Проект по художественно - эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования» (в старшей группе)
проект (старшая группа)

Проект по художественно - эстетическому развитию

«Нетрадиционные техники рисования»

(в старшей группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_izo_starshayagruppa.doc506 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «КОЛОКОЛЬЧИК»

Проект по художественно - эстетическому развитию

«Нетрадиционные техники рисования»

(в старшей группе)

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

                                                                                               

Воспитатели:

группы №16 «Дюймовочка»                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Нуцалова Д.Р.

Биннатова Г.А.

                                   

г. Когалым 2020г

Актуальность:

          Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, творческих способностей дошкольников; способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга, психических процессов, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков; ребёнку предоставляется возможность экспериментирования. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Тип проекта – творческий, краткосрочный

Срок проведения проекта: сентябрь- октябрь 2020 года

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. 

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Программные задачи:

Образовательные:

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; развивать  желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитывающие:

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Проблема проекта: Недостаточные  знания актуальности нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Материально-техническое оснащение: Дидактические материалы:

  1. Дидактический материал. Учимся рисовать "Городецкая роспись";
  2. Дидактический материал. Учимся рисовать "Хохломская роспись" (1,2)
  3. Вохринцева С.В. Дидактический материал. Окружающий мир "Народное творчество(1,2)"
  4. Городецкая Роспись Наглядно-дидактическое пособие «Народное искусство» 3-7 лет. ФГОС.
  5.  Золотая Хохлома Наглядно-дидактическое пособие «Народное искусство» 3-7 лет. ФГОС.
  6. Сказочная Гжель Наглядно-дидактическое пособие «Народное искусство» 3-7 лет. ФГОС.

Изделия народного промысла с разными видами росписи;

Презентации по видам росписи;

Необходимые материалы для творчества: Шаблоны, раскраски.

Методы, используемые в проекте: наглядный, словесный, практический (наблюдение, объяснение, экспериментирование, беседа, показ и др.).

МЕРОПРИЯТИЯ:

1. этап - подготовительный:

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  2. Разработка содержания проекта.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.  
  4. Консультация для воспитателей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
  5. Консультация для родителей   «Рисование нетрадиционными способами».

          2. этап – информационно- творческий:

  1. Подготовка альбома по нетрадиционным техникам рисования
  2. Проведение мастер класса  «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»
  3. Проведение занятия «Осенний букет» оттиск листьями с разных деревьев
  4. Проведение занятия «Разрисовка маленьких камешков»
  5. Проведение занятия «Загадочные цветы» Рисование нитью

3. этап – обобщающий: 

  1. Подведение итогов проекта
  2. Консультация для воспитателей «Использование  нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
  3. Оформление выставки работ выполненных руками детей.

Предполагаемые результаты проекта:

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. В  своей работе я использую пособие  Г.Н.Давыдовой «Техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения.  Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель: – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

 Задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Методы  и приёмы:

  1. Печать от руки

 Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

 2. Использование печатки  Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

 3. Рисование пёрышком:  Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем:  Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

 5. Монотипия:  Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном : Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка:  Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография:  В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. Набрызг:  Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 10. Граттаж:  Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После

высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями:  Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали

12. Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком технология рисования: Развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.  Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

13. Вместо кисти – дырокол:  На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей.

14. Рисование на мокрой бумаге:  Намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Далее даём детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии.

15. Пластилинография:  Рисование пластилином. Детям предлагаются листы картона с готовым контурным рисунком или же картон с шаблоном. Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать от контура к середине кругообразными движениями

16. Рисунок на мятой бумаге : Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.         

17. Теснение по фольге : Развивает усидчивость, мелкую моторику рук, творчество Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет).     Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один – два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.

18. Рисование солью:  Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать

 пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.  Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

 19. Рисунки – невидимки:  Лист белой бумаги, кисточка, в блюдце налито молоко. Нарисовать рисунок вместо красок использовать молоко, когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать её над включенной настольной лампой.

20. Ниткография:  Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Для работы потребуются:

  • два альбомных листа;
  • тушь или жидко разведенная гуашь;
  • тарелочки для красок;  
  • пластмассовые ложечки;
  • ниточки средней толщины;
  • тканевые и бумажные салфеточки

 Приступаем к работе:

  1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.
  2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.  
  3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.
  4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги.  Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.
  5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.
  6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.
  7. По желанию дорисовать, приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.) или вырезать изображения, нанесённые с помощью нити и составить из них композицию.

Рисование солью:

 Понадобится: — белый картон — акварельные краски — кисточка — фломастер — поваренная соль

  1. Смочи белый картон водой и разрисуй его разноцветными акварельными красками.
  2. Насыпь щепотку крупной соли на разрисованный лист — только не прозевай, бумага должна быть влажной. Для получения аккуратной четкой линии равномерно высыпаем соль через отверстие в стакане на влажную окрашенную бумаге.
  3. Солью можно рисовать бутоны цветов.  Соль вбирает влагу (краситель) и получается «Солевой эффект». Композицию можно дополнить, нарисовать кистью листья цветка, паучка. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения    

Заключение:

В результате проведения таких  нетрадиционных занятий у детей  сохраняются психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!                                                                                                              


Приложение 1

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ С РАЗНЫХ ДЕРЕВЬЕВ «ОСЕННИЙ БУКЕТ»

Задачи: продолжаем знакомство с нетрадиционной техникой – печать листьями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона Материал: осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; шаблоны ваз; набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, картины с осенним пейзажем. Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование картин об осени. Ход занятия. 1. Вводная часть:

Воспитатель показывает образец работы и читает стихотворение Е.Мельникова- Кравченко

У меня букет осенний,

Разноцветный и последний.

В нем есть клена лист резной,

Лист калины расписной.

Скромненький листок осины

И алеет гроздь рябины.

Вот березки желтый листик,

И резной тысячелистник.

У дубка лист красный, яркий,

Посмотрел, и стало жарко.

Свой букетик засушу,

Осень в зиму приглашу.

 

Игра «Угадай, с какого дерева лист»

В ходе игры воспитатель упражняет детей в названии различных листьев и соотнесении их с деревьями. Развивает цветовое восприятие: называет дерево, ребенок ищет лист от него, а затем показывает, какими красками и какой техникой можно его нарисовать.

2. Самостоятельная деятельность.

Дети садятся на свои места, воспитатель напоминает последовательность работы, как рисовать листья.

Сначала дети рисуют вазу самостоятельно или по шаблону.

Далее воспитатель напоминает последовательность работы. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Покрасить лист можно как краской одного цвета, так и разными цветами. В завершении работы, прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.

При затруднении педагог еще раз объясняет технологию работы, тем, кому нужна помощь. Пока сохнут работы, воспитатель проводит пальчиковую игру

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

Итог: По окончании занятия все рисунки рассматриваются, с каждым ребенком обсуждаются, какие листья от какого дерева он нарисовал, почему выбрал те или  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«РИСОВАНИЕ НА КАМЕШКАХ»

Цель: знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

Материал: природные камни; гуашь, смешанная с клеем ПВА; кисти; клеёнки; салфетки;  «волшебный» мешочек. Методика:  

(Воспитатель вносит заранее собранные и помытые камешки в «волшебном» мешочке).

Воспитатель:- на чём можно рисовать красками?

 (ответы детей: бумаге, асфальте, доске, снеге, зеркале, ткани…).

Воспитатель читает стихотворение:    

 Я иду по берегу, плещется волна,      

А сквозь воду камушки мне видны со дна.      

Вдруг блеснуло золото- это только миг.    

  Наклониться хочется к каждому из них.    

  Разглядеть получше я их захочу,    

  Вытащу на сушу, на солнце разгляжу.      

Что случилось с ними?    

  Белый сероват, красный стал коричневым.    

 Камни не блестят.    

 Камушки волшебными кажутся в воде,    

 А сухие камушки не видны нигде. (Е.Алексеева)

Воспитатель  спрашивает у детей, собирали ли они когда-нибудь красивые камешки на берегу реки или моря, видели ли камни, которые и сухими остаются красивыми.

Предлагает  детям рисовать на камешках, превратить при помощи красок невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы: грибы, божьих коровок, других жучков, лягушек, цветы.  

Воспитатель подносит к каждому ребёнку «волшебный» мешочек.

Дети выбирают камешки.

Воспитатель предлагает внимательно вглядеться в камни. Просит детей описать их: круглые, с зазубринами, острые, плоские, гладкие, шершавые. Сравнить, на что похожи разные камни:

 у Вани камень круглый, как шарик; у Кати  похож на лодочку, у Данила на пряник, у Маши на мышку…

  Пальчиковая гимнастика:  

Повели на море Гальку,

 «Собирай, - сказали,- гальку!»

  Галька гальки набрала-  

Встать на ножки не смогла.

 

Дети самостоятельно работают за столами.

 В конце занятия рассматривают раскрашенные камешки. Выбирают маленькие  камни для игры в песочнице, большие - для украшения участка.  Занятие можно проводить во время прогулки на участке.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗАГАДОЧНЫЕ ЦВЕТЫ»

Цель: развитие творческих способностей; знакомство с новой техникой рисования нитью.

 Задачи:

 познакомить детей с новой техникой рисования нитью; показать детям возможность получения изображения с помощью нити;

 сформировать у детей технические навыки рисования;

воспитывать интерес к художественному творчеству; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования;

формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.  

Материалы: лист формата А 4, жидко разведенная гуашь и перламутровые акриловые краски, нить, салфетки, кисточки, влажные салфетки, 2-3 образца готовых работ, выполненные в разных цветовых сочетаниях и на разном фоне. Предварительная работа: беседа «Сочетания цветов. Летние краски»; словарная работа (понятия «спираль», «фантасмагория»»)

 

Ход занятия:

 - Ребята, какой сейчас месяц и время года? (лето, июнь)

 - С чем у вас ассоциируется лето? (Ответы детей)

 - Лето – это время ярких красок, это буйство цвета, это жаркое солнце, теплое море, это сезон пробуждения красоты.

- А какие вы знаете цветы? (Ответы детей)

- Сегодня я вам предлагаю нарисовать необычные цветы.(показываю готовые образцы)

 А раз они необычные, то и рисовать мы их будем необычным способом. И у нас с вами получится цветочная фантасмагория.

Фантасмагория – по – другому «представление», это сочетание причудливых образов, видений, фантазий. Мы с вами будем создавать свои цветочные фантазии.

 - Давайте вспомним, какие техники рисования мы с вами знаем уже и пользовались ими на занятиях? (тычком, пальчиковое рисование, рисование по – мокрому листу, кляксография  и т.д.)

 - Мы познакомимся сейчас с новой техникой рисования – рисование нитью. И при помощи волшебной ниточки создадим яркие необычные летние цветы. А может, у кого-то получится замысловатый интересный образ совсем не похожий на цветок и мы подумаем, на что это похоже

 - Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

 

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

 На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

 Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх) Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках).

  Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

 

- Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Я вам покажу прием рисования, вы внимательно посмотрите и попробуете сами:

 1. Берем нитку (сухую нитку) и круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги.(для того, чтобы дети поняли, как нужно будет расположить ниточку на бумаге)

 2. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить  на листок по спирали, как это делали сухой ниткой так, чтобы кончик нитки выступал на 5

22 – 10 см от края листа, чтобы его было удобно, потом вытягивать. Таким образом, можно уложить одну, две или даже три ниточки, окуная их в краску разного цвета. При этом напоминаю о сочетании цветов.

3. Затем берем чистый лист бумаги и накрываем сверху наши ниточки, слегка прижимая ладошками листок сверху.

4. Начинаем вытягивать ниточки из-под листочка, разводя нитки в разном направлении. Снимаем верхний лист бумаги и волшебная картинка готова!

 

- Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.  - Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)

В ходе выполнения детьми задания воспитатель отмечает выбранные детьми яркие краски и восхищается удачным проявлением их волшебного умения.

 – Ребята, мы можем их дорисовать наши летние цветы и нарисовать к ним листочки (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхают работы, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте) Детям очень нравится такой способ рисования, особенно когда это делается акриловыми красками золотого и серебряного цвета, также можно использовать яркие флуоресцентные акриловые краски.

 Работы выполняются на листах формата А 4 и А 3(прикладывается нить на одну половину листа и сверху закрывается второй половиной, в итоге получается картинка в зеркальном отражении)

 

 

 


Приложение 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Самостоятельная изобразительная деятельность - это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого. Основные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельной изобразительной деятельности, следующие:

  • целенаправленное обучение на занятиях изобразительной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;
  • обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;
  • тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:
  • творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);
  • поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);
  • приемы, направленные на самообучение детей (например: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисовать его» и т. п.);
  • анализ детьми самостоятельной деятельности.

Основная   задача   воспитателей    - содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей. Все материалы, используемые для изобразительной деятельности, вносятся в зону по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются. Оборудование зоны по изобразительной деятельности.

 Средняя  группа

  1. Листы бумаги разного размера.
  2. Цветные карандаши (12 цветов) - 4-5 коробок.
  3. Пластилин - 3-4 набора.
  4. Доски для лепки - 3-5 штук.
  5. Коробка с природным материалом.

Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

Старшая и подготовительная группы

Материалы для рисования:  

  1. Мольберт или стол
  2. Листы бумаги разного цвета, величины и формы.
  3. Цветные карандаши - 2-3 коробки (24 цвета).
  4. Краски акварельные - 2-3 набора.
  5. Краски гуашь- 1 набор.
  6. Кисти щетинные - 2-3 штуки.
  7. Кисти беличьи или пони - № 2, 3, 5, 6, 8 - 5 штук.
  8. Цветные восковые мелки - 1 набор.
  9. Сангина - 1 набор.
  10. Угольный карандаш - 1 коробка.
  11. Пастель - 1 набор.
  12. Палитры - 3-4 штуки.
  13. Доска для рисования мелом.
  14. Салфетки для высушивания кисточек.
  15. Банки для воды - 2-3 штуки.

 Материалы для лепки:

  1. Пластилин - 2-3 набора (12 цветов).
  2. Стеки - 2-3 штуки.
  3. Доски - 2-3 штуки.
  4. Коробка с природным материалом.

Материал для аппликации:

  1. Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.
  2. Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).
  3. Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.
  4. Листы цветной бумаги большие и маленькие.
  5. Кисточки для клея 2-3 штуки.
  6. Салфетки для  придерживания.
  7. Клеенки для намазывания бумаги клеем.

В зону по изобразительной деятельности периодически вносят репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.). Организуются просмотры диафильмов, кинофильмов. В зоне определяется место пособиям, с которыми дети будут действовать самостоятельно.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.  Начальные художественные проявления детей облечены в доступные для них формы выражения - детский рисунок, лепка, первые вырезки и игры с мозаикой. Воспитателю следует учитывать то, что становление самостоятельной изобразительной деятельности происходит в том случае, когда у ребенка накопился запас эстетических впечатлений и практический

 опыт рисования, лепки, аппликации.

 Одним из мотивов ее возникновения является желание ребенка нарисовать, слепить или сделать игрушки для определенного лица (в подарок маме, товарищу) или группы лиц (например, для детей младшей группы).

Хорошо если во время работы ребенок комбинирует несколько видов работ. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией. Рисунки, лепка, аппликация, выполняемые детьми в свободное время, не обязательно используются в играх.

Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель должен заботиться о том, чтобы такая деятельность развертывалась и на свежем воздухе.

Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, выкладывание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, выкладывание изображений из шишек, камешков на песке (солнышко, животные, люди), изготовление изделий из папье-маше, плетение из соломки, поделки из сучьев и веток растений, зимой - создание поделок из снега с использованием цветного льда для украшения. Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.

         На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает  детям понять цель работы и варианты ее исполнения  (Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить?  Что нравится?).

На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их «сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.

На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать). Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое дело  на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.

 Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.

Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства. Выполнение всех педагогических условий организации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление художественных интересов и способностей дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РИСОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ»

 

   Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме

. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

 Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.       Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции.

 Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.        Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.      Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование листьями деревьев, цветов, капустой, пробками, поролоновыми печатками, тычками разной формы и вида, рисование пальцами, ладошками, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать  скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я.

Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».      Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.             

 Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.       Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью, манкой. Они обладают не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобны в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.

 А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…            

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов

 обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.    

 Малыш всему учится  в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускать праздничные газеты, устраивать различные конкурсы, тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки.

 Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние. Успехов в овладении нетрадиционными техниками и приемами  в рисовании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) в подготовительной группе «Зимнее дерево»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по теме: «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования). Это конс...

Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»

Паспорт проектаНаименование: «Нетрадиционные техники рисования»Составитель проекта: Овчинникова В.В.Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.Длительность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....

ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ВМЕСТО КИСТОЧКИ - РУКА"

Проект с детьми 2 - 3 лет по художественно - эстетическому развитию нетрадиционные техники рисования "Вместо кисточки - рука"...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Нетрадиционные техники рисования" ср.гр.

Проект по художественно-эстетическому развитию "Нетрадиционные техники рисования" ср.гр....