Статья
статья (подготовительная группа)

Дрепина Наталья Владимировна

Статья " Подготовка детей дошкольного возраста к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.Подготовка детей дошкольного возраста  к школе.

 

Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, - это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых, особенно отца и матери. Как известно, самыми близкими взрослыми для первоклассника являются родители и педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, подскажут, научат всему необходимому.

   В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения.  Начиная с работ чешского педагога и учёного Я.А.Коменского, преемственность рассматривалась как один из основных принципов развития образования. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.

   Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

- всестороннее развитие и воспитание;

- формирование психической готовности к обучению в первом классе;

- формирование учебной мотивации.

   Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющиеся фундаментом преемственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей обучению в школе.

   Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки).

   Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла.

   Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как  помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

   Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. По этому и в детском саду, и в начальной школе необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей системно (например, один раз в неделю) и, не только с привлечением воспитателей, учителей начальной школы, но и учителей и воспитателей средних и старших классов с приглашением в течении учебного года 2-3 раза и ученых-педагогов по этой специальности.  Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие.

   У психологов и педагогов вызывает тревогу, то что категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?»

   Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе.

   Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребёнок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, наверное, сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить.

   Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может сказаться на его здоровье.

   Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

   Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение – «Я уже школьник!». Все это проходят и наступают будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым порядкам и распорядкам дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

   Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни.

   Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

 Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, о помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

   Очень удачно поставлена работа по психолого-педагогической подготовке ребёнка к школе в детском саду «Ромашка» и начальным звеном средней школы села Старые Тукмаклы Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Руководствуясь концепцией организации, содержаниям и методического обеспечения подготовки детей  к школе, воспитателями детского сада и педагогами начальной школы разработан «План работы по преемственности между МБДОУ Детский сад села Старые Тукмаклы и начальным звеном МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы». План включает в себе разделы по организационной, методической, психодиагностической и коррекционной работе, по работе с родителями. В соответствии с «Планом» составляются графики проведения подготовительных занятий с воспитанниками ДОУ учителями начальных классов. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы регулярно проводят консультации для будущих первоклассников и их родителей на различные темы, собрания, конференции «круглые столы». Анкетирование родителей тестирование детей помогают педагогам усовершенствовать и более творчески подходить к своей работе.

   Совместная работа детского сада и школы позволила составить «портрет» выпускника детского сада по следующим параметрам развития: здоровье и физическое развитие; социальное развитие; развитие речи и речевого общения; познавательное развитие; эстетическое развитие. Если параметры развития ребёнка совпадают с «портретом» на 80-85%, то работа педколлектива выполнена на «отлично». Также оценкой результатов работы можно считать 100% ответ «Да» анкетируемых родителей на вопрос «Удовлетворены ли  Вы работой детского сада по подготовке детей к школе?»

    Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие исследовательского типа личности детей младшего школьного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительно актуальность современной педагогической науке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...