты. Все зависит от личной фантазии ведущего и участников игры.

Ход игры.

Игра «Море волнуется раз»В игре может принимать участие неограниченное количество человек, например даже от 20 до 25 и более. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущих!, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра продолжается дальше по тем же правилам, причем ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как:

«Любая фигура, на месте замри!», или

«Земная фигура, на месте замри!», или

«Воздушная фигура, на месте замри!»

Таким образом можно изображать представителей различных профессий, животных, птиц, насекомых, самые разнообразные одушевленные и неодушевленные предметы. Игра может продолжаться неограниченное количество времени до тех пор, пока вызывает интерес у ее участников и повышает им настроение, создавая положительный эмоциональный настрой.

Садовник

Играющие садятся в рядок, называют себя каким-нибудь цветком и слушают ведущего — садовника, который произносит присказку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... розы».

Тот игрок, который назвался розой, должен откликнуться: «Я!»

Садовник спрашивает: «Что такое?»

Игрок отвечает: «Влюблена!» (или «Влюблен!»)

Садовник: «В кого?»

Игрок называет другой цветок, и весь диалог повторяется.

Если игрок не успеет ответить садовнику или запнётся в выборе следующего цветка, он должен быть оштрафован и отдать какую-либо из принадлежащих ему вещей в качестве фанта.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:

- Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите. Черный, белый не берите. Да и нет не говорите.

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов:черный, белый, да, нет.

Идет примерно такой разговор:

- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
Чуть-чуть не ответил игрок: “Черный и белый”, да вовремя спохватился и сказал:
- Мягкий!
-А какой хлеб ты больше всего любишь? Черный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булку?
- Из пшеничной.

И так далее. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает ведущему фант. В конце игры те игроки, которые остались без фантов, выкупают их.

П р а в и л а .

1. На вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя.

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может разговаривать одновременно с двумя играющими.

4. При выкупе фантов ведущий не показывает его участникам игры.

Игру можно вести на лесной полянке или в тенистом уголке игровой площадки. В игре принимают участие не более десяти человек, все дети имеют по несколько фантов.
Они должны внимательно слушать вопросы ведущего, и прежде чем ответить, подумать. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и т.п. Самой трудной в этой игре является роль ведущего. Фанты могут выкупаться после того, как проиграет пять человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помощь логопеду в работе с родителями"

Рекомендации учителя-логопеда для родителей. Быстро и удобно!...

Анкета для родителей(в помощь логопеду)

В начале уч.года , на первом родительском собрании целесообразно проводить такое анкетирование. Помогает раскрыть сведения по ознакомлению с семьей, даже те, которые родители стесняются порой озвучить...

Анкета для родителей(в помощь логопеду)

В начале уч.года , на первом родительском собрании целесообразно проводить такое анкетирование. Помогает раскрыть сведения по ознакомлению с семьей, даже те, которые родители стесняются порой озвучить...

Презентация на тему: "Компьютерные развивающие игры в помощь учителю-логопеду и дефектологу ДОУ"

Использование компьютерных игр позволяет учителю-логопеду создать более комфортные условия для успешного выполнения коррекционно-образовательных задач....

Игры с мячом в помощь логопеду

Игры  с мячом  известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность...

в помощь логопеду "Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...

Игры, в помощь учителю - логопеду

В помощь коррекционным педагогам...